Были пешими. Поскольку были пешими, развитие было медленным. Так приручили лошадь. Оседлали. Поскакали. Взлетели, как птицы. Именно с этой скоростью на великой степи началась самая первая цивилизация. Поскольку первыми оседлали лошадь, первая могущественная армия также была у этих степняков. Увидев всадника, пешие в страхе разбегались. Греки называли их Кентаврами.
Мифологические герои кентавры, изображаемые в древнегреческих мифах как полулюди-полулошади, изначально обитали в горных районах Фессалии. Исследователи связывают появление образа кентавров в древнегреческой мифологии с походом саков в Переднюю Азию. Древние греки, видя сакских воинов, которые целыми днями не слезали с лошадей, верили, что они рождены вместе с лошадьми, и распространяли о них различные легенды. Если опираться на истину, скрытую в легенде, то кентавр Хирон, изображаемый в греческой легенде как человек с головой и лошадиным телом, великий целитель, прекрасно владевший медициной, удивительный музыкант, непревзойденный в военном искусстве и охоте, вполне мог быть потомком Великой степи.
Лошадь – верный спутник степного народа. На ней – транспорт, при голоде – пища, при жажде – напиток, при холоде – одежда. Лошадь и казах – едины душой. Они будут вместе и в загробном мире. Неразлучны. Потомки Великой степи думали так же. Поэтому они хоронили вместе с человеком оседланную им лошадь. Доказательством этому служат найденные в могильнике Берел кости 6-13 лошадей, похороненных на коленях рядом с человеком.
Потомки Великой степи, певшие «Познай мир, пока у тебя есть конь, скача на нем», стали бдительными и, как Аттила, достигли Греции, далекой Европы. Приручение лошади в то время было таким же удивительным новшеством, как освоение космоса сегодня или управление миром с помощью компьютера. Так, благодаря нашим предкам, мир сделал свой первый скачок в развитии. А когда наши предки изобрели колесницу – прародительницу всех транспортных средств – мировая цивилизация сделала второй скачок.
…Интересно, кто же приручил лошадь? Если обратиться к казахскому пониманию, то приходит на ум древняя мысль: «Камбар ата первым приручил лошадь». Мы называем Камбар ата покровителем лошадей. Действительно ли человека, первым приручившего лошадь, звали Камбар? Вот если бы мы снимали фильм о том, как лошадь была приручена в древние времена, пусть главным героем будет этот Камбар. Это казахское имя. В каждом ауле найдется не менее десяти Камбаров. Тогда для всего мира понятие «лошадь-Камбар-казах» станет неразрывным. Увидев лошадь, они вспомнят казахов, увидев казахов – лошадей. У нас есть на это полное моральное право. Почему? Сейчас расскажу.
Этим летом я был в Берельском кургане в Катон-Карагае. Встретился и взял интервью у Зейноллы Самашева, доктора исторических наук, профессора, главного научного сотрудника Института археологии им. А. Маргулана, руководителя проекта Берельских курганов.
Известно, что при раскопках в Шиликты и Берельских курганах были найдены золотые изделия, относящиеся к «скифо-сибирскому звериному стилю» или сакскому искусству (V-III вв. до н.э.). Это, как сказано в статье Главы государства «Семь граней Великой степи», является доказательством того, что наши предки первыми освоили не только приручение лошади, но и металлургию. Найденные в кургане изделия прославили на весь мир мастерство степняков в производстве и плавке металла, а также в изготовлении различных изделий. С тех пор в могильниках Берел, Шиликты, Аблайкит, Кырыккунгир проводились археологические исследования, и были найдены артефакты, свидетельствующие о нашей истории и культуре древних времен. Эти артефакты, во-первых, подтверждают, что мы являемся наследниками великой цивилизации, идущей из глубокой древности. Во-вторых, это неоспоримое доказательство того, что потомки Великой степи привели мировую цивилизацию к третьему скачку, освоив обработку металла.
Лабораторные исследования образцов артефактов, найденных в Берельском кургане, в настоящее время проводятся в зарубежных исследовательских центрах: в Национальном институте генетики в Токио (Япония) и Сибирском отделении Института археологии и этнографии Российской академии наук, а также в нашем Институте археологии им. А. Маргулана, Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева, Казахском национальном университете им. аль-Фараби.
Была разработана специальная программа, создана рабочая группа, в состав которой вошли археологи Зейнолла Самашев, Карл Байпаков, Абдеш Толеубаев, а также известные ученые из Великобритании, США, Италии, Бельгии, Венгрии, Польши, Японии, Турции, Китая, Кыргызстана и России. Таким образом, более 3000 найденных артефактов были переданы в музейный фонд.
Эти исследования, несомненно, будут способствовать познанию древней и средневековой истории и культуры нашей страны, а также представят Казахстан как страну, являвшуюся движущей силой мировой цивилизации.
Я говорю только о том, что сам видел, слышал своими ушами. Сколько еще подобных вещей, свидетельствующих о древней жизни истории страны, ждут своего открытия. Это время пришло.
Адильбек Каба