ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » В мире » Слово «иман» имеет древнее значение, связанное с верой и доверием.

Слово «иман» имеет древнее значение, связанное с верой и доверием.

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
18 февраля, 2019
in В мире
0

Слово, похоже, является заимствованным религиозным понятием, а не отражением национального характера. В арабско-казахском словаре: иман (ун). иман – 1) вера, убеждение; 2. религиозный. благочестие, здравомыслие. «Иман» – арабское слово, его казахский перевод – верить, убеждаться. Иманды – 1) благочестивый, религиозный; 2) перен. чистый, честный (АКТС, том 1, Н. Ондасынов, 1984). Вероятно, это слово пришло в казахский язык вместе с исламом, и сегодня оно используется как синоним понятий «честь, стыд» в казахском национальном самосознании. Оно также раскрывает значения «вера, честность». Подобные понятия как синонимы используются в нашем языковом ареале с давних времен. Это можно наблюдать и в литературном языке прошлых периодов.

Одним из наиболее часто используемых Абаем слов является «иман», которое поэт использовал в своем языке 59 раз. Имандылык – условие гуманизма. Призыв к имандылык, его пропаганда, его демонстрация – задача художника-гуманиста. Вот Абай справился с этим. Хотя слово «иман» изначально означало «один из пяти столпов ислама», а его религиозное терминологическое значение, как объясняет Абай, заключалось в «повиновении и вере в единство и существование Аллаха Всевышнего», это слово в народном казахском языке чаще использовалось в общем значении «человечность», «вера в добро». Сам Абай, устами Аристотеля, говорит царю Александру: «Продав свою честь и стыд за скот, бесстыдный не имеет имана, дойдет до дна», где слово «иман» обозначает не только чисто религиозную веру, но и такие человеческие качества, как честь и стыд. Хотя эти слова встречались в казахской поэзии и раньше, мы знаем, что они не занимали такого места в стихах одного поэта, как у Абая, по 30-40 раз («Словесный узор Абая», Р. Сыздык, Алматы, 2014, стр. 67). До Абая слово «иман» также часто использовалось в языке Яссауи. Однако, поскольку этот период не близок к нашему новому литературному языку, особой необходимости в проверке нет. В целом, использование Абая полностью соответствует современному использованию. Это соответствует использованию в казахском национальном самосознании в целом, а не только у отдельных авторов. В нашем современном языковом пространстве оно проявляется в словосочетаниях «пусть будет иманды, пусть иман будет спутником». Общая семантика: используется в значении «молитва, совершенная в жизни, измеряемая понятиями «честь-стыд, вера-убеждение».

На уровне семантики слова «иман», понимаемого в казахском самосознании, в казахском литературном языке существует слово «илан» («верить ~ убеждаться»), которое используется не так часто. Если присмотреться, значения слов «иман» и «илан» одинаковы: верить, убеждаться, выражать веру. Фонетически они очень похожи, за исключением незначительных отличий. Вполне возможно, что эти формы являются вариантами, происходящими из одного лексико-грамматического источника. Мы привыкли относить слово «иман» к арабскому языку, оно имеет религиозный характер. Сочетание этого понятия с казахским языковым элементом, вероятно, указывает на то, что эти формы имеют древнетюркские корни, существовавшие еще до появления арабизмов. Мы оставляем это на уровне предположений и возлагаем на будущие исследования.

Однако, когда речь идет о понятиях «человечность, честность, честь, стыд», лексико-семантический путь слова «илан» иной. Это слово охватывает только синонимический ряд «верить, убеждаться». Наша сравнительно-историческая способность пока не позволяет добраться до сути структуры формы «илан». Сначала мы исследуем форму «иман». Активная форма образована путем соединения древнего корня «и» и слова «ман». В словах, используемых сегодня, таких как оралман, оқырман, тыңдарман, көрермен, жайдарман и т. д., слово «ман» придает значение профессиональной деятельности. В англосаксонских языках «man» означает человек. Казахский ученый С. Аманжолов считает, что слово «ман» образовано от арабо-персидских суффиксов «-мән, -умән, -умәнд», обозначающих понятие «человек», а известный ономастик Т. Жанұзақов говорит о его существовании в древнеогузском языке. С этой точки зрения, первоначальное значение слова «иман» отличается от нынешнего. И+ман – мы рассматриваем компонент «и» как формант, характерный для арабского языка. Такой корневой формы самостоятельно не сохранилось. Мы наблюдаем его только в конце слов в служебной функции. Присоединяясь к концу имен существительных, характерных для арабского языка, оно придает значения «сын, ребенок, потомок» (Абай Кунанбайулы, Бауыржан Момышулы и т. д.), обозначая родословную. Например, если взять арабские антропонимы, то Аль-Бируни, Аль-Мукадиси, Аль-Истахри, Аль-Джувейни, Аль-Тирмизи, а также тюркские имена: Ахмет Яссауи, Махмуд Кашгари, Сулеймен Бакыргани, Фирдауси, Алишер Навои и т. д. Формант «и» в древности, до значений родства «сын, ребенок», похоже, имел семантику, обозначающую индивидуальные понятия «сын (великий человек), муж (сын, мужчина)». Таким образом, нынешнее значение прилагательного раньше было существительным – антропонимическим названием. Иман > Ұлыман > Ерман. Антропоним «ұлы» (великий Абай) является одним из лексико-грамматических вариантов слова «ұлық». Варианты «ұлық, ұлықты», приходящие с тюркскими формантами -қ, -ты, также развиваются. Таким образом, первоначальное значение слова «иман» является полным антропонимическим названием. Его корневая лексика указывает на антропоцентрические ряды. Не исключено, что имя Йима, упоминаемое в индоиранской, а также в шумеро-тюркской мифологии, связано с формой этого слова, его первоначальной лексико-семантикой и общим происхождением. Только глубокое исследование позволит нам это выяснить. В мифолого-лингвистическом ареале имя человека, прославляемое как «ұлыман//ұлықадам//ерман», связано с «йима», которое особо упоминается в древних книгах (Авеста, Заратуштра). Ұлыман – «великий человек». Наше название-имя «ұлықпан», вероятно, образовалось от этого слова. Что мы подразумеваем под «ұлыман//ұлы адам»? В казахском самосознании можно перечислять такие индивидуальные качества, как «высокий ум, знания, человечность, мудрость, проницательность» и так далее. Слово может передать свою семантику только через такие качественные характеристики. В таком случае, переход этого существительного в разряд прилагательных, обозначающих качественные значения, легок. И эти качественные понятия являются центральными понятиями, относящимися только к человеку. Мы показали возможность того, что одним из вариантов первоначальной лексической формы слова «иман» является «ерман». Моносиллаб «ер» – это слово, активно использовавшееся в Орхонских письменных памятниках: есть строки «Мой брат Кюль-Тегин в двадцать шесть лет стал эром…». В целом, слово «ер» является ведущей единицей, существующей с древнетюркского языка. Корневое слово «ер» с древнетюркского языка до сих пор не утратило своего значения, сохранив в своей семантике экспрессивно-познавательные понятия в чистом виде. Ведущий моносиллаб древнетюркского-казахского «ер» является активным формантом, создающим именные слова и служебно-профессиональные значения во многих мировых языках. Такое свойство часто встречается в англосаксонских, германских, финно-угорских языках: writer, super, runner, driver, speeker, reader, beginner, lecker, muster, totscher. Очевидно, что произошел языковой транзит на евразийском пространстве. Сначала он вошел в другие языки из тюркских языков в качестве словообразовательного способа с различными функциями. Тюркская лексема –er в конце слова, подобно тому, как арабо-персидский формант «и» присоединялся к концу имен-названий. То есть, мы не можем быть полностью уверены в том, что древние корни «и» берут начало из тюркского источника в определенный лексический период.

Мы упомянули арабское происхождение слова «иман». Очевидно, что в структуре слова присутствует древний элемент «ман». Первым этимологическим корнем формы, характерной для арабо-персидской группы языков, является древний корневой формант «и». Мы предполагаем, что его первоначальная лексико-семантика – это значение имени. Поэтому корень «и» является полумертвым корнем, поскольку его первоначальное значение передается косвенно. Компонент «ман», присоединенный к корню, настолько слился с корневой формой, что его нелегко заметить. Корень «и» в процессе лексического развития затемнил открытую семантику присоединенного к нему слова «ман». В результате лексико-семантика слова в целом сместилась с антропонимического слова в группу значений, обозначающих абстрактные существительные и прилагательные. Теперь рассмотрим форму слова «илан ~ илану/инану», которое обозначает определенные смысловые ряды. Форма развилась из тюркских элементов, корня ие/і/ы вариантов: ил//ел//іл//ыл > из этих корней образовались и сохранились самостоятельные смысловые ряды: иіл, ел, іл – используются в разных частях речи. К производному корню «ил» присоединился древний корень «-ан». Однако, структуру формы «илан» нельзя рассматривать так детально. Мы используем это только при рассмотрении процесса развития древних корней в лексико-грамматической категории. Присоединение формы «-ан» (құлан, жылан, бұлан, қабан, жан, қан, суан и т. д.) позволяет нам сделать вывод, что первоначальная лексико-семантика слова «и+л+ан > и+лан, илан» (лан//ман) была антропонимическим названием. Эти слова еще требуют исследования. Мы можем понять происхождение слова «иман», рассмотрев его семантику в разные языковые периоды, а не только с сравнительно-исторической точки зрения. Нас интересует то, что слово «илан», созвучное и близкое по значению слову «иман» в казахско-тюркском языке, указывает на это. На основе этого мы не можем различить, является ли первоначальным путем формирования слова «иман» арабо-персидский или тюркский. Возникает и вопрос: «вариантность ли это?».

Ықылас Әділетұлы,
студент КазПУ им. Абая

Previous Post

Есенғали Раушановтың жыл мезгілдері

Next Post

Участники программы «7-20-25» могут приобрести жилье по программе «Нұрлы жер».

Next Post

Участники программы "7-20-25" могут приобрести жилье по программе "Нұрлы жер".

Свежие записи

  • Певец Торегали Тореали может вернуться испольнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.