Сегодня мировые порядки и отношения постоянно меняются. В связи с этим каждое государство в мировом сообществе стремится занять свое место в этой системе.
Внешняя политика любого государства направлена на создание благоприятных внешних условий для его существования. В формировании внешнеполитического курса страны казахстанская дипломатия выдвигает принцип сохранения на равноправной основе азиатского и европейского направлений международного сотрудничества и дружбы.
Стратегия «Казахстан-2050» является важнейшим документом в реализации приоритетных направлений внешней политики государства Казахстан. Эта долгосрочная стратегия формирует и открывает новую парадигму многостороннего развития государства. Основной тезис документа заключается в определении цели Казахстана войти в число 30 развитых стран мира.
XX век ознаменовался попытками совместного решения глобальных проблем независимо от национальной, расовой, государственной, социально-классовой принадлежности.
В эпоху глобализации в мировой политике на первый план выходят такие приоритеты, как создание системы международной безопасности, недопущение применения силы и насилия в межгосударственных отношениях, формирование отношений, ведущих к доверию и миру между народами, недопущение распространения оружия массового уничтожения и ядерного оружия, прекращение страха и ужаса, взаимной вражды в мире и обеспечение мирной и спокойной жизни народов. Таким образом, мировая политика заинтересована прежде всего в обеспечении глобального мира.
В эпоху глобализации Казахстан является самостоятельным субъектом мирового сообщества. За двадцать один год после обретения независимости Казахстан добился значительных успехов во внешнеполитической сфере. Казахстан заложил основу национального государства и укрепил его, обеспечил территориальную целостность и незыблемость границ страны, вывел экономику на путь рыночного развития.
Наряду с этим Республика Казахстан сформировалась как равноправный участник международных процессов. В формировании внешнеполитического курса страны казахстанская дипломатия выдвигает принцип сохранения на равноправной основе азиатского и европейского направлений международного сотрудничества и дружбы.
За эти годы Республика Казахстан проводит многовекторную политику, уделяя большое внимание развитию эффективных отношений с дальними и ближними зарубежными странами, в частности, с Россией, Китаем и США, странами Центральной Азии, странами Европейского Союза, странами Восточной и Юго-Восточной Азии, странами Ближнего и Среднего Востока в политической сфере, сфере безопасности, экономики, культуры и науки.
Следовательно, «сбалансированность нашей внешней политики означает развитие дружественных и предсказуемых отношений со всеми государствами, играющими значительную роль в мировых делах и представляющими практический интерес для Казахстана». Таким образом, Республика Казахстан является самостоятельным субъектом мирового сообщества. Ярким доказательством этого является полноправное членство Казахстана в авторитетных международных организациях, в том числе ООН, присоединение к Хельсинкскому соглашению, вступление в Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, председательство в ОБСЕ в 2010 году и др.
Кроме того, сегодня наша страна установила сотрудничество с парламентами многих государств. Поскольку парламентская дипломатия является одним из важных инструментов внешней политики. Парламентская дипломатия в мировом сообществе в настоящее время переживает очень динамичный процесс развития.
В этом контексте, с момента начала работы пятого созыва Парламента Мажилиса Республики Казахстан, созданы и работают группы по сотрудничеству с парламентариями 60 зарубежных стран. В настоящее время Мажилис также участвует в работе 14 международных парламентских организаций.
В целом за прошедший год депутаты Парламента Мажилиса приняли участие в 384 международных мероприятиях. Аналогично, была проведена работа по дальнейшему укреплению двусторонних связей с парламентами зарубежных стран.
Следует также отметить участие депутатов в работе по проектам модельных законов, разрабатываемых в рамках Парламентской ассамблеи Содружества Независимых Государств, Парламентской ассамблеи Евразийского экономического сообщества и Парламентской ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности.
Таким образом, «площадки» международных и парламентских организаций эффективно используются для продвижения инициатив Казахстана на международной арене. В качестве примеров можно привести проекты G-Global, «АТОМ».
Следует отметить, что международная деятельность депутатов Парламента Мажилиса направлена на изучение и обмен опытом законодательного обеспечения в различных сферах, укрепление связей с зарубежными странами, продвижение казахстанских инициатив и повышение положительного имиджа страны на международной арене.
Сегодня Стратегия «Казахстан-2050» является важнейшим документом в реализации приоритетных направлений внешней политики государства Казахстан. Эта долгосрочная стратегия формирует и открывает новую парадигму многостороннего развития государства. Основной тезис документа заключается в определении цели Казахстана войти в число 30 развитых стран мира.
Глава государства Н.А. Назарбаев определил новый политический курс Казахстана, сформированный в Стратегии «Казахстан-2050». В данном документе определены цели последовательной и предсказуемой внешней политики, продвижения национальных интересов и укрепления региональной и глобальной безопасности.
В связи с этим определены следующие приоритеты модернизации внешней политики страны: всестороннее укрепление региональной и национальной безопасности; активное развитие экономической и торговой дипломатии; наращивание международного сотрудничества в культурно-гуманитарной, научно-образовательной и других смежных областях; усиление правовой защиты наших граждан, защита их личных, семейных, деловых интересов за рубежом.
Важно отметить, что в эпоху глобализации развитие каждого государства в мире зависит не только от внутренних условий, но и от внешних отношений, установленных с членами мирового сообщества.
В этом контексте возникает необходимость для каждого государства интегрироваться в мировую экономику, не упуская своих возможностей. Поскольку успешное развитие любой страны тесно связано с установлением последовательного сотрудничества с другими развитыми и развивающимися государствами.
В этом плане развитие экономических отношений с другими государствами, привлечение инвестиций, использование их передовых технологий, безусловно, становятся важными задачами.
А основные приоритеты Казахстана, основанные на принципах взаимного доверия с субъектами мирового сообщества, направлены на формирование благоприятной внешней политики, необходимой для поступательного экономического и социально-политического развития республики.
В свою очередь, в последние годы в стране были реализованы важные мероприятия в сфере внешней политики, такие как проведение V Астанинского экономического форума, инициатива по ядерной безопасности и принятие Декларации о всеобщем безъядерном мире, председательство Казахстана в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и Организации исламского сотрудничества.
Наряду с этим, такие события, как 12-е место сборной Казахстана в медальном зачете на летних Олимпийских играх в Лондоне и победа Казахстана в борьбе за право проведения «ЭКСПО-2017», положительно повлияли на рост авторитета страны.
Теперь особенно важно реализовать необходимость максимального использования эффективности и огромных возможностей ЭКСПО для развития инновационного направления нашей экономики.
Следовательно, интеграционные достижения Республики Казахстан с мировым сообществом определяют ключевое направление развития страны в постсоветский период.
В связи с этим в феврале 2012 года Институтом евразийской интеграции было проведено экспертное анкетирование, в ходе которого экспертам было предложено оценить эффективность деятельности государственных органов в реализации основных направлений государственной политики.
В анкетировании приняли участие 36 экспертов, работающих в государственном секторе (52,8%), а также в негосударственном секторе (47,2%). Их профессиональные сферы деятельности включают: политологию (36,1%), государственное управление (16,7%), образование (19,4%), а также социологию, культуру и искусство, СМИ, право, бизнес-консалтинг и др.
Т.К. Ауелгазина