На заседании Сената, состоявшемся 25 октября, депутат Сарсенбай Енсегенов направил депутатский запрос на имя Премьер-Министра Республики Казахстан Б.А. Сагинтаева.
Премьер-Министру Республики Казахстан
Б.А. САГИНТАЕВУ
Уважаемый Бакытжан Абдирович!
В Послании народу Казахстана Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева «Рост благосостояния казахстанцев: рост доходов и качества жизни» Правительству было поручено сформировать устойчивые источники развития бизнеса, стимулировать частные инвестиции и поддерживать рыночную свободу. Глава государства подчеркнул, что благодаря этому будут созданы новые рабочие места и обеспечен доход для большинства населения.
Одной из отраслей, которая может стать устойчивым источником бизнеса, повышающим качество жизни людей и экономику страны, является рыбное хозяйство.
Наша страна богата водными ресурсами для рыбного хозяйства, и даже без учета Каспийского моря общая площадь водоемов составляет около 5 миллионов гектаров. Здесь имеются благоприятные условия для интенсивного развития рыбоводства и рыболовства.
Во времена Советского Союза в республике было создано специальное Министерство рыбного хозяйства и сформирована системная государственная политика. В результате этого во всех областях функционировали рыбоводные заводы и комбинаты, производственные объединения. Общий объем рыболовства и производства рыбной продукции в отдельные годы превышал 111 тысяч тонн. Тысячи людей были стабильно заняты в этой сфере и получали достойный доход.
Однако в настоящее время потенциал рыбного хозяйства используется не в полной мере.
Начиная с 90-х годов прошлого века, рыбное хозяйство, являвшееся ведущей отраслью экономики, пришло в упадок из-за недостаточного внимания и до сих пор не может выйти из этого состояния. Объем вылова рыбы резко снизился.
Основной причиной этого мы считаем отсутствие программы, определяющей государственную политику по охране, воспроизводству и использованию рыбных ресурсов.
Программа развития рыбного хозяйства на 2004-2006 годы, хотя и дала определенный толчок развитию отрасли, не получила продолжения.
Концепция развития рыбного хозяйства на 2007-2015 годы также не была полностью реализована и была досрочно отменена постановлением Правительства.
Нет стабильности в реализации функций государственного управления рыбным хозяйством. Комитет рыбного хозяйства, созданный в 2003 году как ответственный государственный орган за эту отрасль, неоднократно переходил из одного министерства в другое, претерпевал структурные изменения, в результате чего был полностью упразднен. Потерян корпус опытных, квалифицированных специалистов.
В настоящее время рыбная отрасль включена в состав Комитета лесного хозяйства и животного мира Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан в виде одного управления. Там работает всего пять-шесть специалистов.
Специализированные учебные заведения, готовящие специалистов для этой отрасли, закрылись. Из-за этого ощущается нехватка специалистов, необходимых для многогранной рыбной отрасли.
Существуют и насущные проблемы, связанные с разработкой и принятием нормативных правовых актов. При определении мест и сроков использования рыбы не учитываются природные особенности водоемов и мест их расположения. Это приводит к объединению в бассейновый принцип водоемов с отдельными речными бассейнами. Река Кигач, граничащая с Российской Федерацией, является притоком реки Волга. Однако ее отнесли к Урало-Каспийскому бассейну. В соседнем государстве река Кигач входит в состав Каспийско-Волжского бассейна. Неучет особенностей двух рек создает необоснованные ограничения и неудобства для рыбаков.
Нормативные правовые акты, связанные с рыболовством в международных трансграничных водоемах, невыгодны для отечественных предпринимателей. В стране определены 15 водоемов, имеющих международное значение. Среди них река Кигач, имеющая важное значение для промыслового рыболовства с Россией.
Согласно действующему законодательству, лимит изъятия рыбы выдается на один год, с 15 февраля текущего года по 15 февраля следующего года. Поскольку лимит ежегодно пересматривается и утверждается, предприниматели в рыбном бизнесе не заинтересованы в долгосрочном планировании и инвестировании. Иностранные инвесторы также не участвуют, не зная о наличии или отсутствии лимита в будущем. В Российской Федерации лимит для недропользователей выдается в процентном отношении на 15 лет. В связи с этим рыбаки этой страны активно инвестируют средства в увеличение производства и расширение ассортимента продукции.
Кроме того, из-за сжатых сроков нормативный акт о распределении лимитов зачастую выходит с опозданием. Это приводит к тому, что рыбаки теряют до месяца весеннего сезона, терпят убытки, а лимит не осваивается в полном объеме.
Разница в размерах платы за пользование рыбными ресурсами между Казахстаном и Российской Федерацией очень велика. Если казахстанские рыбаки платят 36 тенге за 1 кг крупной рыбы, то российские рыбаки, ловящие рыбу в этой же реке, платят 80 тиын в тенге. По нашим требованиям, рыбаки обязаны оплатить платеж полностью заранее. В России предусмотрена предоплата только десяти процентов, остальное – в течение года. Сравнивая законодательные акты двух государств на одной реке, очевидно, что они не в пользу казахстанских рыбаков, что напрямую влияет на конкурентоспособность товара. Во многих странах, включая страны Европейского Союза, Норвегию и Японию, рыбное хозяйство получает значительную финансовую поддержку. Отсутствие в нашей стране льготных кредитных и лизинговых механизмов, высокие процентные ставки банков тормозят процесс технического перевооружения и развития отрасли.
Международный опыт по вылову отдельных видов рыб также не изучается оперативно и решения не принимаются быстро. В части Каспийского моря, относящейся к Мангистауской области, широко распространен «кутум». По словам рыбаков и сотрудников местного уполномоченного органа, около половины вылавливаемой рыбы составляет «кутум», на который также высок спрос. В четырех прикаспийских государствах разрешен вылов «кутума», и он стал источником дохода. Однако постановлением Правительства РК «кутум» включен в перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов рыб, и его вылов запрещен.
Охрана рыбных запасов также требует комплекса действенных и эффективных мер. Необходимо полное финансирование работ по воспроизводству рыбы, ее использованию, предотвращению незаконного вылова, рыбохозяйственной мелиорации водных объектов.
В последние годы в связи с восстановлением Малого Аральского моря рыбное хозяйство развивается хорошими темпами. Однако отсутствие рыбопропускного сооружения и рыбоходов на Кокаральской плотине ежегодно приводит к гибели нескольких тысяч тонн рыбы.
Аналогично, мощность двигателей маломерных судов не регулируется законом. Это позволяет некоторым лицам, под предлогом организации прогулок по Каспийскому морю, заниматься незаконным выловом рыбы и уходить от ответственности благодаря очень высокой мощности двигателей.
Уважаемый Бакытжан Абдирович, в целях всестороннего развития рыбного хозяйства предлагаем принять следующие меры:
Принять специальную отраслевую программу для эффективной реализации развития рыбного хозяйства, сохранения и приумножения видов рыб и рационального использования рыбных запасов.
Рассмотреть вопрос о создании самостоятельного центрального государственного органа, ответственного за рыбное хозяйство.
Совершенствовать нормативно-правовую базу, касающуюся рыбного хозяйства. В том числе, установить для недропользователей лимит вылова рыбы до 15 лет, пересмотреть правовой акт об ограничении и запрете использования рыбных ресурсов, определении мест и сроков их использования с 1 июля текущего года по 1 июля следующего года или, учитывая зарубежный опыт, установить за два года до начала рыболовного сезона. Рассмотреть размер и порядок оплаты за использование рыбных ресурсов в трансграничных реках с точки зрения формирования равной конкуренции.
Совершенствовать механизмы государственной поддержки предприятий по переработке рыбы и хозяйств, занимающихся рыбоводством.
Принять меры по сокращению экспорта необработанной рыбы.
Выделить реку Кигач из Урало-Каспийского бассейна в отдельный бассейн «Кигач-Каспий».
Исключить рыбу «кутум» из перечня редких и находящихся под угрозой исчезновения видов флоры и фауны.
Установить мощность двигателей маломерных судов.
Принять комплекс мер по предотвращению разрушения Кокаральской плотины и сохранению рыбных запасов.
Прошу Вас сообщить о результатах рассмотрения депутатского запроса в сроки, установленные статьей 27 Конституционного закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов».
С уважением,
С. ЕНГСЕГЕНОВ
БЕЙСЕНБАЕВ А.
БОРТНИК М.
ДУЙСЕМБАЕВ Г.
ЖОЛДАСБАЕВ М.
КОБЕНОВ М.
КУРТАЕВ А.
МАМЫТБЕКОВ Е.
СУЛТАНОВ Е.
НУРГАЛИЕВ Ж.
АКИМОВ Р.
ЕЛАМАНОВ Б.
ЖУМАГАЗИЕВ М.
НУРАЛИЕВ А.
МУСАХАНОВ А.
МУСИН Д.