На международном уровне Генеральная Ассамблея ООН 13 декабря 2006 года приняла «Конвенцию о правах инвалидов», касающуюся защиты прав людей с ограниченными возможностями. Эта конвенция вступила в силу 3 мая 2008 года.
Вместе с Конвенцией был реализован и ее «Факультативный протокол». В Конвенции говорится о женщинах и детях с ограниченными возможностями: «Государства-участники признают, что женщины-инвалиды и девочки-инвалиды подвергаются дискриминации (ущемлению) в большей степени, и в связи с этим принимают меры для обеспечения полного и равного осуществления всех прав человека и основных свобод».
На основе этой конвенции, начатой в мае 2008 года, по инициативе Всемирной организации здравоохранения и Группы Всемирного банка, в 2011 году был выпущен «Всемирный доклад об инвалидах» с целью улучшения жизни инвалидов посредством инновационной политики и практик реализации программ.
Бывший директор Всемирной организации здравоохранения Маргарет Чен по этому докладу отметила, что «для повышения интереса инвалидов необходима социальная поддержка, реабилитационное развитие, принятие актов в соответствии с государственными стандартами, то есть в этой программе должны участвовать все: от высшего правительства до организаций и благотворительных фондов для инвалидов».
Международное соглашение способствовало укреплению понимания прав и развития инвалидов.
В 2015 году наш Елбасы Нурсултан Назарбаев подписал закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», направленный на обеспечение трудоустройства, образования и полноценного участия людей с ограниченными возможностями в жизни общества в Казахстане.
Этот документ уделяет особое внимание женщинам и детям с ограниченными возможностями, нуждающимся в социальной поддержке, и особое внимание уделяется защите их прав.
По данным опроса, проведенного Ассоциацией развития гражданского общества (АРГО), в прошлом году в Казахстане было зарегистрировано около 630 тысяч инвалидов.
Из них в городе Алматы из примерно 40 тысяч людей с ограниченными возможностями работают 3,5 тысячи, а 25 тысяч являются трудоспособными, имеют высшее образование и профессиональную квалификацию, но остаются без работы.
Мы взяли за основу несколько мнений по этому поводу.
Пархат Юсупджанов, президент общественного объединения «Молодежная организация людей с ограниченными возможностями «Жигер»:
«Говоря о трудоустройстве людей с ограниченными возможностями, мы вспоминаем установленные в нашем государстве законодательные нормы. Согласно соглашению с работодателями, людям с ограниченными возможностями предоставляется квота на рабочие места. Квота предоставляется в размере от 2% до 4% от количества рабочих мест при содействии местных исполнительных органов. Инвалидам I и II групп квота не предоставляется. Для государственных и негосударственных организаций более выгодно принимать на работу инвалидов III группы, поскольку они трудоспособны во многих аспектах.
Отсюда возникает дискриминация (ущемление) среди людей с ограниченными возможностями. Например, в США людям с нарушениями зрения предоставлено право управлять автоматическими устройствами для газированной и негазированной воды, установленными в государственных учреждениях. Это можно назвать «позитивной дискриминацией». К сожалению, в нашем государстве таких льгот нет.
Али Аманбаев, председатель Союза организаций инвалидов Казахстана:
«Я считаю, что у нас необходимо усилить порядок специального исполнения. Например, если во всех городах республиканского значения все выполняется на должном уровне, то в некоторых регионах это остается нерешенной проблемой. Говоря о трудоустройстве, у нас много строящихся заводов и домов. Для людей с ограниченными возможностями в городских условиях сейчас создаются условия. Но мы все еще не можем избавиться от медицинской модели понимания, то есть воспринимаем инвалидность как болезнь. Мы должны не только помогать им материально, но и создавать условия для их самостоятельного заработка, как в западных странах.
Аманбике Ергалиева, директор общественного фонда «Центр поддержки людей с нарушениями слуха «Надежда»:
«Детей с нарушениями слуха с детства мы относим к III группе. После дошкольной подготовки в специализированных детских садах они учатся в специализированных школах. Дети с нарушениями слуха имеют ограниченный словарный запас, низкую грамотность письма и медленно развивают уровень понимания текста. В настоящее время в Казахстане насчитывается 24 специализированные школы-интерната для детей с нарушениями слуха, где обучаются от 150 до 300 детей. После получения образования они имеют возможность поступить в высшие учебные заведения. В некоторых вузах городов гранты для детей с нарушениями слуха еще не выделены, а сурдопереводчиков в университетах практически нет. Я надеюсь, что этот пробел будет устранен в ближайшее время.
По итогам отчета социологов за 2017 год, более миллиарда человек в мире страдают от инвалидности, что составляет 15% населения Земли. Во время исследования, проведенного Всемирной организацией здравоохранения в 1970 году, этот показатель составлял 10%. Из этого мы видим, что число людей с ограниченными возможностями возросло.
Нет причин рассматривать их отдельно от всего мира. От людей, которые глубже нас понимают тайны жизни и делают шаг вперед, несмотря на свои ограничения, нам есть чему учиться и на кого равняться.»