Сегодня на пленарном заседании Сената Парламента группа депутатов подняла вопрос о большом количестве старых автомобилей, в последнее время ввозимых на территорию страны из России, Армении и Кыргызстана. В связи с этим сенаторы направили депутатский запрос на имя главы Правительства РК Бакытжана Сагинтаева для принятия соответствующих мер, сообщает «Ұлт ақпарат».
«Причиной депутатского запроса стали сильно изношенные старые автомобили, которые закупаются и ввозятся из стран-членов Евразийского экономического союза. Например, известно, что Западно-Казахстанская область граничит с рядом регионов России. Торговля между двумя странами растет с каждым годом. После того, как пересечение границ в рамках ЕАЭС стало несколько проще, улучшились и торговля, и взаимные поездки. Одним из свидетельств этого является резкий рост числа зарегистрированных автомобилей в Западно-Казахстанской области за последние годы. Сегодня в области зарегистрировано более 143 тысяч автомобилей, за последние пять лет их число увеличилось на 43 тысячи. Конечно, это радостная новость, но старые автомобили, ввозимые из России, не регистрируются нигде и склонны к нарушению правил дорожного движения, что создает проблемы для населения и правоохранительных органов», — сказал депутат Нариман Торегалиев.
По его словам, в 2018 году на территории области произошло 3 724 различных дорожно-транспортных происшествия, из них 583 совершены водителями иностранных автомобилей. Из них 102 ДТП произошли с участием автомобилей, скрывшихся с места происшествия.
«Выявить нарушителей правил дорожного движения, управляющих такими автомобилями, очень сложно. Поскольку вопросы их регистрации или контроля юридически не урегулированы, поиск скрывшихся автомобилей затруднен, и возможности применения административных мер ограничены. Причина в том, что владелец автомобиля является иностранным гражданином, а у нас неизвестно, кто является владельцем этой машины. Несомненно, такие бесхозные автомобили удобны и для совершения различных преступлений», — сказал Торегалиев.
Сенатор сообщил, что автомобили с иностранными номерами, не зарегистрированные в области, занимаются не только пассажирскими, но и грузовыми перевозками. Эти автомобили должны проходить технический осмотр по месту регистрации, а фактически у них есть только талоны. Определить, прошли ли они фактический технический осмотр, невозможно.
«Эта ситуация касается не только Западно-Казахстанской области, но и всех городов, граничащих со странами Евразийского экономического союза: Атырау, Актобе, Шымкент, Тараз, Усть-Каменогорск, Костанай, Петропавловск, Павлодар, а также города Астаны. В последнее время из Армении и Кыргызстана ввозится очень много старых легковых автомобилей. Поскольку регистрация автомобилей, ввезенных в Казахстан из иностранных государств, не предусмотрена действующим законодательством, невозможно определить количество этих старых автомобилей. Мало того, что этого недостаточно, незаконные автомобили ввозятся и из Монголии», — сказал депутат.
По статистическим данным, на 1 декабря 2018 года количество зарегистрированных легковых автомобилей достигло 4 млн 48 тысяч единиц, из них 63,5% — автомобили со сроком эксплуатации более 10 лет. Следовательно, старение автомобильного парка страны усугубляет экологические проблемы и увеличивает экономические убытки.
«Не нужно говорить, чтобы понять, скольким людям зависят жизни от водителей иностранных легковых автомобилей «снаружи целых, внутри дым». Хочу отметить, что жизнь и безопасность человека — это главный вопрос. Уважаемый Бакытжан Абдирович, на основании вышеизложенного, просим вас предоставить информацию о том, какие меры принимаются для урегулирования этих вопросов и какова позиция Правительства по совершенствованию действующего законодательства», — сказал Нариман Торегалиев.