На прошлой неделе была опубликована статья Елбасы Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи». Мы беседовали с известным тюрколог, доктором филологических наук Каржаубаем Сарткожаулы по поводу статьи, затрагивающей историческую тему. Пожалуйста!
— Каржаубай аға, давайте начнем наш разговор со статьи Елбасы Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи», которая была опубликована совсем недавно. В обществе сейчас идет оживленное обсуждение этой исторической концепции. Как вы думаете, можем ли мы воспринять эту инициативу главы государства как предпосылку нашего духовно-культурного суверенитета, как призыв, пробуждающий сознание народа и дающий импульс в этот сложный период?
— За неделю, прошедшую с момента публикации статьи Елбасы «Семь граней Великой степи», в обществе произошло большое движение. Было опубликовано множество статей, воспевающих нацию и дающих ей заслуженную оценку. Я на сто процентов поддерживаю эти слова, исходящие из уст мудрых людей, и высказанные предложения. Я разделяю их мнение.
Статья хорошо освещается. Особо хочу отметить, что эта историческая концепция является прямым продолжением ранее опубликованной статьи Елбасы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Каждая мысль, каждое слово, сказанные в этих статьях, открыли широкий путь к формированию исторического самосознания всего народа, нынешнего поколения, продолжающего наше будущее. Каждое слово Елбасы подобно маяку на берегу, указывающему путь огромному кораблю, плывущему в океане, – оно дает научно-методическое руководство.
Историческое самосознание – это великая сила, мощная энергия, которая впитывает в память поколений исторические ценности, созданные нашей нацией с незапамятных времен, и направляет полученное от них духовное питание на благо страны.
Мы – народ с богатой тысячелетней историей. Мы не только создавали историю, но и владели половиной земного шара. Древние империи Хунну, Тюркский каганат, Золотая Орда – тому свидетельство. Мы создали культуру мирового уровня и повлияли на мир своей культурой. Доказательством тому являются: формирование полукочевой, полуоседлой культуры; создание мирового модуля освоения животноводства; формирование оборонительного оружия, степной военной тактики и стратегии; приручение лошади и посадка на нее всего мира, внедрение в мировое изобразительное искусство звериного стиля; включение в золотой фонд мирового мышления древнетюркской письменности, созданной тюркским этносом, – мы народ, внесший тысячи таких новшеств в мировую цивилизацию.
Мы возродили государственность и создали государство нового типа. Образно говоря, мы построили Орду нового типа. Теперь необходимо вооружить народ духом и пониманием государственности. Это означает, образно говоря, создание ауры, которая при входе в Орду придает особую силу вашему духу и чувствам. То, о чем вы спрашиваете, – духовная и культурная самобытность – это и есть.
— Когда речь заходит о вопросах, касающихся нашей истории, существует множество неточных оценок и фактов, противоречащих истине. Кажется, что вчерашняя наука исследовала целостную историю, культуру, быт и обычаи казахского народа в рамках европоцентричного взгляда и советского мышления, не вышедшего из тисков тоталитарного режима. Это, в свою очередь, породило в сознании народа такие плохие привычки, как настороженность и пренебрежение к собственной истории и духовному миру. Сможет ли статья Елбасы стать основой для написания независимой, научно обоснованной объективной истории нашей страны?
— Мы потеряли свою историю за 70 лет советской власти. Наше историческое самосознание было подорвано, мы потеряли себя, связавшись с молитвами каких-то древних «измов». В советский период мы поддались европейскому, российскому господству идеологии. Теперь очищение наших душ, наших мыслей и мечтаний, нашей способности мыслить от этих господств – это задача, поставленная перед вами и нами. Елбасы указал путь к избавлению от этих господств. Это возлагает огромную ответственность на ученых и историков. Таким образом, мы должны вернуть народу его собственную историю, созданную им самим, очистив ее от «измов». В таком случае наш народ избавится от пренебрежительного, настороженного отношения к своей истории.
— Тема Чингисхана до сих пор остается спорной. Это свидетельствует о том, что узловые вопросы, касающиеся казахской истории, до конца не решены. В одном из своих интервью вы сказали, что Чингисхан полностью придерживался системы управления древних тюрков…
— Тема Чингисхана и его потомков не раскрыта должным образом в среде казахских читателей. На самом деле, в трудах З. Кинаятулы был дан хороший ответ на этот вопрос. Мне кажется, читающая публика пока не смогла углубиться в труд этого ученого. Наш Елбасы также дал полный ответ на это. Чингисхан – хан казахов, монголов, татар, маньчжуров, тибетцев, китайцев, русских, живших в Центральной Азии, а также персов, арабов, грузин, армян, украинцев Восточной Европы, Кавказа, Средиземноморья, Причерноморья. Все они когда-то находились под властью Чингисхана и его потомков. А Жошы-хан получил в удел казахскую землю и правил ею. Он боролся не за монгольский народ. Придя на казахскую землю, он стал казахом. Чингисхан, отдавая Жошы эту великую степь, назвал ее «Улус Жошы-Кыпшака». «Улус Жошы-Кыпшака» – это сегодняшние казахи. В одной из встреч, когда он давал наставления и советы французскому купцу Марко Поло, он сказал: «Путешествуя от Крымского полуострова до Пекина, обязательно имейте при себе кыпчакского переводчика. Кыпчакский язык – язык общения Центральной Азии». То есть, можно понять, что в то время кыпчакский язык играл роль современного английского языка.
Сам Чингисхан является потомком трех татар. Его предки – тюрки-хият. Его язык начал отдаляться от своего тюркского корня и формироваться под влиянием соседних маньчжурского, тунгусского, китаизированного киданьского языков начиная с IX-X веков н.э. В эпоху Чингисхана он еще больше отдалился. После принятия буддизма он еще больше отдалился, и сформировался современный монгольский язык.
Когда была основана империя Чингисхана, его управляющим был человек из племени кереитов по имени Чингай Чинсан. После падения третьего каганата древних тюрков – Объединенного тюркского (уйгурского) каганата, в X-XI веках племенные союзы кереитов и найманов создали отдельные ханства. Они не забыли и продолжали использовать культурные и духовные ценности, систему управления государством эпохи древних тюрков. Управляющий кагана Чингисхана Чингай-Чинсан использовал ту же систему, что и в эпоху древних тюрков, при создании Монгольской империи. Например: төр (власть), ел (народ), хан, каган, бітіг (письмо), бітігші (секретарь), тұрғақ (дневной стражник), кешігтін (ночной стражник), тарығ (урожай) и т.д.
— Как специалист-тюрколог, расскажите немного о современном состоянии изучения тюркской культуры и кочевой цивилизации.
— Это очень большая тема. Тюркскую культуру нужно рассматривать как отдельную культуру. Я не могу сказать, что она исследована досконально. Есть еще много аспектов, которые нужно пересмотреть и углубить. Влияние культуры кочевников на оседлые народы должно исследоваться с точки зрения цивилизации. Эта тема – неизведанная область. Она до сих пор не освоена.
— Статья главы государства дает возможность переосмыслить казахскую историю. Каким должен быть вектор дальнейшей работы, что нужно учитывать?
— Предстоит большая работа. Было бы правильно создать государственную программу с привлечением ученых, занимающихся исследованием в рамках этой статьи Елбасы. Нельзя всю работу перекладывать на Тюркскую академию. Лично я не удовлетворен работой Тюркской академии. Есть очень много недостатков. Я думаю, что хороших результатов можно добиться, если совместно будут работать Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахско-турецкий университет в Туркестане, Алматинские педагогические университеты.
— Спасибо за беседу!
Национальный портал