Глава государства в своей статье «Семь граней Великой степи» выдвинул глубокие, масштабные идеи: «Пространство – мера всего, а время – мера всех событий. Когда горизонты времени и пространства сливаются, начинается история нации». В статье в главе «Пространство и время в истории нации» Елбасы осмысливает культурно-идеологические основы нашей нации, а во второй главе – «Модернизация исторического сознания» – предлагает практические решения проблемы модернизации национального сознания.
В своей статье Елбасы придерживается безупречных гуманистических, общечеловеческих позиций в осмыслении вопросов национального сознания и идеологии. Вместе с тем, Елбасы заявляет: «Сегодня нужен позитивный взгляд на нашу собственную историю. Однако нельзя ограничиваться лишь выборочным и конъюнктурным описанием какого-либо исторического события. Белое и черное – неотделимые друг от друга понятия. Когда они объединяются, они придают неповторимый колорит жизни как отдельных людей, так и целых народов. В нашей истории было немало трагических моментов и скорбных событий, жестоких войн и конфликтов, социально опасных испытаний и политических преследований. Мы не имеем права забывать об этом. Мы должны правильно понимать и принимать нашу многогранную и масштабную историю».
В связи с этим, учитывая, что «пространство – мера всего, а время – мера всех событий», и что «белое» и «черное» – неотделимые друг от друга понятия, было бы уместно отметить и указать на некоторые аспекты политико-экономической истории евразийских народов в использовании пространства, в образе жизни в пространстве, в контроле над пространством.
Известно, что жизнь нации, народа связана с определенным пространством (территорией), государством. Предки казахов, всех тюркских народов, с древних времен знали, что государство и пространство – неотделимые друг от друга понятия. В начале II века до нашей эры Модэ, объединив хуннские племена, начал набирать силу. Послы соседнего государства попросили у тангута подарить ему коня, на котором он ездил, и другие ценности. Советники Модэ предложили не отдавать просимое соседним государством. Модэ сказал: «Неужели мы пожалеем для соседей?» и отдал все, что было просимо. Послы соседнего государства на следующий раз попросили у Модэ пустующую землю, лежащую между двумя государствами. Советники сказали, что можно отдать просимую землю соседнему государству под предлогом «неудобства ведения сельского хозяйства на пустующей земле». Модэ ответил: «Земля – основа государства, как ее можно отдать?» – и наказал тех, кто советовал отдать землю соседнему государству. Эта история, приведенная в исторических источниках, доказывает, что понятия государства и пространства, территории и государственности у кочевников сформировались еще в древние времена.
Ученые называют искусство жизни и правильного использования определенного пространства, а также контроля над ним народом, нацией – геополитикой или геостратегией.
Геостратегический опыт начал формироваться с древних времен. К первым проявлениям этого опыта можно отнести установление идеологического и экономического контроля, древние искусства ведения войны и политики. Последние, несмотря на развитие науки и техники, не утратили своего древнего содержания и методов.
В Древнем Китае в VIII-III веках до нашей эры сохранилось много данных по основам «геополитики» и «геостратегии». В этот период империя «поднебесная» находилась в раздробленном состоянии и воевала друг с другом и с другими странами. Трактаты по военному искусству «Сунь-цзы» и «У-цзы» (Законы войны) показывают ряд путей контроля над пространством.
Сунь-цзы определяет великие дела для государства и относит к их основе пять явлений. Первое – Путь, второе – Небо, третье – Земля, четвертое – Полководец, пятое – Закон.
Путь – это достижение единства мысли правителя и народа, единства народа с правителем, чтобы народ не знал страха и сомнений. Из этого мы видим, что Сунь-цзы, говоря о важности единства мысли и цели между народом и правителем, ставит на первое место идеологический фактор. Это означает не только единство в военное время, но и является главной потребностью в повседневной жизни государства, в достижении определенной цели. О единстве мысли народа и правителя, о его важном месте в жизни государства можно увидеть и в завещаниях тюркских каганов. В сказаниях о Кюль-тегине тюркские правители предостерегали свой народ от раздробленности мысли и цели, завещая им следующие слова: «…В голоде не поймешь сытости, когда насытишься, не поймешь голода. Поэтому ты обманулся, не послушал кагана…» и «…Ставшие каганами младшие братья, сыновья тоже стали каганами. Младший брат не был подобен старшему, сыновья не были подобны отцу…».
В VIII веке идеологический и демографический факторы оказывали влияние на политическую жизнь Кок-тюрков в Центральной Азии. Правитель Кок-тюрков Бильге-каган, окружив свою ставку стеной, построил храм Будды и Лао-цзы и выразил Тоныкюку намерение перейти к оседлости. Его советник, выросший и получивший образование в Китае, Тоныкюк, сказал: «Тюркский народ не сравнится и с одной сотой частью китайского народа: наша способность противостоять им основана на охоте и скотоводстве. Мы живем кочевой жизнью и постоянно тренируемся в военном искусстве. В сильные времена мы воюем, в слабые – кочуем. Кроме того, учения Будды и Лао-цзы делают человека не воином, а чувствительным, слабым». Из этого отрывка мы видим, что идеологические и демографические факторы не позволили тюркам перейти к градостроительству и изменить жизненные ценности. Действительно, если бы тюрки построили города, перешли к оседлой жизни и поклонялись Будде и Лао-цзы, они бы растворились среди миллионов китайцев. В этом отношении положение Казахстана, одного из исторических наследников тюрков, было особенным.
С развитием науки и техники изменились методы и основные пути защиты страны и земли. Казахстан провозгласил независимость. Перенос столицы на север и строительство нового города имели большую геополитическую цель. Суть этой цели заключалась в прекращении изменений, происходивших в геополитическом пространстве, укреплении государственности Казахстана, обеспечении регулирования демографического баланса населения Казахстана на юге и севере.
Трактат о военном искусстве, помимо идеологического фактора, охватывал вопросы географии, экономики и ведения политики.
Касаясь экономического фактора, занимающего важное место в государственном устройстве и геополитике, Сунь-цзы пишет: «Если у вас есть тысяча легких и тысяча тяжелых колесниц, сто тысяч солдат, и если продовольствие нужно везти на тысячу ли, то внутренние и внешние расходы… составят тысячу золотых в день… Во время войны государство обеднеет из-за того, что продовольствие везут издалека. Когда продовольствие нужно везти издалека, народ обеднеет. Те, кто находится близко к войску, продают дорого; а когда они продают дорого, финансы народа уменьшаются; когда финансы уменьшаются, выполнять обязанности (подчинение закону) становится трудно», – показывая прямую связь между экономическим фактором и управлением государством. Он рассматривает войну как борьбу за прибыль: «Прибыль – это победа», – и продолжает: «Лучшее из лучшего – не сто раз сразиться и сто раз победить, лучшее из лучшего – победить чужое войско, не вступая в бой. Поэтому лучшая война – сначала разрушить замыслы врага, затем его союзников, потом – его войска». Из этих слов древних мы видим, что они знали, что можно достичь желаемой цели без войны, уничтожив сознание (идеологию) нации, установив экономический контроль, проникнув внутрь.
В связи с этим, для увеличения богатства государства, экономической мощи Сунь-цзы пишет: «…лучшее в порядке ведения войны – сохранить государство врага, не разрушая его…». Поэтому Сунь-цзы рассуждает: «Война – это путь обмана врага».
Решающее место экономического фактора в жизни государства можно ясно увидеть из истории гуннов и тюрков. Тюркские правители уделяли большое внимание этим вопросам в своих завещаниях. Слова из текста Орхонских надписей: «Табгачский народ, дающий столько безграничного золота, серебра, урожая, шелка, имел сладкие речи, драгоценные изделия. (Они) своим сладким словом, драгоценным сокровищем приближали к себе далекий народ… Обманувшись сладким словом, драгоценным имуществом, тюркский народ погиб, был уничтожен», – свидетельствуют об этом.
В 160 г. до н.э. хуннский тангут Лаошан-Гиюй сблизился с Китаем и получил от них много шелка и других предметов. В связи с этим его советник Юэ сказал: «Численность гуннов не может сравниться с численностью населения одной области Китая, но их сила заключается в