Я бы лично, не умаляя и не превознося ни одного из великих духовных деятелей XIX века, особо выделил бы имена Абая и Махамбета.
Конечно, сразу скажем, Абая нельзя сравнивать ни с кем. Потому что Абай выше, глубже, масштабнее всех, кто был до него, и всех, кто пришел после. А именно, нет поэта, который бы так же точно, как Абай, выразил бы скорбь и боль казахского народа, подобно черной буре, и так же, как Абай, вынес бы тяжесть горя и страданий, подобно горам Каратау. Никто не может сравниться с Абаем, из глаз которого текли слезы, а из сердца – яд. Но при этом, если бы мы сказали, что только Абай разделяет всю нашу скорбь и оплакивает наши потери, то в нашем дальнейшем пространстве мы бы превратились в настоящих безвольных и пустых людей. Эта горькая судьба, хоть и дала нам лишь крохи других благ и счастья, но щедро одарила нас словами и песнями, которые оплакивают нашу скорбь и оплакивают наши потери. Если бы мы смогли в полной мере впитать в себя эти слова и песни, то мало кто мог бы сравниться с нами по духовным приобретениям и богатству…
Абай – это «сердце из сорока заплаток», которое, подобно кузнечному меху, раздувает огонь в нашей душе, в духовной груди казахского народа, и бьется в нем.
А Махамбет – это гнев, ярость, честь, воля, несгибаемая стойкость казахского народа. То есть, Махамбет – это могучее духовное оружие, рожденное из гнева и ярости, чести и воли казахского народа.
Посмотрите, Абай родился менее чем через два года после того, как была отрублена голова Махамбета. Для истории два года – это мгновение ока. Всевышний Аллах никогда не иссушал чрево казахского народа от великих личностей. И за это хвала!
Да, Махамбет – это великий дух. Мы говорили и сейчас повторим: дух – это огонь, дух – это душа, дух – это нерв. Это светлый луч, освещающий самые потаенные уголки человеческой души, великий ритм, приводящий в движение самые тонкие струны человеческой души.
Если в стихотворении нет духа, то его образы, мысли, сравнения, метафоры, эпитеты, рифмы… и другие компоненты – это лишь погасшие лампы. Они не греют, не освещают, не волнуют. В стихотворении, наполненном духом, все они горячи, все они светлы. Образ, мысль, сравнение, метафора не могут существовать без духа, а дух, когда это необходимо, может существовать без них. Если не верите, прочитайте стихотворение Махамбета «Одиночество»:
На лице этого мира
Нет ничего прекраснее луны,
Она есть ночью, а днем нет.
Нет ничего прекраснее солнца,
Оно есть днем, а ночью нет.
Нет мусульманства ни у кого,
Оно есть в языке, но нет в религии.
Нет кочевого богатства ни у кого,
То есть, оно есть, то нет.
Нет храбрых воинов ни у кого,
В свободный день их нет.
Время мое стало тесным,
Нет прямой справедливости у правителя.
Скажи все, скажи одно,
Многочисленные братья
Есть у казахов, но нет у меня…
Бессилие, стиснув зубы. Ярость. Гнев. Честь. Теперь вы видите в этом стихотворении хоть один образ, хоть одно остроумное сравнение, хотя бы свежий эпитет? Нет. Для человека с погасшими чувствами, слепого сердцем, это стихотворение – лишь повествовательные предложения, составленные из перечисления давно известных вещей (что луна есть ночью, а не днем, и т.д.), чтобы сказать о своем одиночестве.
Но вы не можете читать стихотворение так. Дух, внутренний ритм, не дает читать его так. Прислушайтесь к гулу, который слышится из самой глубины, когда вы читаете стихотворение, к этому вихрю. Это не та мелодия и не тот мотив, о которых мы говорим. Это Дух, впитавший в себя гневную боль и упрямый пыл сердца поэта.
Народ без духа – народ, равнодушный ко всему. Народ, потерявший свой дух, превратился в вялого, с которого спадает одежда и слетает слово, в ленивого, которому кроме живота нет забот, кроме сна нет радостей, в покорного, у которого из дыры в башмаке торчит обмотка, в ничтожного, у которого из носа течет вода, в безвольного, который даже если разорвать ему воротник, будет продолжать дышать носом, в трусливого, который дрожит, даже если над ним пролетит тень птицы, в жалкого, оставшегося между углем и пеплом, в робкого, который не может съесть свою еду в полном одиночестве посреди пустыни, не оглядываясь по сторонам, в бессильного, который не может проявить силу, когда его толкают, в трусливого, который не может смотреть в лицо тому, кто ест его плоть, в несчастного, который лежит под ногами любого, в нищего, который простирает руки ко всем, даже в жалкого, который не может даже попросить воды и выпить. Такой народ, в конце концов, будет уничтожен. В народе без духа не остается ни уважения, ни достоинства. Такой народ никто не уважает. Как уважать? Если его шапка упала на лоб, а из висков текут вши и гниды!
Только у народа с духом прямая спина, высокая осанка!
Только народ с духом не позволит никому давить на себя, хватать за воротник. Он разорвет челюсть тому, кто хватает за воротник. Если силы не хватит, он будет бороться до смерти. Борясь, он хотя бы заберет с собой свою подушку.
Народ с духом силен, как ветка, растущая напротив сосны!
Народ с духом крепок, как извилистая ветка дуба!
Народ с духом быстр, как молнии!
Народ с духом величественен, как облако на вершине горы, носящее свою шапку!
Сегодня наш Дух должен быть острым, как меч, выкованный из стали Сарыарки, закаленный молниями между Небом и Алатау, напоенный в Атырау и вновь заточенный на каменных спинах Каратау, грозным, как алдаспан, сильным, как наркескен. Он должен быть Духом не только сильным, но и разумным. Потому что дух без разума – это дух безумия. Безумие родственно, связано, едино с безрассудным болтовней, с громким и бесцеремонным хвастовством, подобным дырявому ведру.
Безрассудство и глупость, бесцеремонность и хвастовство не принесут пользы народу, а наоборот, прилипнут к нему, как беда. Такой дух сделает ваш народ ненавистным для окружающих народов, как бородавка на глазу. Народ, впустивший в себя безрассудство и глупость, хвастовство и бесцеремонность, прежде всего, сам себя поглотит, раздробит целостность и разрушит все. Он приведет к вражде, подобной шести аршинам, и зависти, подобной шестидесяти локтям. В конце концов, он сам себя уничтожит. Опасный дух!
Поэтому мы, насколько можем, стараемся успокоить и утихомирить некоторых наших соотечественников, которые, поддавшись чужим словам, раздуваются снаружи и, войдя внутрь, надуваются от чужих похвал, и пытаемся утихомирить их «шум и гам», потому что они «шумят и галдят».
Разумный дух должен управлять разумным сердцем. Только тогда он станет истинным национальным духом.
Безусловно, духовный мир Махамбета, который, подобно водопаду, низвергается с вершин гор и вливается в озеро, сверкая молниями, грохоча, как гром, и бушуя, как ветер, является одной из величайших кузниц, где куется наш национальный дух. Эта кузница, работающая с огромной мощью, никогда не остановится. Потому что в этом мире нет ничего могущественнее слова. Перед его силой бессильна даже мощь ваших атомных электростанций, мощь ваших стальных подводных лодок, плавающих в глубинах океана, мощь ваших ракет, пронзающих семь небес. Потому что все эти силы пришли в мир через мысль и слово. Так же, как любая сила, рожденная человеческими руками, будь то дикая, чудовищная сила, управляется через Слово. В мире нет власти сильнее власти Слова.
Мой рост два локтя,
Два зайца-близнеца на висках,
Закаленный козел в возрасте,
Широкая спина, длинная шея,
Длинные руки для натягивания тетивы,
Когда дело доходит до врага,
Я тот, кто говорит, не колеблясь.
Верхом на прекрасном коне,
Грива и хвост туго сплетены,
Растянутый, как кожаный мешок,
С обезглавленной головой в шлеме,
Взявший знамя у подножия знамени,
Радующийся при виде врага,
Я сын Отемиса,
Герой по имени Махамбет.
Только что, думая о бесконечной суете этой суетной жизни, вы потеряли всю свою силу, опустились духом, стали такими ничтожными и низкими, но прочитав это стихотворение, вы вздрогнули, как орел, увидевший красное. И ваш «рост стал два локтя». В ваши шестьдесят два кровеносных сосуда, которые текли медленно, как ручей, в жаркий день, будто ворвался огонь, нет, пожар. Из этого огня, будто искры попали вам в глаза, вы огляделись вокруг. Суетные мысли этой суетной жизни, подобно гнилой завесе, соскользнули под ваши ноги. Ваши глаза, горящие, как уголек, раздуваемый ветром, начали смотреть дальше двора. Вы увидели этот бушующий мир-жизнь, где одни борются с другими, не в силах одолеть друг друга, падают друг перед другом. И вы начали думать о судьбе своего народа и земли. И не только думать, но и захотели бороться с теми, кто, подобно собакам, вцепился в подол вашей земли, не желая поднять ее голову, и спорить с теми, кто хочет посягнуть на плодородную землю вашей земли. Потому что в вас пробудилась кровь ваших предков, которые, когда собака врага появлялась на любом клочке вашей земли, приходили в ярость и бросались на нее!
Вот сила духа! Как это маленькое, размером с ладонь, стихотворение оживило человека, который, думая только о суете между дверью и потолком, остался духовным нищим.
Озера с камышами, мутные воды,
Кому они не были пристанищем?!
Тонкая ива, растущая на глинистой почве,
Кому она не давала тени?!
Девушки, повязавшие на голову шелк,
От кого они отстали?!
Скакуны, выбранные для езды,
Кого они не доводили до пешего состояния?!
Горох, который не пьют дикие ослы,
Кому он не был напитком?!
Воины, искавшие врага,
С луком, в котором гнездилась желтая мошка,
Где их головы не остались?!
Теперь вы, будто совсем отчаявшись в этой жестокой и безжалостной жизни, где все рвут друг друга за горло, вступают в схватку, царапают друг друга, впиваются зубами, впиваются ногтями, остались одни. Вы, будто устав от этой жизни, где мир постоянно нарушается, а согласие постоянно разрушается, погрузились в таинственные глубокие мысли о прошлой и настоящей жизни. Из самых глубин этой глубины, подобно туману, окутавшему поверхность озера, где птицы улетели, а радость ушла, поднялся тяжелый, густой туман и окутал все ваше тело. Если присмотреться, вы не единственный, кто прошел по этой ложной земле. До вас тоже были те, кто жил гордо и высокомерно. Но и эта земля не пощадила их. И вас она не пощадит. Это жизнь без выкупа, жизнь без продолжительности…
Однако поэт резко отбрасывает эту неверную мысль, которая проникает внутрь и медленно затягивает вас на дно, и, будто не изгрызая себя, не сжимаясь, не печалясь, будто не упираясь в препятствие, не теряя пути, с криком, подобным соколу, эхом разносится вокруг, и говорит: «Будем есть и пить, будем играть и смеяться, если подумаете, парни, этот мир – он не остался после кого?» – и, будто пружина, распрямляется и говорит уверенно. Потому что если вы пришли в этот мир