Я написал два эссе о повести Рахымжана Отарбаева «Слезы Чингисхана», третье – итоговое слово о повести.
Это «сожженная книга», сожженная либо врагом, либо настоящим мудрецом. Невежда, не понявший миссии сказания, пошел на этот поступок по принципу «если не можешь прославиться, то опозорься». Второй же понял и от безысходности поджег книгу в руках. Не прошло и века, как рука невежества, поднявшаяся на Абая, достигла Рахана. Удивительно, что за этот промежуток времени интеллектуальный уровень казахов не изменился.
Цель писателя в написании повести была великой. Он говорил от имени Чингисхана. Высказал то, что хотел сказать, от имени Чингисхана:
«Под четырьмя ножками золотого трона всегда скрываются коварство и зависть, лесть и подхалимство, ревность и преступность. Я видел много предательств. Как от чужих, так и от близких. Лучше, когда враг становится другом, но хуже, когда друг становится врагом» (стр. 162), – сказал он.
«Потомки мои, я сделал бедных богатыми, трусливым дал в руки меч, скупых сделал щедрыми, безнадежным дал жизнь. Но я не смог дать разум тем, кто родился от природы тупым. Берегитесь тупых» (стр. 163), – снова сказал он от имени Чингисхана.
В этой философской повести много подтекстов и намеков. Аллегории многое подразумевают.
В глубинах произведения скрыто сто шифров, и даже прочитав сто раз, невозможно разгадать все его загадки.
На какой бы странице ни открыл, предстает картина: «Словно тысяча скакунов с развевающимися гривами уносится в тысячу сторон…». Красивый и завораживающий пафос. Радует душу. Это идеал писателя.
В книге Марко Поло, в главе, описывающей «Божество татар и татарскую веру», говорится о воинственном народе, который приходит на помощь крестьянам или тем, кто попал в беду, не требует больших затрат и не имеет себе равных в покорении земель и царств:
«Отправляясь в долгий путь или на войну, они не берут с собой много вещей, только два кожаных мешка с молоком и глиняный горшок для приготовления пищи. У них также есть небольшой зонт для защиты от дождя. Если вам интересно, я скажу вам, что они могут ехать на лошадях десять дней без еды, не разводя огня, и, если необходимо, питаются кровью лошади; они перерезают жилу лошади и пьют ее кровь. Точно так же у них есть сухое молоко, которое похоже на тесто, очень густое; они разводят его в воде, перемешивают до растворения и выпивают».
Писатель, описывая выносливость и стойкость тумена Чингисхана в долгих походах, не отходит далеко от этого прототипа:
«Съев всего один горький корень, он преодолел шестидневный путь. Под палящим солнцем, в морозы лютого февраля, они не хмурились, не жаловались. Недостаточно зажечь дух, нужно закалить душу!» (стр. 158), – описывает он.
С каких пор потомки такого воинственного народа стали безразличными, с какого момента начали мелочиться?
Это тот вопрос, который тревожит писателя и заставляет его задуматься.
Он сравнивает и изображает состояние потерявшего дух поколения с возвышенным образом Чингисхана. Он наглядно показывает участь тех, кто надел колпак забвения.
Рахан из повести, словно Чингисхан, воюет против лени и безразличия, предательства и всех несправедливостей. Автор, придерживаясь идеи о тщетности всего без великой цели, осуждает тех, кто живет, довольствуясь едой и пустыми похвалами:
«Из десяти женщин, рожавших в этой степи, одна рожала могучего воина с горящими глазами и усами. Но если бы он проявил силу, выходящую за рамки его рода, или даже племени? Он был бы доволен, что напал на небольшое стадо и получил немного добычи. Корм попадет в ноги его скакуна, который не помещается в юрте. Пока копье стоит у стены, его наконечник заржавеет. Опираясь на кратковременную славу, обманувшись словами «ты хорош», он успокоится. Он станет одним из многих безмозглых толстяков с кривыми лодыжками» (стр. 158).
Здесь – скорбь великого Абая, который переживал за свой народ: «Мой многочисленный народ – казахи…». «Те, кто не отличает хорошего от плохого», встречаются среди народа во все времена. Именно они мешают народу двигаться вперед.
Чингисхан, свободно путешествовавший по Европе и покоривший весь мир ради великой цели, был постоянно выведен из равновесия мелкими неурядицами на родной тюркской земле.
Что хотел этим сказать писатель?
Писатель, пропуская через призму философского взгляда, ясно намекает, что даже гнев Чингисхана, способный расколоть черное небо, не может победить, когда внутренние болезни невежества, жадности и предательства овладевают человеком. Писатель, говоря: «Чтобы усмирить мелкое неповиновение Саудакента, он призвал свои тумены со всех сторон», показывает, что «враг, вышедший изнутри, хуже всего», и что он представляет наибольшую опасность, если его вовремя не остановить:
«Густые тумены, подняв пыль со всех сторон, достигли и окружили город. Сам он расположил свою белую ставку на отдаленном холме» (стр. 175).
В фрагменте, описывающем, как «нетерпеливые эмиры города и их богачи, жирные, как утки в масле», были охвачены страхом перед грозным Чингисханом, присутствует явный парадокс, а горькая сатира, свойственная перу Рахана, проявляется не только в отталкивающих чертах эмиров и богачей, но и во всех их действиях:
«Не прошло и мгновения, как ворота города распахнулись. Один, с тюрбаном размером с таз на голове, помчался на белом коне. За ним, сбившись в кучу, как навоз жеребца, последовали другие. Они сбились в кучу, как ягнята на пастбище. Белая ставка, установленная на холме, пугала их блеском своих глаз. Они сбились с пути, дрожа от страха. Они не обращали внимания. Они уперлись и не двигались. Их держали три дня без еды. Чтобы они сгорели, как обожженная кожа, в палящем летнем зное. Так истощалось терпение этих алчных двуличных людей. Они были совершенно бессознательны. Они думали, что свет прольется на них…» (стр. 176).
Для грозного Чингисхана «пролить свет на бессознательных» гораздо труднее, чем завоевать весь мир, писатель намекает на это. Чингисхан бессилен перед алчностью, которая мгновенно лишает человека его человеческой сущности:
«Что говорить о том, что каждый обладатель копья, придя делить добычу, шел довольный, с полными кошельками золота и серебра? Они не дрогнули бровью. Не захлопали в ладоши. Золото и серебро – украшения, которые понравятся женщинам и детям. Если их рты откроются, они будут жадными» (стр. 158).
В произведении немало говорится о предательстве, алчности, высокомерии, жестокости, лести, зависти и т.д. По мнению автора, именно они мешают добру возвыситься в этом мире.
В предыдущем эссе я говорил, что образ простого народа с добрым сердцем в произведении носит лишь аллегорический характер. В дополнение к этому хочу сказать, что автор выдвигает свою точку зрения, противоречащую легенде о смерти Джучи от хромого кулана, и не считает, что невинное дитя природы могло совершить такое злодеяние.
«Эй, тот, кто едет на вороном коне впереди толпы, – знакомый бедняк. Пусть это будет не батыр Акшак Кулан. Это он» (стр. 159).
«Пыль, поднявшаяся от следов сайгака, не давала видеть. Что делать, если Акшак Кулан не нападет из засады?» (стр. 160).
В повести смерть любимого сына хана Джучи пришла от Кулана Кыпшака Акшака, «который, испугавшись удара [Чингисхана], спрятался с большим войском в Карпатских горах, пал к ногам венгерского хана Белы, говорят, продал свою веру ради жизни, получив крошечный клочок земли» (стр. 159). То есть, он умер от руки человека, а не от копыта дикого кулана.
В писательском мировоззрении Р. Отарбаева дети природы – животные и птицы – самые добрые существа, «зло исходит только от человека». Поэтому он особенно любит природу: «Даже дикие куланы, не говоря уже о сайгаках, бродящих по степи, не могут насытиться» (стр. 154), – пишет он, живописуя плодородные земли Улытау, в духе Казтугана жырау, который пел: «где один упавший ягненок становится тысячей овец».
В повести образ Чингисхана, направившего человечество в одном направлении – к добру, принят как путеводная звезда мудрости.
При написании «Слез Чингисхана» Рахымжан Отарбаев жаждет времени, когда казахи вновь воссоединятся с природой, для которых земля, благоухающая полынью, была родным домом, а небо с бесчисленными мерцающими звездами – потолком. Только приблизившись к природе, мы можем обрести дух, потерянный в вихре цивилизации.
Это дух грозного Чингисхана, рычащего, как лев, – возвышенный дух кочевника, который остановит дальнейшее измельчание всего казахского народа. В этом нет никаких сомнений.
Анар Кабдуллина,
литературовед.
Похожие записи:
«Слезы Рахымжана»