Начальник Канцелярии Президента Республики Казахстан Махмут Касымбеков дал интервью главным телеканалам страны. Он доложил о результатах работы по устранению формализма и бюрократии в государственных органах для реализации задач, озвученных Главой государства в Послании народу Казахстана. Также подробно остановился на вопросах сокращения количества совещаний в государственном аппарате и уменьшения документооборота. В связи с этим представляем вниманию читателей текст интервью.
— В последнее время широко обсуждаются проблемы, связанные с большим количеством совещаний, а также все еще значительным объемом документооборота в государственных органах. Глава государства поднял эту актуальную тему в своем Послании народу. Какие меры принимаются для наведения порядка в этой ситуации?
— Как вы помните, Президент страны в своем Послании народу Казахстана в октябре этого года отметил, что в работе государственных органов все еще допускаются формализм и бюрократия.
В этой связи, наш Елбасы обратил внимание на необоснованное увеличение числа совещаний, медленное сокращение документооборота.
Он поручил «прекратить такую негативную практику и навести порядок в этих вопросах».
Неслучайно Президент поднимает такие вопросы. Множество и затягивающиеся совещания приводят к постоянному нарушению рабочего режима государственных служащих. В результате, это негативно сказывается на эффективности их труда и работе государственного аппарата в целом.
25 августа 2017 года Елбасы подписал Указ «Об утверждении Регламента Работы Президента Республики Казахстан, его Администрации и Правительства Республики Казахстан».
В документе четко прописаны все требования, связанные с форматом и временем проведения таких мероприятий.
В связи с этим, Администрация Президента проводит системную работу по сокращению количества различных совещаний во всех государственных органах.
С сентября прошлого года мы проводим всесторонний мониторинг исполнения этих требований государственными органами.
Благодаря этому, мы имеем возможность отслеживать ситуацию и, при необходимости, предупреждать руководителей государственных органов об упущениях.
Нурсултан Абишевич обратил внимание на наличие таких фактов в своем октябрьском Послании.
Практика показывает, что поручение Главы государства своевременно и актуально. За последние месяцы по этому вопросу наблюдается ряд положительных изменений.
Например:
Государственные органы стали более строго соблюдать требования регламента по проведению совещаний в установленные дни. Очевидно, что урегулирование вопроса таким образом способствует сокращению числа заседаний.
Наблюдается сокращение общего числа совещаний. Если в сентябре-ноябре 2017 года было проведено 694 совещания, то в этом году за эти месяцы состоялось 457 заседаний. Следовательно, по сравнению с прошлым годом, государственные органы сократили количество совещаний на 34 процента.
Сократилось количество заседаний с участием первых руководителей. Например, в 2017 году за сентябрь-ноябрь было проведено 184 совещания с участием министров, в этом году за этот период было организовано 147 заседаний. То есть, сокращение составило 20 процентов. Учитывая загруженность министров в повседневной работе, это тоже важно.
Государственные органы стали больше использовать возможности селекторной и видеоконференцсвязи. Например, сегодня каждое пятое совещание проходит посредством селекторной связи.
Таким образом, данные мониторинга показывают, что общая продолжительность всех совещаний сократилась на 40 процентов.
Конечно, положительные изменения, которые я отметил, радуют всех нас. Однако, мы не останавливаемся на достигнутом.
Сейчас мы ставим перед всеми государственными органами требование проводить все совещания не позднее пяти часов вечера. Таким образом, мы даем возможность государственным служащим завершать рабочий день не позднее шести с половиной часов.
Исключением могут быть только экстренные случаи, требующие немедленных действий и не допускающие отсрочки заседаний.
Во всех остальных ситуациях совещания должны проводиться в рабочее время.
Благодаря этому мы постепенно приходим к тому, что наши государственные служащие после 8-часового рабочего дня будут иметь больше времени для повышения квалификации, отдыха, внимания семье и занятий спортом.
В результате, не только повысится производительность труда государственных служащих, но и создадутся благоприятные возможности для их полноценного отдыха.
Теперь перейдем к документообороту.
В последние годы в государственных органах проводится целенаправленная работа по сокращению документооборота.
Например, в этом году объем документооборота в Администрации Президента сократился в два с половиной раза по сравнению с 2013 годом. То есть, с 625 тысяч документов до 250 тысяч.
За этот период в центральных государственных органах и акиматах городов Астаны, Алматы и областей количество документов сократилось более чем на 30 процентов, то есть с 4,9 миллиона до 3,3 миллиона.
Такой результат достигнут благодаря принятию системных мер. Например, в центральных государственных органах:
оптимизированы многие виды документов и порядок их представления в Администрацию Президента;
запрещено направление запросов, не предусмотренных для нижестоящих организаций;
пересмотрен порядок контроля за поручениями руководства.
В соответствии с Конституционными законами по вопросам перераспределения полномочий между ветвями государственной власти, а также поручениями Главы государства, в том числе данными в его Послании народу Казахстана в октябре этого года, контроль за многими документами передан в компетенцию центральных и местных исполнительных органов.
В результате этой работы количество документов, находящихся под контролем Администрации Президента, сократилось на 40 процентов.
Мы стремимся перейти от контроля за поручениями к контролю за результатами реформ и программ, направленных на улучшение благосостояния казахстанцев.
Наряду с сокращением документооборота, активно ведется работа по его переводу в электронно-цифровой формат.
Сейчас в рамках государственной программы «Цифровой Казахстан» осуществляется перевод государственных органов в Единую систему электронного документооборота. Внедряется электронная система рассмотрения обращений граждан. Создается единый электронный архив документов для всех государственных органов.
Таким образом, мы видим конкретный результат предпринятых шагов. Эта работа будет продолжена и в дальнейшем. Мы добьемся полного и безусловного исполнения соответствующих поручений Главы государства, данных в Послании народу Казахстана.