В Костанае хранится кобыз баксы Тойгана Жылгелдыулы, жившего на территории области в XVIII веке, сообщает «Ұлт ақпарат».
Древний артефакт, созданный три века назад, бережно хранился и дошел до наших дней благодаря роду Тойгановых. По словам Аскара Тойганова, ныне работающего в железнодорожной отрасли, этим кобызом пользовался его предок, баксы Тойган Жылгелдыулы, живший в XVIII веке на территории Костанайской области.
По словам известного кобызшы Кыдырбека Киисханулы, священный инструмент прекрасно сохранился до наших дней.
«Кобыз выточен из цельного куска сосны. Видно, что это старинный и очень хорошо сохранившийся инструмент. Место соединения кегеже с корпусом и головка украшены медными лентами. На головке и корпусе есть места для крепления погремушек или колокольчиков, которые раньше прикрепляли к кобызам баксы. Два ушка стерлись до тонкости, поэтому инструмент нелегко привести в строй. Смычок плохой. Подставка должна быть тоньше, она сделана из обычной фанеры. В основном, она тоже должна быть выточена из дерева. Чем тоньше подставка, тем громче звучит инструмент», — говорит кобызшы.
Кобыз, хранившийся три века, позднее был отремонтирован местным мастером-ремесленником Мухамедкали Рахалиевым, который заново обтянул его и прикрепил на лобную часть надпись: «Кобыз от деда Нурпеиса (Тойгана). Завещание наследникам. XVIII в.». Итак, кто же был владельцем кобыза Тойган?
По словам Аскара Тойганова, имя, данное ему при рождении, — Нурпеис. Однако в исторических книгах сведений о нем практически нет. Известно, что его отец Жылгелды — потомок рода Сумурын из рода Жаппас, переселившийся в начале XVIII века из Кызылординской земли на территорию нынешнего Тарановского района. Говорят, что Жылгелды ата привез кобыз из той Сырдарьинской земли на берега Тобола.
«Тойган-целитель в свое время лечил людей от различных болезней и был известен своим даром предвидения. У него было три предмета: кобыз, меч и камча. Он лечил людей этими тремя предметами. Кобыз находится в нашей семье, камча — у наших родственников по материнской линии в Костанае, а где находится меч — неизвестно. Теперь мы хотим собрать все три предмета вместе. Я не планирую сдавать кобыз в музей. Пока мой сын Алан пытается научиться на нем играть. Он постоянно спрашивает о нашем прошлом и проявляет интерес. Возможно, наследие предков достанется этому сыну», — поделился Аскар Тойганов.
Известно, что Тойган-целитель родился и умер в XVIII веке, но точное время его смерти не установлено. Могила баксы находится в селе Шийли Бейимбет Майлинского (бывшего Тарановского) района. Теперь Аскар Тойганов ищет среди старейшин и историков тех, кто располагает информацией о Тойгане (Нурпеисе) Жылгелдыулы-целителе.