В газете «Егемен Қазақстан» опубликована статья Елбасы Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи». Национальный портал представляет полный текст статьи вашему вниманию.
***
Пространство – мера всего сущего, а время – мера всех событий. История нации начинается там, где сходятся горизонты времени и пространства. Это не просто красивый афоризм.
Действительно, если обратиться к летописям немцев, итальянцев или индийских народов, то возникает закономерный вопрос: насколько великие достижения их тысячелетней истории связаны с территориями, которые эти народы населяют сегодня. Конечно, Древний Рим – это не современная Италия, но итальянцы могут гордиться своими историческими корнями. Это оправданная гордость. Точно так же, древние готы и современные немцы – не один народ, но они также являются частью богатого исторического наследия Германии. Древнюю Индию с ее полиэтнической богатой культурой и современный индийский народ можно рассматривать как единую непрерывно развивающуюся цивилизацию на волнах истории.
Это правильный подход к истории. Он дает возможность узнать свои корни, глубоко вникнуть в национальную историю и распутать ее сложные узлы.
История Казахстана также должна быть понятна с точки зрения современной науки в ее целостности, а не по отдельным фрагментам. У нас достаточно для этого оснований.
Во-первых, большинство прото-государственных объединений, вклад которых будет рассмотрен позже, были образованы на территории современного Казахстана и составляют основу этногенеза казахской нации.
Во-вторых, большая совокупность культурных достижений, о которых мы собираемся говорить, не пришла к нам извне, а наоборот, большинство из них возникло в этом обширном крае, а затем распространилось на Запад и Восток, Юг и Север.
В-третьих, найденные в последние годы исторические артефакты свидетельствуют о том, что наши предки были непосредственно связаны с самыми передовыми технологическими новшествами своего времени. Эти артефакты позволяют по-новому взглянуть на место Великой степи в мировой истории.
Даже названия некоторых казахских родов и племен были известны за много веков до этнонима «казах». Это само по себе свидетельствует о том, что горизонт нашей национальной истории простирается гораздо дальше, чем принято считать. Европоцентричный взгляд не позволил увидеть неопровержимые факты того, что саки, гунны и другие этносы, являющиеся предками современных тюркских народов, были неотъемлемой частью исторического этногенеза нашей нации.
В то же время следует отметить, что речь идет об общей истории Казахстана, общей для многих этносов, проживающих на нашей земле на протяжении длительного времени. Это история всего нашего народа, в которую внесли свой вклад многие выдающиеся личности разных этносов.
Сегодня нам нужен позитивный взгляд на нашу собственную историю. Но нельзя ограничиваться лишь выборочным и конъюнктурным описанием каких-либо исторических событий. Белое и черное – понятия неразделимы. Сочетаясь, они придают неповторимый колорит жизни как отдельных людей, так и целых народов. В нашей истории было немало трагических моментов и скорбных событий, жестоких войн и конфликтов, социально опасных испытаний и политических преследований. Мы не имеем права забывать об этом. Мы должны правильно понимать и принимать нашу многогранную и масштабную историю.
Мы не стремимся преуменьшить роль других народов и показать свое величие. Главное – мы должны, опираясь на конкретные научные данные, взвешенно и правильно осмыслить свою роль в мировой истории. Итак, остановимся на семи гранях Великой степи.
I. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В ИСТОРИИ НАЦИИ
Не будет преувеличением сказать, что наша земля является местом зарождения многих явлений материальной культуры, ее истоком. Многие предметы, ставшие неотъемлемой частью жизни современного общества, были изобретены когда-то в нашем крае. Древние люди, населявшие Великую степь, изобрели множество технических новшеств и создали новые инструменты, ранее не использовавшиеся. Человечество до сих пор использует их в разных уголках земного шара. Древние летописи повествуют о том, как предки современных казахов неоднократно кардинально меняли ход политической и экономической истории на огромном евразийском континенте.
1. КОЧЕВАЯ КУЛЬТУРА
Известно из истории, что культура верховой езды и коневодство распространились по всему миру из Великой степи.
Археологические раскопки, проведенные в поселении «Ботай» на севере страны, относящемся к энеолиту, доказали, что лошадь впервые была одомашнена на территории современного Казахстана.
Приручив лошадь, наши предки получили в свое время неописуемое превосходство. А в глобальном масштабе это проложило путь к беспрецедентной революции в хозяйственной и военной сферах.
Приручение лошади также заложило основу культуры верховой езды. Всадник, вооруженный пятью видами оружия, стал символом эпохи появления могущественных кочевых империй на исторической арене.
Образ всадника с развевающимся знаменем – самая известная эмблема эпохи батыров, а также уникальный элемент «культурного кода» кочевого мира, сформировавшегося в связи с появлением конницы.
Мощность двигателей автомобилей до сих пор измеряется в лошадиных силах. Эта традиция – знак уважения к великой эпохе, когда всадники господствовали на земле.
Мы не должны забывать, что человечество пользовалось плодами этой великой технологической революции, распространившейся из древней казахской земли во все уголки мира, вплоть до XIX века.
Базовые компоненты современной одежды берут начало с раннего периода степной цивилизации. Кочевая культура породила компактный стиль одежды всадника. Для удобства передвижения на коне наши предки впервые разделили одежду на верхнюю и нижнюю. Так появился первый вариант обычных штанов.
Это позволило всадникам виртуозно управлять лошадьми, свободно двигаться в бою. Жители степи шили штаны из кожи, войлока, конопли и шерсти, холста. Несмотря на прошедшие тысячи лет, этот вид одежды почти не изменился. Древние штаны, найденные при раскопках, ничем не отличаются от современных.
Также известно, что все виды современных сапог являются «наследниками» мягких сапог с мягкой подошвой, которые носили кочевники верхом на лошадях.
Чтобы кочевникам было удобнее управлять своим конем, они изобрели высокое седло и стремена. Это новшество позволило всаднику прочно сидеть на коне, как вбитый кол, а также без труда и более эффективно использовать оружие на скаку.
Наши предки в совершенстве освоили стрельбу из лука с натянутого лука на скаку. В связи с этим изменилась и конструкция оружия, став более сложным, удобным и мощным. Стрела с оперением и металлическим наконечником превратилась в стрелу, пробивающую кольчугу.
Еще одно технологическое новшество, изобретенное тюркскими племенами, жившими на территории Казахстана, – меч. Его прямой или изогнутый клинок – отличительная черта. Это оружие стало самым важным и распространенным боевым средством.
Доспехи, предназначенные для защиты воина и его лошади, также были впервые созданы нашими предками. Так появилось конное войско, облаченное в холодную сталь, которое стало важнейшим военным новшеством евразийских кочевников. Развитие конницы, до появления и массового применения огнестрельного оружия, обеспечило длительное превосходство кочевников в I тысячелетии до н.э. и I веке нашей эры, способствуя формированию особого рода войск – грозного конного войска.
2. ДРЕВНЯЯ МЕТАЛЛУРГИЯ В ВЕЛИКОЙ СТЕПИ
Открытие способов добычи металла открыло новый этап истории и кардинально изменило ход развития человечества. Богатая разнообразными металлическими рудами казахская земля – один из первых центров возникновения металлургии. Еще в древности в Центральном, Северном и Восточном регионах Казахстана возникли очаги горнодобывающей промышленности, начались выплавки сплавов бронзы, меди, цинка, железа, серебра и золота.
Наши предки развивали производство новых, более прочных металлов, способствуя их быстрому технологическому прогрессу. Металлургические печи, найденные при раскопках, самодельные украшения, бытовые предметы и оружие древних времен глубоко свидетельствуют об этом. Все это показывает, насколько интенсивно развивалась степная цивилизация на нашей земле в древние времена.
3. ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ
Наши предки жили в тесной связи с окружающей средой, считая себя неотъемлемой частью природы. Этот основной принцип жизни сформировал мировоззрение и ценности народов, населявших Великую степь. Древние жители Казахстана имели развитую культуру с собственной письменностью и мифологией.
Ярким проявлением их наследия, отличительным знаком их художественного облика и духовного богатства является искусство «звериного стиля». Использование образов животных в быту стало символом взаимосвязи человека и природы, определяя духовную ориентацию кочевников.
Они чаще всего использовали изображения хищников, в основном кошачьих. Неслучайно одним из символов Независимого Казахстана является снежный барс, редкий представитель местной фауны.
В этом отношении «звериный стиль» свидетельствует об исключительно высоком производственном опыте наших предков. Они прекрасно владели техниками резьбы, работы с металлом, в том числе сложными методами выплавки меди и бронзы, литья и изготовления золотых пластин.
В целом, феномен «звериного стиля» считается одним из высочайших достижений мирового искусства.
4. ЗОЛОТОЙ ЧЕЛОВЕК
Новостью, открывшей новый взгляд на наши корни и ставшей сенсацией для мировой науки, является «Золотой человек», найденный в 1969 году в кургане Иссык в Казахстане, названный искусствоведами «казахстанским Тутанхамоном».
Этот воин раскрыл множество таинственных секретов. Наши предки создавали произведения искусства высочайшего уровня, которые до сих пор поражают своим художественным совершенством. Золотые одежды воина свидетельствуют о том, что древние мастера хорошо владели техникой обработки золота. Одновременно эта находка раскрыла богатую мифологию, демонстрирующую огромную мощь и эстетику степной цивилизации.
Так степной народ возвеличивал своих вождей, возводя их статус до уровня божественной силы, подобной солнцу. Великолепие погребального убранства также многое говорит о интеллектуальных традициях наших древних предков. На одной из серебряных чаш, найденных рядом с воином, имеются выгравированные знаки. Это древнейшая из всех надписей, когда-либо найденных на территории Центральной Азии.
5. КОЛЫБЕЛЬ ТЮРКСКОГО МИРА
Алтай занимает особое место в истории казахов и других народов Евразии. Эти величественные горы веками считались не только короной казахской земли, но и колыбелью всего тюркского мира. Именно в этом регионе в середине I тысячелетия нашей эры возник Тюркский мир, начав новый этап на просторах Великой степи.
История и география сформировали уникальную модель преемственности тюркских государств и великих кочевых империй. Эти государства, сменяя друг друга на протяжении длительного времени, оставили неизгладимый след в экономической, политической и культурной жизни Казахстана в средние века.
Освоив огромные пространства, тюрки сформировали самобытный узор кочевой и оседлой цивилизации на бескрайних степях, способствуя расцвету средневековых городов, ставших центрами искусства, науки и мировой торговли. Например, средневековый город Отырар породил одного из величайших мыслителей мировой цивилизации – Абу Насра аль-Фараби, а один из духовных лидеров тюркских народов, Ходжа Ахмет Ясави, жил и распространял знания в городе Туркестан.
6. ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ
Выгодное географическое положение нашей страны, расположенной в самом сердце евразийского континента, с древних времен способствовало возникновению транзитных «коридоров» между различными государствами и цивилизациями. Начиная с нашей эры, эти сухопутные пути превратились в трансконтинентальную сеть торговых и культурных связей между Востоком и Западом, Севером и Югом Великой Евразии – систему Великого Шелкового пути.
Этот путь стал прочной платформой для формирования и развития глобального товарообмена и интеллектуального сотрудничества между народами.
Народ Великой степи, безупречно организовывавший и обеспечивавший безопасность караванных путей, считался ключевым звеном важнейших торговых отношений древности и средневековья. Степной пояс связывал китайскую, индийскую, персидскую, средиземноморскую, ближневосточную и славянскую цивилизации.
С момента своего возникновения карта Великого Шелкового пути в основном охватывала территории Тюркских империй. В период господства тюрков в Центральной Евразии Великий Шелковый путь достиг пика своего расцвета, способствуя развитию экономики и культуры в международном масштабе.
7. КАЗАХСТАН – РОДИНА ЯБЛОКА И ТЮЛЬПАНА
Научно доказано, что предгорья величественного Алатау являются «исторической родиной» яблока и тюльпана. Эти простые, но имеющие огромное значение для всего мира растения расцвели здесь и распространились по всему земному шару. Казахстан до сих пор считается родиной Сиверса яблони, прародителя всех яблок в мире. Именно этот вид подарил миру самый распространенный фрукт. Яблоко, которое мы все знаем, – это генетический вид нашего яблока. Оно распространилось из предгорий Заилийского Алатау на территории Казахстана через древний путь Великого Шелкового пути сначала в Средиземноморье, а затем и по всему миру. В честь глубокой истории этого знаменитого фрукта один из самых красивых городов на юге страны был назван Алматы.
В предгорьях Чуйских и Заилийских гор на территории Казахстана до сих пор в первозданном виде можно встретить тюльпаны Регеля, жемчужину местной флоры. Эти красивые растения возникли на нашей земле на стыке предгорий Тянь-Шаня и полупустынной степи. Эти простые, но уникальные цветы на казахской земле покорили сердца многих народов своей красотой и постепенно распространились по всему миру.
Сегодня в мире существует более 3 тысяч видов тюльпанов, большинство из которых – «потомки» нашего степного тюльпана. В настоящее время в Казахстане произрастает 35 видов тюльпанов.
II. ОБНОВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Поднятые вопросы требуют всестороннего осмысления и глубокого изучения. Они также напрямую связаны с фундаментальными основами нашего мировоззрения, прошлого, настоящего и будущего нашего народа.
Я считаю, что эту работу можно начать с нескольких крупных проектов.
1. АРХИВ – 2025
За годы независимости проделана масштабная работа по исследованию прошлого нашего народа. Успешно реализована программа «Мәдени мұра», открывшая путь к восстановлению белых пятен в исторической летописи страны. Однако многие документальные свидетельства о жизни наших предков и их удивительной цивилизации до сих пор не введены в научный оборот. Они ждут своих искателей и исследователей в архивах всего мира.
Поэтому я считаю, что нам необходимо разработать семилетнюю программу «Архив – 2025» для проведения масштабных фундаментальных исследований в мире всех отечественных и зарубежных архивов, охватывающих период от древности до современности.
При реализации этого проекта особое внимание следует уделить систематическому и долгосрочному взаимодействию специальных групп, состоящих из историков, документоведов и культурологов, с крупными отечественными и зарубежными архивами для проведения поисково-исследовательской работы.
В любом случае, эта важная работа не должна превращаться в «академический туризм» за счет государства. Необходимо не только собирать архивные данные, но и активно переводить их в цифровой формат, чтобы они были доступны всем заинтересованным исследователям и широкой общественности.
Чувство гордости за свою историю и воспитание патриотизма должны начинаться со школьной скамьи. Поэтому важно создавать историко-археологические кружки при школах и краеведческих музеях во всех регионах. Освоение национальной истории в сознании формирует у всех казахстанцев чувство общности своих корней.
2. ВЕЛИКИЕ ИМЕНА ВЕЛИКОЙ СТЕПИ
Известно, что исторические процессы в массовом сознании в основном носят персонифицированный характер. Многие народы гордятся именами великих предков, являющихся своего рода послами своей страны.
Например, всемирно известные личности прошлых эпох, такие как Тутанхамон, Конфуций, Александр Македонский, Шекспир, Гете, Пушкин и Джордж Вашингтон, сегодня являются бесценным символическим капиталом своих стран и способствуют их эффективному продвижению на международной арене.
Великая степь породила плеяду великих личностей, таких как аль-Фараби и Ясави, Кюльтегин и Бейбарс, Аз-Тауке и Абылай, Кенесары и Абай, и многих других.
Поэтому, во-первых, мы должны открыть образовательный энциклопедический парк «Великие имена Великой степи», где будут установлены памятники-скульптуры в честь наших выдающихся исторических личностей и их достижений под открытым небом.
Во-вторых, необходимо организовать целевой государственный заказ для создания важной галереи образов великих мыслителей, поэтов и правителей в современном искусстве, музыке, театре и изобразительном искусстве.
Также здесь важно использовать творческий потенциал альтернативного молодежного искусства, выходящего за рамки классических форм. В связи с этим целесообразно привлекать к этой работе не только отечественных, но и зарубежных мастеров и творческие коллективы.
В-третьих, необходимо систематизировать и активизировать работу по выпуску и распространению научно-популярных серий «Личности Великой Степи», охватывающих исторические периоды страны.
В этом направлении можно создать международный многопрофильный коллектив с участием как казахстанских, так и зарубежных ученых. В результате, не только в нашей стране, но и за рубежом узнают о жизни и деятельности наших героев.
3. ГЕНЕЗИС ТЮРКСКОГО МИРА
Казахстан – священный «Кара шанырак» всех тюркских народов. Тюркские племена и народы, вышедшие из современных казахских степей во все уголки мира, внесли значительный вклад в исторические процессы других стран и регионов.
В связи с этим необходимо реализовать проект «Тюркская цивилизация: от корней до современности». В рамках этого проекта в 2019 году в Астане необходимо провести Всемирный конгресс тюркологов и Дни культуры тюркских народов, где древние тюркские артефакты будут представлены в экспозициях музеев различных стран. Также важно создать единую онлайн-библиотеку общих произведений тюркских народов по образцу Википедии под модераторством Казахстана.
Кроме того, в процессе развития Туркестана как нового областного центра необходимо систематически повышать его авторитет на международной арене.
Древняя столица Казахстана является не только духовным центром нашего народа, но и священным местом для всего тюркского мира.
4. МУЗЕЙ ДРЕВНЕГО ИСКУССТВА И ТЕХНОЛОГИЙ ВЕЛИКОЙ СТЕПИ
У нас есть все возможности для открытия музея древнего искусства и технологий «Великая степь». Там можно собрать образцы передового искусства и технологий – изделия в «зверином стиле», доспехи «Золотого человека», предметы, демонстрирующие процессы одомашнивания лошади, развития металлургии, изготовления оружия и доспехов, и другие артефакты. Там будут представлены экспозиции ценных археологических памятников и комплексов, найденных на территории Казахстана. Эти предметы будут демонстрировать развитие различных отраслей хозяйства в тот или иной исторический период.
Кроме того, можно создать общенациональный клуб исторических реконструкций «Великие цивилизации Великой Степи» и на его основе проводить фестивали в Астане и других регионах Казахстана по темам древних саков, гуннов, эпохи великих тюркских каганатов и другим. Привлекая интересующихся людей, можно одновременно вести работу по этим темам.
Интересным будет и туристический проект по частичной реставрации ряда объектов древнего города Отырар – домов и улиц, общественных мест, водопроводов, стен городской крепости и других мест.
На этой основе необходимо уделять особое внимание популяризации образования и развитию туризма.
5. ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ СТЕПНОГО ФОЛЬКЛОРА И МУЗЫКИ
В рамках этого проекта нам необходимо создать «Антологию степного фольклора». Здесь будут собраны избранные образцы устного народного творчества последних тысячелетий – сказки, легенды, предания, сказания и эпосы наследников Великой степи.
Также необходимо издать сборник важных произведений для исполнения на традиционных казахских музыкальных инструментах, таких как кобыз, домбра, сыбызгы, сазсырнай и других, – «Древние мелодии Великой Степи».
Фольклор и мелодии Великой Степи должны получить «новую жизнь» в современном цифровом формате. Для реализации этих проектов важно привлекать отечественных и зарубежных профессионалов, способных не только систематизировать богатое наследие кочевников, но и повысить его актуальность.
Наши культурные сюжеты, герои и мелодии не имеют границ, поэтому мы должны систематически изучать и популяризировать их на всем пространстве Центральной Евразии и во всем мире.
Возрождение устной и музыкальной традиции должно проходить в формате, близком и понятном современной аудитории.
В частности, устаревшие слова и тексты могут быть представлены с иллюстрациями, в виде наглядных видеоматериалов. Музыкальные звуки и мелодии могут быть воспроизведены не только на традиционных инструментах, но и с помощью их современных электронных версий.
Кроме того, для поиска общих исторических основ фольклорной традиции необходимо организовать несколько поисково-исследовательских экспедиций в различные регионы Казахстана и другие страны.
6. ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИИ В КИНОИСКУССТВЕ И НА ТЕЛЕВИДЕНИИ
Киноискусство занимает особое место в историческом восприятии современных народов. Яркие кинообразы в фильмах играют более важную роль в сознании всего народа, чем документальные портреты в фундаментальных научных монографиях.
Поэтому необходимо в кратчайшие сроки запустить в производство специальный цикл документально-игровых фильмов, телевизионных сериалов и полнометражных художественных картин, отражающих непрерывное развитие цивилизационной истории Казахстана.
Указанные проекты должны быть реализованы в рамках широкого международного сотрудничества с привлечением лучших отечественных и зарубежных сценаристов, режиссеров, актеров, продюсеров и других специалистов современного кинопроизводства.
Необходимо максимально расширить жанры новых исторических теле-кинопроизведений, добавляя элементы фэнтези и приключенческих блокбастеров, помимо интересных мелодраматических сюжетов.
Для этой цели можно использовать богатый мифологический и фольклорный материал Великой Степи.
Особое внимание следует уделить вкусам подрастающего поколения, которое остро нуждается в качественных детских фильмах и анимационных сериалах, способствующих формированию культа национальных героев. Наши прославленные батыры, мыслители и правители – личности, достойные подражания не только в Казахстане, но и во всем мире.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полтора года назад была опубликована моя программная статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Вышеупомянутые проекты я рассматриваю как продолжение программы «Рухани жаңғыру».
Новые компоненты общенациональной программы «Рухани жаңғыру» позволят возродить многовековое наследие наших предков, обеспечив его понятность и востребованность в условиях цифровой цивилизации.
Я верю, что у народа, который знает, ценит и гордится своей историей, большое будущее. Гордиться прошлым, реально оценивать настоящее и позитивно смотреть в будущее – вот залог успеха нашей страны.
Нурсултан Абишевич Назарбаев
21.11.2018