В условиях современного Казахстана деятельность в направлении радикализма и экстремизма имеет свои особенности. Это связано с тем, что на территории страны работают региональные и республиканские группы разъяснительной работы, и меры принимаются на основе «Концепции государственной политики в сфере религии Республики Казахстан на 2017–2020 годы» и «Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2018–2022 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 марта 2018 года № 124. Основные особенности этих мер заключаются в профилактике деструктивных течений с акцентом на идеологическую, разъяснительную и реабилитационную работу для оптимизации ситуации в данной сфере, а также в реинтеграции в общество и возвращении в нормальную среду граждан, примкнувших к различным радикальным группам, путем воздействия на их мировоззрение различными способами.
Это можно назвать уникальным подходом, присущим только нашей стране. Дело в том, что в соседних странах в рамках подобных мер применяются гораздо более жесткие практики. Благодаря этим мерам немало граждан отказываются от своих убеждений и возвращаются к нормальной жизни. Однако в целом мы не можем назвать это очень успешным. Дело в том, что хотя некоторые граждане, примкнувшие к деструктивным течениям, и возвращаются к нормальной жизни благодаря реабилитационной работе, их место занимают другие наши граждане. А как показывает опыт отдельных регионов, реабилитация граждан, примкнувших к деструктивным течениям, требует недель, месяцев, а то и лет работы. Кроме того, общенациональные методики реабилитации только начинают внедряться во всех регионах страны.
Я считаю целесообразным привести в порядок следующие вопросы для дальнейшего совершенствования и систематизации работы в этом направлении:
Первый вопрос – сложность установления контакта между специалистами и гражданами, примкнувшими к деструктивным течениям. Во многих случаях граждане, придерживающиеся радикальных взглядов, отказываются от государственной службы и занимаются частным предпринимательством, торговлей. То есть, таких граждан невозможно привлечь на различные собрания, лекции специалистов. Даже в рамках специальных реабилитационных работ эти граждане создают много трудностей. Часто встречаются случаи угроз в адрес прибывших на дом специалистов, отказа от разговора, даже выдвижение аргумента об отсутствии права приходить домой на законных основаниях. В этой ситуации, хотя и существует практика привлечения их к диалогу через участковых сотрудников полиции или сотрудников органов безопасности, это можно считать не полностью решенным вопросом во всех регионах.
Второй вопрос – в последние годы в данную сферу выделяются значительные средства, и различные неправительственные организации проявляют стремление к выполнению поставленных социальных заказов. В связи с этим, согласно действующему законодательству, организация, предложившая самую низкую цену, выигрывает работы, которые должны быть выполнены в данной сфере. Однако из-за непонимания этой актуальной, тонкой и сложной проблемы, а главное – понимания того, что необходимо организовать мероприятие и сдать отчет, работа выполняется не на должном уровне. Или же местные управления устанавливают партнерские отношения только с выгодными им гражданами и чаще всего предпочитают ограничиваться определенными специалистами. Это напрямую влияет на качество выполненной работы.
Третий вопрос – квалификация специалистов данной сферы. В настоящее время во многих учреждениях открыты штаты для специалистов-«те Gologov» и началась работа. Однако большинство этих специалистов не имеют специального теологического образования или имеют очень низкий уровень. Особенно высокие требования должны предъявляться к теологам в исправительных учреждениях. Потому что одна из сторон реабилитации граждан, примкнувших к деструктивным течениям, – это разговор с ними на языке религии. Поэтому теологи-специалисты, работающие с гражданами, примкнувшими к деструктивным течениям, должны быть специально обученными гражданами, своевременно повышающими свою квалификацию.
Четвертый вопрос – отсутствие полноценной общей методической базы реабилитационной работы с представителями деструктивных течений. В стране периодически публикуются методические пособия и литература по данной сфере. Однако эти издания не используются в общереспубликанских реабилитационных работах. Причина в том, что их либо мало, либо они ограничены территорией определенной области. Следовательно, похоже, пришло время разработать республиканскую модель реабилитационных работ. То есть, должны быть разработаны конкретные планы, на основе этих планов утверждены конкретные задания, и проводиться реабилитационные работы. В противном случае существенного изменения в соотношении граждан, примкнувших к течениям, и реабилитированных граждан не произойдет. Это приведет к снижению результативности борьбы с радикализмом.
Пятый вопрос – квалификация специалистов, осуществляющих реабилитационную работу. Во многих случаях примыкание к деструктивным течениям связано не только с религиозным аспектом. Например, в стране не хватает психологов, специализирующихся на радикализме. В целом психологи не понимают религию, а специалисты по религии не знают тонкостей психологии. Поэтому мы должны начать формировать пул специалистов, профессионально занимающихся реабилитационной работой. А специалисты, занимающиеся данной сферой в качестве побочной деятельности, не смогут быть особо полезными, поскольку не чувствуют полной ответственности.
В заключение, прежде чем начинать реабилитационную работу с гражданами, примкнувшими к деструктивным течениям, целесообразно решить накопившиеся в данной сфере и подобные проблемы и сосредоточиться на конкретных работах. При необходимости следует рассмотреть и обязать граждан, выявленных как представители деструктивных течений или вызывающих подозрения, пройти принудительный курс. Ежегодно должны утверждаться конкретные списки и возлагаться задания на местные управления по делам религий или управления внутренней политики. В соответствии с этим заданием следует рассмотреть пути решения проблемы квалифицированных специалистов, проблемы уровня заработной платы специалистов. В противном случае достижение определенного результата в реабилитационной работе в борьбе с радикализмом и экстремизмом будет крайне затруднительным.
Кеншилик ТЫШХАН,
религиовед