Ли Куан Ю, автор экономического чуда в Сингапуре, превратил свою страну из «третьего мира» в развитую страну с низким уровнем коррупции. Как он это сделал?
На момент обретения независимости (1965 г.) Сингапур был ужасным государством: бедность большинства населения, грабежи и взяточничество были неотъемлемой частью жизни государства. В стране не хватало природных ресурсов, даже питьевую воду и песок для строительства импортировали.
Хотя британские колониальные власти оставили наследие эффективной системы управления, обуздать коррупцию в Сингапуре оказалось сложно. Поскольку многие должностные лица были вовлечены в коррупционные схемы, борьба с злоупотреблениями в правительстве была очень сложной.
Развитие коррупции повлияло на скромные доходы государственных служащих по сравнению с работниками коммерческого сектора. Кроме того, подавляющее большинство населения свидетельствовало о крайне низком уровне образования и правовой культуры.
Человеком, который изменил ситуацию в стране, стал Ли Куан Ю. В июне 1959 года он одержал победу на выборах с партией «Народное действие» и был назначен премьер-министром. Назвав себя «группой лидеров буржуазии, обучающих английскому языку», новая партия приступила к установлению порядка в социальной, правовой и экономической сферах.
Лучшее определение начала его реформ Ли Куан Ю: «Если вы хотите победить коррупцию, будьте готовы отказаться от своих друзей и родственников». После этого были изменены положения законодательства страны. Любой человек был равен перед системой права, и не имело значения, принадлежал ли он к высшей или низшей группе, закон был одинаков для всех.
По мнению нового правительства, для борьбы с официальными ошибками была разработана следующая схема: власть – деньги – коррупция – устранение. Для этой цели Министерство финансов разработало специальную антикоррупционную программу, включающую ряд мер. Некоторые из них были следующими:
— обеспечение прозрачности контроля со стороны их руководителей за должностными лицами низшего звена;
— обеспечение ротации должностных лиц для предотвращения формирования коррупционных связей;
— проведение внезапных проверок – совершенствование порядка взаимодействия с гражданами и организациями с целью предотвращения бюрократических задержек;
Ли Куан Ю вместе с партией, которую он возглавлял, создал условия для формирования независимых и объективных средств массовой информации, способных объективно освещать все коррупционные проявления.
Одним из важных мероприятий по эффективной борьбе с коррупцией стало повышение заработной платы должностных лиц. «Они заслуживают достойной и честной работы», – заявил Ли Куан Ю. По мнению политика, если государственным служащим не будет выплачиваться дополнительная оплата, то маловероятно избежать «утечки мозгов» в коммерческий сектор.
Это стабильная и надежная власть – ключ к успешному управлению страной. Богатство чиновников быстро росло, в государственную службу пришли лучшие специалисты. С началом быстрого экономического роста зарплаты чиновников росли в соответствии с доходами частного сектора.
Ли Куан Ю изменил традиционный вид дохода для высокопоставленных чиновников. Теперь пересмотр зарплат министров, судей и высших государственных служащих автоматически был связан с суммой налога, уплаченного частным сектором. Формула зарплаты действующих должностных лиц была следующей: зарплата государственного служащего определялась как 2/3 дохода сотрудника частного сектора на сопоставимой должности, указанного в его налоговой декларации.
От британского колониального правительства сингапурцам досталось «Бюро по расследованию коррупции», которое называлось «Бюро по расследованию заразной жадности». Директор Бюро напрямую отвечал своему премьер-министру. Основными функциями Бюро были рассмотрение фактов злоупотребления служебным положением, халатности и взяточничества, совершенных государственными служащими.
Бюро обладало авторитарными полномочиями. Без решения суда оно имело право задерживать и обыскивать подозреваемых в коррупционных действиях, проверять их банковские счета и счета участия. Бюро могло возбуждать дела в отношении родственников подозреваемого, вызывать любого свидетеля для допроса и расследовать нарушения, возникающие в ходе расследования дела.
Бюро имело право привлекать к ответственности каждого гражданина, независимо от его статуса и религии. Но особое внимание уделялось тому, что сотрудники государственных органов получали взятки, связанные с коррупцией. Должностное лицо, осужденное за коррупцию, лишалось работы, пенсии и всех льгот.
Сотрудники Гарвардского университета представили интересные данные. Они подсчитали, что снижение уровня коррупции в Сингапуре по сравнению с Мексикой принесло правительству экономическую выгоду, сопоставимую с 20% ростом налогов.
В 1989 году минимальный размер штрафа за коррупцию в Бюро достигал от 10 тысяч до 100 тысяч сингапурских долларов. Кроме того, дача ложных показаний или попытка обмана следствия приводили к лишению свободы.
Даже сам премьер-министр не был застрахован от всех полномочий этого карательного органа. Бюро несколько раз исследовало Ли Куан Ю и членов его семьи, но никаких результатов это не принесло. Но за время деятельности Бюро в тюрьму попали несколько министров, общественных деятелей, профсоюзных лидеров и топ-менеджеров государственных компаний.
Керимсал Жубатканов