ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Год рабочих профессий » Берик Абдигалиулы обсудил статью Елбасы с казахской молодежью в Анкаре

Берик Абдигалиулы обсудил статью Елбасы с казахской молодежью в Анкаре

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
22 ноября, 2018
in Год рабочих профессий
0

В Анкаре обсудили статью Президента Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи». В день публикации статьи, 21 ноября, в Анкаре состоялась встреча более тридцати казахстанских студентов, обучающихся в Турции, с политологом и историком Бериком Абдыгалиулы.

Несмотря на то, что студенты находятся вдали от родины, они продемонстрировали, что не остаются равнодушными к политическим событиям в стране, и все они ознакомились со статьей Елбасы. Молодые люди, проходящие обучение в Турции, единодушно поддерживают такие инициативы, как «Тюркский конгресс». Встреча, охватывающая историю от гуннской и сакской эпох до Алаш Орды и судьбы Независимого Казахстана, продлилась 4 часа. Состоялось оживленное обсуждение исторического развития, культурной и политической жизни на казахской земле. Молодые люди активно задавали вопросы Берику Абдыгалиулы, вели открытые дискуссии и делились своими мыслями.

Студенты, обучающиеся в магистратуре и докторантуре по различным специальностям, таким как журналистика, история, компьютерная инженерия, религиоведение, единодушно отметили, что статья Президента Назарбаева была воспринята тепло, и подчеркнули необходимость поставленных задач.

Модератором вечера выступил докторант Университета Хаджи Байрам Вели в Анкаре Мырзахмет Байжанұлы. Председатель Казахского культурного общества «Көк Ту» Ляззат Муллазимова и учредитель Асель Лахаева рассказали о жизни студентов. Филолог Елдос Сулеймен из города Конья выразил большие надежды на программу «Архив-2025» и обратил внимание на большое количество нераскрытых данных в Китае. Домбрист Ерржан Аркабай рассказал о большом интересе к курсу домбры, который он открыл в Анкаре, и отметил важность общей культуры, музыки, литературы и философии для тюркского мира.

В ходе встречи также были особо отмечены борьба против колониализма со времен хана Кенесары, попытки деятелей Алаш создать государство, а также роль декабрьских событий в государственной независимости.

Выслушав молодежь, Берик Абдыгалиулы дал широкое разъяснение о значении и миссии идеи «Рухани жаңғыру».

Берик Абдыгалиулы.

Исторические личности, богатыри, героические эпосы, возвышающие наше государственное сознание и дух.

«Статья действительно поднимает наш дух. Она дарит нам чувство гордости, напоминая, что наши предки первыми приручили лошадь в мире. Мы и раньше знали это, но слова Елбасы звучат иначе. Ведь нам действительно нужно чувство гордости. Не думайте, что это просто хвастовство, чувство гордости вдохновляет. Дух – это национальный код, по-казахски – благородство. Он не уходит, он ищет себя. Японцы и немцы вновь заявили о себе в мире благодаря инновациям и трудолюбию.

Исторические личности, богатыри, героические эпосы, возвышающие наше государственное сознание и дух. Монголы гордятся полководческой славой Чингисхана, узбеки сделали имя Амира Темира, завоевавшего полмира после Чингисхана, своим знаменем, а киргизов весь мир знает благодаря эпосу «Манас». Ататюрк же объединил турок вокруг понятия «тюркскость», организовал национальное движение и создал Турцию. В статье Елбасы особое внимание уделяется укреплению нашего духа через личности. К сожалению, за столько лет зависимости мы утратили наш свободный дух. Появился комплекс отсталости. Мы не умеем правильно гордиться.

Мы не можем найти личность, объединяющую нацию. Возможно, мы знаем Абылайхана. Мы не смогли признать личностный и деятельный облик многих наших ханов. Нет памятников ханам. Мы забыли большую часть нашей истории. Например, труд хана Касыма, хана Бурындыка, хана Хакназара. Как известно, образ хана Кенесары является символом борьбы против имперской политики России. Нам не хватает этого духа, чтобы пропагандировать его. Священными местами мы часто считали места захоронения тех богатырей. Мы поставили цель пробудить дух героизма.

В XIX веке у казахов был выбор из двух путей. Первый – стать подданными России, второй – сопротивляться. Кенесары и Жангир хан – противоположные образы. Жангир хан на западе хотел подружиться с Россией, развивать свою страну, обучать детей, изучить свою землю, расширить свою территорию и стал подданным России. Махамбет, Исатай выступили против этого. Чья позиция была верной? Благодаря тому же Жангир хану мы сохранили Бокейскую Орду, нынешний Уральск, Атырау и Жайык. Его польза для народа огромна. Жангир хан обучил множество казахских детей и открыл школы. Появилось множество интеллигентов. Обучавшиеся в школах Ыбырая Алтынсарина в Тургае дали второй толчок казахской степи. Появились герои Алаш. Точно так же Муса Шорманов – великая личность в Приаралье. Будучи старшим султаном, он не поддержал Кенесары. Однако благодаря его влиянию в открытых интернатах получили образование молодые люди. Он заставлял богатых обучать своих детей. Это стало третьим толчком для образованных казахов. Получив русское образование, они открыли для себя новые пути. В начале XX века появилась большая интеллигенция. На первый взгляд, все правильно. Но ведь рядом был и Кенесары. Они не объединились. Жангир хан, Муса Шорманов и другие выступили против него. Они сказали: «Мы не можем победить русских силой, давайте бороться знаниями, оказывать сопротивление наукой». Кенесары же боролся иначе, попал в плен, его кровь пролилась в борьбе, его душа погибла. Я сравнительно рассматриваю образы нескольких личностей. У нас много таких примеров. Могло ли все население погибнуть, если бы поддержало Кенесары? Но они ушли свободными, не склонив головы, с высоким духом, не став подданными, не став рабами. Мы тоскуем по этому. Потому что мы утратили героизм и не можем его восстановить.

Говорят, не спрашивай совета у раба. Мы до сих пор не можем избавиться от рабского сознания и мечемся. Наоборот, нам хочется задевать друг друга. У нас даже нет материалов о голоде. В наше сознание вселился страх. В Созаке в 1931 году произошло восстание во время голода. 300 человек, участвовавших в нем, до сих пор не реабилитированы. Комитет национальной безопасности заявляет: «Они не жертвы репрессий, а преступники, они воевали против Красной Армии, убивали людей». Подобные восстания происходили в Абыралы, Мангыстау, Шубартау, Аксу. Но никто не хочет рассматривать их политические причины. Таким образом, мы не можем восстановить наш освободительный, героический дух, подавленный на протяжении 200 лет. Из-за голода и репрессий наш национальный код ослаб. Поэтому статья Елбасы имеет огромное значение для возрождения нашего национального духа, формирования нашего государственного сознания и национальной целостности, для того, чтобы стать народом, гордо поднявшим грудь, для формирования целостного исторического самосознания.

Статья Елбасы – это не приказ, не программа. Но на ученых лежит огромная ответственность в рамках этой статьи. Исследовать наше прошлое, доказать, что мы наследники великого народа, ввести данные в научный оборот – это работа ученых».

Динмухаммед Ахметбек, выпускник Ближневосточного технического университета, руководитель отдела Евразии исследовательского центра ANKASAM в Анкаре, доктор PhD, проанализировал статью Елбасы в контексте истории.

Динмухаммед Ахметбек.

Новый этап развития тюркской цивилизации в XXI веке в основном связан с Казахстаном.

«Если мы будем анализировать статью Елбасы, учитывая опыт Турции в вопросах культуры и идентичности, то это будет более понятно. Если сравнивать две страны, то в Османском государстве турки считались людьми второго сорта. Османская элита, сформированная через мусульманское воспитание детей христиан Балкан, называла турецких крестьян «невежественными, бессознательными, дикими турками (Etrak-ı bi İdrak)». Однако, когда Османское государство распалось, арабы, албанцы, балканцы образовали отдельные государства, а турки остались хозяевами страны. Когда Мустафа Кемаль-паша и его соратники пришли к власти и основали новую республику, этому государству требовалась новая объединяющая идеология. Таким образом, на повестку дня встали «тюркская сущность, тюркская идентичность». Они дали новому государству название «Турция». До этого слово «тюрк» не употреблялось часто. Другие, особенно европейцы, называли их «турками», но сами турки называли себя османами. Ататюрк, чтобы поднять дух народа, считавшегося вторым сортом, сделал лозунг «Какое счастье быть турком!» общенациональным.

В Казахстане, надо сказать прямо, в Советском Союзе казахи были как люди второго сорта. Декабрьское восстание 1986 года возникло как протест против такого неравенства. Мы обрели независимость и стали суверенным государством. Однако изначально в приоритетах Елбасы не было национальной идеологии. Приоритетом было развитие экономики. С другой стороны, демографическая ситуация в Казахстане не позволяла проводить такую политику. Реформы в Казахстане шли по модели «Сначала экономика, потом политика». Так было и во внутренней, и во внешней политике.

Прошло четверть века, и когда казахи в демографическом и экономическом плане пришли в себя, нам понадобилась новая объединяющая идея, дающая новый дух. Как вы знаете, уже полтора года идет «Рухани жаңғыру» с этой целью. Продолжая сравнивать Турцию и Казахстан, Турция провела специальные научные исследования для формирования тюркской идеологии. Был создан Институт тюркского языка, который сформировал «стамбульский тюркский», используемый сегодня. Когда мы говорим «сформировали», откуда они взяли язык? Конечно, из Туркестана. Из казахского, киргизского языков. Особенно слова, связанные с государственным управлением, такие как «улус», «курултай», «егемен». Во-вторых, для оживления исторического сознания был создан Институт истории Турции. Они пишут всю тюркскую историю, начиная с гуннской эпохи, как историю Турции. Интересный факт: дата основания сухопутных войск вооруженных сил Турции – 220 год до нашей эры. Это год основания гуннской армии. Они стараются уходить как можно дальше в прошлое. Таким образом, Ататюрк реализовал эти реформы. Но это было непросто. Потому что Турция была наследницей Османской империи, которая считалась Халифатом с идеологией исламского мира. К тому же, у страны было и европейское начало. Османская империя при своем основании унаследовала наследие Византии. Таким образом, при создании Турции было принято название «тюрк». Была обретена тюркская цивилизация. Однако со временем различные группы в обществе начали тянуть в разные стороны. Исламская и европейская сущность Турции стали преобладать над тюркской сущностью.

А в Казахстане у казахской нации есть преимущество – казахи с незапамятных времен населяют землю, где жили их предки на протяжении веков. Сегодня, как сказано в статье президента, родовые названия казахов старше самого названия «казах». Чтобы поднять дух казахов, нужно показать, что корни этих родов глубоки. Как сказано в статье, у нас нет цели кого-либо унизить, но казахи должны познать своих предков, гордиться ими. Например, род канлы из Великого жуза. Если исследовать историю этого рода, то он уходит корнями в гуннскую эпоху. В китайских источниках говорится: «На берегу Сырдарьи живет народ под названием канлы, они моют руки до и после еды». Рассмотрим род Дулат, в генеалогии ханов Болгарии пишется, что все они были дулатами, например, Аспарух Дулат. Возьмем род Конырат, в Молдове есть Гагаузия. Ее столица – Комрат, это, по сути, Конырат, город, построенный коныратами под властью ногайского бия. Род Жалайыр когда-то сто лет правил Багдадом. Согласно исследованию историка Эсенбике Тоган, ханы Крыма династии Гиреев были потомками керейского хана Тогрыла. Если продолжать такие исследования, данных много, и чем глубже мы погружаемся в нашу историю, тем выше поднимается наш дух.

Наш Президент назвал семь наших ценностей «Семью гранями Великой степи». Верховая езда, древняя металлургия, звериный стиль, золотой человек, колыбель тюркского мира, Великий Шелковый путь, а также родина яблока и тюльпана. Здесь важна тюркская сущность Казахстана. Магжан Жумабаев в конце своего стихотворения «Туркестан» пишет:

«Словно турки играли в Туране,
Рождались ли души, кроме турок, как огонь?
Когда многие тюрки получили свою долю и разбрелись,
Не остался ли у казахов черный шанырак?!»
Президент также сказал в своей статье: «Казахский народ – это черный шанырак тюркского мира». Если рассматривать вопрос черного шанырака с точки зрения казахской генеалогии, есть пословица: «Туркмен – мой старший брат, узбек – мой брат». Машхур Жусуп Копеев толкует эту пословицу так: «Туркмены (турки) в Турции на пять поколений старше казахов, узбеки – на три поколения старше». Он говорит: «Когда они получили свою долю и ушли, казахам остался черный шанырак». Действительно, с точки зрения географических и геокультурных особенностей, Казахстан расположен в самом центре тюркского мира. Мы называем себя страной Великой степи, и эта бескрайняя степь в Казахстане позволила сохранить преемственность, которая продолжается от саков и гуннов до Золотой Орды. Ярким примером этого является понятие «торе». К сожалению, в других тюркских народах, кроме казахов, забываются понятия генеалогии, торе, родов.

Торе – это потомки Чингисхана. Мы уважаем торе. Если спросить, почему их называют торе, то слово «торе» означает «закон». Отсюда следует, что торе – это люди, которые поддерживали законность и государственность. Возможно, и название «торик», то есть «тюрк», имеет то же значение, что и слово «торе». Благодаря сохранению этих понятий Казахстан является центром тюркского мира в геокультурном плане. Это, с одной стороны, налагает на казахов определенную ответственность. Например, понимание Елбасы: «Сегодня нужен позитивный взгляд на нашу собственную историю. Однако нельзя ограничиваться описанием какого-либо исторического события только выборочно и конъюнктурно» требует восприятия истории Казахстана как целостной истории. Если сравнить это, например, с пониманием истории Узбекистана, то официальная история Узбекистана претендует на наследие империи Амира Темура и не принимает Чагатайский улус, предшествовавший ему, как часть своей государственности. Во-вторых, они не придают значения государству Шайбани, которое принесло название «узбек» в Узбекистан. Они тоже не принимают его. В этом плане ответственность, лежащая на Казахстане, – это продолжение преемственности между тюркскими государствами. К счастью, казахи могут называть все государства от саков до Золотой Орды своими предками. Потому что все они были основаны нашими предками.

Если в орхонских надписях слова «ел» и «торе» часто употреблялись вместе как словосочетание, то в труде Махмута Кашгари приводится пословица: «Ел останется, торе не останется». Это можно объяснить следующим образом: политические структуры устаревают, остаются в прошлом, исчезают; а обычаи и традиции не устаревают. Даже если государство рушится и уничтожается, «понимание государства», сформировавшее это государство, не исчезает. Возможно, поэтому «Мәңгі ел» (Вечный народ) возрождается снова и снова. Потому что даже когда тюркские государства распадались, основа этого народа, его дух – торе, то есть понимание государственности – не исчезали из сознания народа. С точки зрения этой преемственности, казахи считаются прямыми потомками Великих кочевников.

С точки зрения языка, Махмут Кашгари в одном из своих изречений говорит: «Настоящий чистый тюркский язык говорят кочевники Великой степи, не живущие в городах». Эти кочевники – казахи. Другими словами, казахи сохранили наиболее чистый образец тюркского языка. Следовательно, будущее тюркских языков связано с казахским языком.

Также с точки зрения религиозных взглядов, мировоззрение казахов, основанное на пути Ясави, очень актуально. Известно значение Ясави для тюркского мира. Чтобы сохранить тюркскую сущность тюрков, чтобы не арабизироваться, чтобы защититься от ваххабитско-салафитских течений, необходимо оживить учение Ясави. В этом плане изменение Президентом Южно-Казахстанской области на Туркестанскую область и перенос областного центра из Шымкента в Туркестан, честно говоря, является великим подвигом с точки зрения международной политики. Потому что даже Китай опасается названия Туркестан. Россия тоже настороженно относится к этому. Иран тоже не радуется. В такой ситуации создание нами области с названием Туркестан – это подвиг. Поэтому Туркестанская область имеет большое значение в роли черного шанырака тюркского мира Казахстана. Короче говоря, мы должны оживить и укрепить учение Ясави, то есть тюркско-исламское понимание.

В заключение, Казахстан – это колыбель тюркской цивилизации, черный шанырак тюркского мира. Если мы сможем сохранить наследие, эпосы, сказки, генеалогию, язык, дух, оставленные нам предками, мы станем народом с высоким духом и сильным народом. Только тогда мы сможем стать равным государством между могучим Китаем и огромной Россией. Одним словом, новый этап развития тюркской цивилизации в XXI веке в основном связан с Казахстаном».

Previous Post

Свободный выбор поликлиники

Next Post

В Туркестанской области запущен асфальтобетонный завод

Next Post

В Туркестанской области запущен асфальтобетонный завод

Свежие записи

  • Певец Торегали Тореали может вернуться испольнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.