В своем Послании народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» Президент РК Н. Назарбаев сказал: «…Мы должны развивать новые отрасли, создаваемые с использованием цифровых технологий. Это важная комплексная задача. Необходимо развивать в стране такие перспективные направления, как 3D-печать, онлайн-торговля, мобильный банкинг, цифровые услуги, а также применяемые в здравоохранении, образовании и другие. Эти отрасли уже изменили структуру экономик развитых стран и придали новое качество традиционным отраслям. В связи с этим поручаю Правительству разработать и принять отдельную программу «Цифровой Казахстан»…». Известно, что это является главным условием вхождения в число 30 развитых стран. Все цивилизованные страны переходят на эту цифровую систему, ежегодно улучшая развитие своей промышленности и благосостояние народа.
Во исполнение прямого поручения Елбасы Министерство информации и коммуникаций разработало Государственную программу «Цифровой Казахстан». Программа состоит из пяти основных направлений: цифровизация отраслей экономики; переход к цифровому государству; реализация цифрового Шелкового пути; развитие человеческого капитала; создание инновационной экосистемы. Главная цель программы, которая станет дополнительной силой в реализации целей и задач, указанных в таких важных документах, как «100 конкретных шагов» План нации и «Нурлы жол», – повышение конкурентоспособности экономики страны, улучшение благосостояния народа, повышение качества жизни и цифровизация национальной экономики. В рамках реализации документа до 2020 года предусмотрено увеличение числа интернет-пользователей до 80 процентов, охват 95 процентов населения цифровым вещанием, повышение цифровой грамотности граждан до 80 процентов. Большая часть реализуемых проектов будет осуществляться в рамках государственно-частного партнерства. Стоит отметить, что «Цифровой Казахстан» направлен на развитие не только одной IT-отрасли, но и других сфер общества. Благодаря этому в IT-секторе будет создано 150 тысяч новых рабочих мест. Производительность труда в этой сфере составит 37 процентов. А цифровая грамотность населения планируется довести до 85 процентов.
Проект будет реализован по 4 основным направлениям. Первое направление – обеспечение широкополосным интернетом сельских территорий и повышение транзитного потенциала Казахстана. Второе направление – внедрение цифровых технологий в отрасли экономики (транспорт и логистика, здравоохранение, образование, сельское хозяйство и электронная торговля). Третье – повышение качества работы государственных органов и четвертое направление – подготовка IT-специалистов. В целом, работа по внедрению информационных технологий в государственный сектор в Казахстане успешно началась несколько лет назад. Ярким примером этого является система eGov, или электронное правительство Казахстана. С помощью этой системы сегодня можно проводить сотни операций, не вставая из-за компьютера. Любой казахстанец имеет возможность оформить документы, оплатить коммунальные услуги, налоги, штрафы, страховку и другие виды услуг, не выходя из дома. В дальнейшем в рамках программы «Цифровой Казахстан» работа этой системы будет усовершенствована. Для этого был принят опыт развитых стран, таких как Австрия, Дания, Австралия, Канада и Сингапур.
В настоящее время уже видны первые результаты проделанной работы по программе. Например, с прошлого года в школах Казахстана введены в использование электронные дневники. Кроме того, педагоги могут сдавать отчеты и планы своей работы не в бумажном виде, а в электронном. Электронная коммерция и безналичные платежи прочно вошли в нашу жизнь.
Так, Акционерное общество «Казпочта» открыло специализированные центры «Фулфилмент» и электронной коммерции в городах Астана и Алматы. Это будет способствовать развитию интернет-торговли за счет сокращения сроков доставки и совершенствования услуг по отправке товаров. Также на базе «E-commerce», то есть электронных коммерческих центров, предоставляются обучающие услуги по созданию онлайн-магазинов.
В рамках перевода государственных услуг в электронный формат, методы, помогающие устранить административные барьеры и бумажный документооборот, способствуют решению многих проблем. Например, в результате объединения баз данных государственная регистрация граждан была полностью переведена в электронный вид, что позволило сократить более 2 миллионов бумажных справок. Также запущен пилотный проект по проактивному оформлению услуг, связанных с рождением ребенка. В результате было сокращено более полутора миллионов выдач справок. В первом Центре обслуживания населения, запущенном в городе Астана по оказанию государственных услуг, каждый желающий может ознакомиться с видами услуг и свободно получить необходимые электронные документы. В дальнейшем планируется увеличить зоны самостоятельного обслуживания в центре до 60 процентов. Планируется открытие таких центров во всех областных центрах.
Одним из приоритетных направлений в программе «Цифровой Казахстан» является развитие человеческого капитала. В рамках этой государственной программы к 2022 году поэтапно планируется повысить цифровую грамотность населения страны до 83%. При этом сам термин «цифровая грамотность» означает обеспечение свободного использования людьми информационных технологий в повседневной жизни и работе. На сегодняшний день определены несколько уровней цифровой грамотности населения. Это: базовый уровень. То есть, умение пользоваться компьютером и мобильными гаджетами, получение информации через интернет и другие направления. Второй уровень – способность осваивать транзакционные направления: умение пользоваться сервисами «электронного и открытого правительства», освоение возможностей получения услуг и осуществления платежей. Третий уровень связан со свободным освоением услуг покупки, продажи и