Прошло несколько лет с момента ратификации нашей страной Конвенции Организации Объединенных Наций (ООН) о правах инвалидов. Можно ли подвести первые итоги, изменилось ли положение людей с инвалидностью в Республике Казахстан за это время? Соответствует ли наше законодательство международным требованиям и стандартам?
Согласно статье 8 Конституции Республики Казахстан, Республика Казахстан признает принципы и нормы международного права, стремится к соответствию действующего права Республики Казахстан конституционным нормам.
В соответствии со статьей 29 Конституции Республики Казахстан, закреплено право граждан на охрану здоровья, получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, а также получение платной медицинской помощи в государственных и частных лечебных учреждениях, установленных законом. Реализация конституционного права граждан во всех сферах здравоохранения, охрана здоровья граждан регулируется Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения». Оказание медицинской и социальной помощи больным с психическими расстройствами регламентируется статьей 20 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения».
Социальная защита инвалидов в общественных отношениях регулируется Законом «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», который определяет правовые, экономические и организационные условия для создания равных возможностей жизнедеятельности и обеспечения интеграции.
Согласно Закону «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», инвалиду дается следующее определение: инвалид – «лицо, которое в связи с нарушением функций организма, обусловленным стойкими заболеваниями, вследствие последствий травм (телесных повреждений, увечий, контузий) имеет ограничение жизнедеятельности и нуждается в социальной защите». Отношения, возникающие при реализации прав инвалидов в Республике Казахстан, регламентируются также Законом «Об отдельных видах государственных социальных пособий», Трудовым кодексом и Гражданским кодексом Республики Казахстан.
Наши внутренние законы, как представляется, полностью обеспечивают законом право на здоровье и социальную защиту инвалидов, в том числе лиц с психическими и поведенческими расстройствами. Однако, давайте углубимся в проблему. Конвенция о правах инвалидов (КПИ) в первую очередь предполагает концептуальные изменения в защите прав и обеспечении свобод инвалидов, а социальное обеспечение и благотворительность дополняют эту политику.
Подход к инвалидам в социальном, правозащитном плане в основном охватывает меры, направленные на защиту их от исключения из жизни и включение их в общественную жизнь. Таким образом, КПИ ставит целью обеспечение и равное осуществление, поощрение, защиту всех прав человека и основных свобод всех инвалидов, а также уважение их достоинства. Согласно концепции КПИ, к инвалидам относятся: лица, имеющие стойкие физические, психические, интеллектуальные или сенсорные нарушения, которые при взаимодействии с различными барьерами могут помешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.
Особое место среди людей с инвалидностью занимают лица с психическими и поведенческими расстройствами. Психические заболевания издревле сопровождались мистическим страхом, заблуждениями, фантазиями, различными суевериями. К сожалению, и в современном 21 веке, нередки случаи негативного стереотипного отношения и отчуждения со стороны общества по отношению к людям с психическими и ментальными проблемами. Несмотря на сотни видов психических и поведенческих расстройств, абсолютное большинство из них успешно излечиваются или восстанавливаются благодаря правильной терапии, люди склонны навешивать ярлык «дефектный» на тех, чье поведение или реакция отличаются от общепринятых норм.
По статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), каждый 4-й человек в течение жизни сталкивается с психическими проблемами; 10% населения страдает от каких-либо психических заболеваний, а через 10 лет этот показатель достигнет 15%. У нас же, в Казахстане, этот показатель на сегодняшний день находится на уровне 1,1%, но можем ли мы сказать, что мы или наши близкие не нуждаемся в этой помощи, связанной с нашей психикой? Я думаю, что нет. Этот факт доказывает, что мы недостаточно внимательно относимся к своему психическому и ментальному здоровью, обращаемся к специалистам только тогда, когда проблема становится очевидной, когда требуются масштабные меры, только тогда, когда болезнь обостряется. Наше государство после ратификации Конвенции о правах инвалидов взяло на себя определенные обязательства по защите прав людей с инвалидностью, включая людей с психическими заболеваниями, которые имеют право на осуществление всех своих гражданских, экономических, политических прав и свобод. Правозащитный подход в сохранении психического здоровья, в лечении и реабилитации предполагает информированное согласие пациентов как решающий момент.
В настоящее время в Республике Казахстан разрабатывается государственная программа деинституционализации службы психического здоровья. При участии общественных организаций в городе Алматы начат процесс постепенной адаптации воспитанников психоневрологического интерната к самостоятельной жизни. Рассматриваются меры по сокращению стационаров, развитию альтернативных форм помощи, поддержке, обучению людей с психическими расстройствами, совместному проживанию с опекуном, трудоустройству. Однако эти мероприятия носят единичный характер, даже пилотный, отсутствует системность, не сделан стратегический шаг со стороны государства для такого сложного процесса. Тем не менее, во многих случаях люди с психическими и поведенческими расстройствами, пациенты, проживающие в специализированных социальных учреждениях, независимо от степени тяжести заболевания и диагноза, лишены права на свободное передвижение, выбор места жительства, гарантированного КПИ.
Система оказания психиатрической помощи все еще в значительной степени ориентирована на стационарное лечение, показатель принудительного лечения психических больных остается высоким, тогда как в развитых странах принудительное лечение признается неэффективным и рассматривается как усугубляющая стигматизация и дискриминация людей с психическими проблемами. Конечно, мы не отказываемся полностью от принудительного лечения, но, на наш взгляд, оно должно применяться только в исключительных, особо обостренных случаях.
На мой взгляд, институт опеки и попечительства, существующий в Республике Казахстан, требует пересмотра процедуры признания человека недееспособным в законодательном порядке. Конечно, институт опеки и попечительства является социально-