В прошлые годы, как известно, прошла предвыборная кампания Президента страны. И вот, на той знаменательной кампании лозунг, рекламирующий главного кандидата, был подан под девизом «Мы голосуем за Елбасы!». В этом простом предложении была допущена непростительная ошибка. Обидно за неграмотность человека, предложившего так написать, сердце кровью обливается. Если уж нечто, то лозунг, который будет возвещен всему народу, можно написать с ошибкой? Человек, написавший это, не знал или не удосужился узнать о существовании двух видов падежей в нашем языке – простого и зависимого, потому что он привык, что никто его не наказывает. Слово «Елбасы» стоит в третьем лице в притяжательной форме, следовательно, к нему должен был присоединиться падежный аффикс –на (о существовании такого правила в языке знает и пятиклассник), и наш лозунг был бы правильно подан как «Мы голосуем за Елбасы!». Можно понять, что по чьей-то вине весь народ Казахстана, все ценители языка оказались в положении, будто не владеют собственным языком. Прежде чем писать такие ответственные лозунги, следовало бы посоветоваться с компетентными органами или учеными Института языкознания имени А. Байтурсынова, где собираются ценители языка.
Уже несколько лет городских пассажиров стали перевозить специально изготовленные транспортные средства муниципальных автопарков. Порядок выдачи билетов осуществляется через электронный аппарат под названием «валидатор». Если посмотреть на полученный вами билет, вы прочитаете длинную фразу «Билет для проезда пассажиров в городском дорожном сообщении». Было бы правильно написать это кратко и емко одним из слов: «дорожный билет, билет для проверки или билет пассажира на дорогу, билет на проезд, дорожный билет, билет пассажира». Несомненно, это было бы простым примером даже для тех, кто хочет выучить казахский язык. А вот пояснение, написанное такой громоздкой фразой, не вызовет желания читать даже у нашего собственного казаха, не говоря уже о представителях других национальностей. Если заглянуть в заднюю часть салона указанного автобуса, вы увидите, что слово «запасной выход» переведено на казахский язык как «запастағы шығу есігі». Что вы поняли? Лично я ничего не понял. Это выражение следовало бы перевести как «дополнительная выходная дверь» или «резервная выходная дверь, резервный выход, резервная дверь». Это ошибки, которые бросаются в глаза при первом же взгляде. А теперь представьте, что внутри любого транспортного средства, в указах акима, правилах, схемах маршрутов, различных инструкциях, ошибки просто кишат. Даже при объявлении остановок на казахском языке допускаются ошибки и халатность. Приведу один пример. Если вам доведется оказаться на Кульджинском тракте, вы услышите русское объявление: «Следующая остановка – ВИРГ», а затем услышите неуверенный, непонятный казахский вариант: «Келесі аялдама – Кирк». Расспросив, я выяснил, что многие водители не знают, как расшифровывается сокращение «ВИРГ». Один знающий человек (представитель другой национальности) расшифровал: «ВИРГ – Всесоюзный институт радиологий и гидрологий». Я и сам видел это на вывеске учреждения во времена Советского Союза. Следовательно, казахский вариант должен быть «Бүкілодақтық радиология және гидрология институты (БРГИ)». Сейчас Советского Союза нет. Следовательно, известно, что такое учреждение тоже не работает.
При использовании слов следует учитывать литературную норму. К сожалению, в газетах, журналах, на радио и телевидении, в рекламе в различных местах используются слова, выходящие за рамки литературного языка. Никто не контролирует и не регулирует это, никто не несет ответственности за использование слов. Например, по телевидению ежедневно стало модным использовать местные обороты речи, такие как «құлабатыр, келейатыр, оқыбатыр, барайатыр, ана йақ, мына йақ, айтатұғын, келетұғын, бартұғын, әйбәт, көрім». Журналисты привыкли использовать слова «жайы бар, жағдайы бар, қадірлі ағайын» в каждом предложении. Это, безусловно, утомит зрителя, смотрящего телевизор.
На баннере, висящем на улице, было написано «Алматы – мой любимый город». Похоже, никто не обратил внимания на то, что после слова «Алматы» нужно поставить тире. Еще один пример: словосочетание «научный стиль моды» было переведено на казахский как «сәндік ғылыми стил». Здесь определяемое слово – «стиль», а остальные два слова – определяющие. Следовательно, это словосочетание следовало бы перевести как «научный стиль моды».
Иногда мы не можем сохранить свои ценности. Как долго мы будем называть наше национальное блюдо «Бесбармак», приготовленное с добавлением теста и других специй к мясу, «Бешбармак». Должны ли мы искажать свой язык, потому что так говорят представители других национальностей? Или мы будем так говорить, чтобы угодить другим национальностям? Даже на телеканале «КТК» когда-то велась передача под названием «Бешбармак шоу». Известно, что в древнетюркском языке вместо звука «с» произносился звук «ш», но и то, что сейчас вместо звука «ш» произносится звук «с», является истиной. Происхождение слова «Бесбармак», вероятно, означает «еда, которую едят пятью пальцами». Если так, то давайте исправим не «Бешбармак», а «Бесбармак» – и для глаз, и для ушей. Иначе, как евреи претендуют на наш юрту, немцы на наш кымыз, кыргызы на наш кокпар, так и мы рискуем потерять бесбармак.
В последнее время на дверях магазинов стали появляться объявления «Мы открылись». Реклама на русском языке «Мы открылись», возможно, является явлением, присущим потребителю этого языка, особенностям использования слов в этом языке, но для казахского языка такое использование, несомненно, чуждо. Если мы хотим сообщить об открытии торговой точки, то кратко и емко можно сказать «Магазин открылся», я не говорю, что некоторые не поймут. Или, если сообщать в газетах, журналах, по радио, то, например, можно использовать казахские обороты речи, такие как: «Магазин «Вестел» принял первых посетителей», «Магазин «Вестел» начал принимать покупателей», «Магазин «Вестел» начал обслуживать покупателей», «Магазин «Вестел» распахнул двери для покупателей (посетителей, клиентов)».
Если по какой-либо необходимости вы переступите порог государственных органов (акимат, налоговая, таможенный комитет, суд, банк и т.д.), вам предложат заполнить бланк учреждения. Если присмотреться, вам будет стыдно заполнять казахскую часть текста, вы будете испытывать досаду, видя это, потому что там изобилуют смысловые, звуковые ошибки. Это также свидетельствует о халатности и небрежности по отношению к государственному языку. Тогда возникает мысль: «Что делают сотрудники, ответственные за казахский язык, сидящие в этом учреждении?» Известно, что обязанность каждого сотрудника, как служебная, так и гражданская, заключается в том, чтобы несколько раз проверить документ перед отправкой его в производство.
К сожалению, в настоящее время стало модным употребление молодежью диких, грубых слов, то есть простых, жаргонных слов, не соблюдая норм литературного языка. Используются глаголы «сындыру, жырту» в значении «унизить, победить кого-либо», «получить прибыль». Приведем примеры предложений: Я его сломал. Я с него тысячу тенге сломал. Наши парни порвали команду соперника. Вместо слов «проиграл, замолчал» используются глаголы «исчез, погас». Например: Он исчез, услышав мои доказательные слова. Он полностью погас после долгих споров. Вместо «не в себе» используются слова и словосочетания, такие как «уехал, беглец, преследует, уехал, уехал, уехал, крыша поехала, ты сумасшедший, ты сумасшедший», вместо словосочетания «имеет знакомства» – «имеет дядю, имеет крышу». Вместо слов «великолепно, замечательно, хорошо, красиво» используются слова «сумасшедший, тема». Например: Я сегодня посмотрел сумасшедшее кино. Его машина – тема. Вместо слова «не мучайся» используются слова «не потей, не потей». В этом ряду можно упомянуть и употребления «базар нет, какой базар, не гони». Наблюдается и сокращение слов. Например, вместо «как дела» мы говорим «как ты». Это употребление часто используют даже представители других национальностей, особенно в сфере связи. На уличной рекламе также написано «как ты». Это – яркое проявление нарушения языка. Когда сами казахоязычные загрязняют наш язык, как мы можем требовать от других сохранять и изучать его?
Известно, что в языке существует закон написания (орфография) и произношения (орфоэпия). Однако этот закон не всегда соблюдается. Например, когда некоторые певцы, поющие на радио, поют текст песни в соответствии с произношением, ваш слух услаждается, и хочется слушать дальше. Но есть и певцы, которые поют тексты песен только по написанию. Такие певцы, несомненно, надоедят слушателю. Например, если фразы «күлім көз, көгілдір көлдер, түнгі дала» произносить как «күлүм гөз, көгүлдүр гөлдер, түңгү дала», то нет сомнений, что это будет приятно слуху. Иногда, стремясь произносить слова в соответствии с произношением, мы перебарщиваем, то есть произносим слова, которые должны произноситься по написанию, с искаженным произношением. Известный певец, наш брат, поет строку песни «Әселім» «Тулайды жүрек толқындай шалқып» как «Тулайды жүрек толғындай шалғып». Правильное произношение этой строки было бы «Тұулайдұу жүрөк толқұундай шалқып». И наоборот, строку этой песни, которую следует петь «Тағдырға нала негерек айтып», певец поет по написанию «Тағдырға нала не керек айтып», то есть поет, не соблюдая звуковой гармонии. Хочу сказать, что такая ошибка свойственна многим певцам.
Было бы правильно, если бы в будущем, с использованием латинского алфавита, слова записывались ближе к их произношению. Тогда, возможно, таких недостатков не будет. Всем нам известно, что в нашем языке есть слова, в которых сохраняется губная гармония до второго, третьего, а иногда и до четвертого-пятого слогов. Например, слова типа түлкі, үкі, өнер, өмір, бөлім, көңіл при произношении сохраняют губную гармонию во втором слоге, соответственно түлкү, үкү, өнөр, өмүр, бөлүм, көңүл, а в третьем-четвертом слогах – түлкүлөрдүң, үкүлөрдү, өнөрлөрүмүздү, өмүрүмүздү, бөлүмдөрүмүздү, көңүлүмдү. Следовательно, если мы напишем эти похожие слова в новом казахском национальном латинском алфавите по произношению как túlкú, úkú, ónór, ómúr, bólúm, кóńúl. Переход на латинский алфавит дает нам огромную историческую возможность, давайте воспользуемся ею правильно.
В родственном кыргызском языке губная гармония хорошо развита и сохраняется на протяжении многих лет. Они произносят и пишут двойные гласные, сохраняя губную гармонию во всех слогах слова. Никто не может сказать, что кыргызский язык отсталый, немелодичный. Наоборот, если сохраняется гармония, слово приятно слуху, производит впечатление и звучит тепло. То, что казахи с удовольствием слушают кыргызские песни, и даже наши певцы стремятся петь кыргызские песни или брать их мелодии, вероятно, связано с прекрасной гармонией звуков в кыргызских словах. Таким образом, кыргызский народ передает красоту, мелодичность, гармоничность, самобытность своего языка, не замутняя его чистоту, как родниковую воду, своим потомкам на века. Чтобы мои слова были убедительными, приведу лишь одно предложение в качестве примера: Постановление № 195 «О ходе решений Бишкекского городского кенеша». А у нас, если попытаться написать близко к произношению, мы услышим множество оправданий, таких как «нужно экономить», «выглядит нелепо», «создает неудобство при произношении и письме», «стыдно перед народом» и т.д.
В настоящее время процесс создания новых терминов и названий постепенно налаживается, и появляется много ценителей языка, которые высказывают серьезные мысли, конструктивные мнения о терминах, предлагают запоминающиеся, приятные слуху термины. Например, можно поддержать мнение известного терминолога-ученого Б. Калиева о том, что слова, которые сейчас называются и пишутся как анатомия, косметика, маятник, пленка, рецепт, факт, функция, могут быть использованы на казахском как тәнтану, риан, бигеш, жұқалтыр, дәрел, мәнбі, берне, а русские слова артист, театр, спектакль, концерт, магистр, медаль, рельс, цемент могут быть использованы на казахском языке с учетом его фономорфологических особенностей как әртіс, тыйатыр, іспектәкіл, кәнсерт, мәгістір, медәл, реліс, семент. Предложенные терминологом К. Юсуфом слова и словосочетания, такие как идентификация-тақылеттестік, мотив-мәтіп, толерантность-тағаттылық, амбиция-мардат, логика-пайым, акт-кесім, норматив-низам, нормативные-правовые акты-низамдық-хұқылық кесімдер, функция-уәзипа, ведомство-идара, флора-нәбетат, фауна-мақұлықат, режім-уәжіп, контракт-бекім, шартнама, тоқтам, категория-санат, патрульдік полиция-шолғыншы полиция, лоббизм-денеу, лоббирование-денеушілік, вызов-талқы, приятны сердцу.
Теперь поговорим о некоторых неприятных моментах в процессе создания терминов. Когда-то Терминком утвердил ряд слов, переведенных на казахский язык, а сейчас они вновь переводятся и утверждаются в своих русских вариантах. Например, слова сынып, қағидат, пайыз, үрдіс, музей, гимн, потенциал теперь будут соответственно использоваться в русских вариантах: класс, принцип, процент, тенденция, мұражай, әнұран, әлеует, а также ряд других слов будут использоваться в русских вариантах. Обычно слова, которые неудобны для восприятия, для произношения, не принятые народом, могут быть изменены. А эти слова уже укоренились в народе, получили широкое распространение и стали привычными. Кому понадобилось менять эти слова? Значит ли это, что труд ученых и общественности, потраченный на это ранее, был напрасен, а проделанная ими работа, обсуждение, затраченное время были как детский труд, несерьезны?
В целом, у меня возникает мысль: не слишком ли мы увлеклись «внесением изменений и дополнений» во все, что попадается нам на пути? Конечно, многое можно изменить, но нельзя превращать язык в игрушку для бездельников. Это не оживит работу по созданию терминов, наоборот, приведет к регрессу. Мы должны помнить, что у слова есть своя святость.
Подводя итог, можно сказать, что пренебрежение государственным языком – это признак человека, который не уважает свою страну, землю, нацию, и, в конечном счете, самого себя. Уважение к языку начинается с простых приемов, а именно: с правильной речи, безошибочного письма, приучения детей с детского сада к практике речи на родном языке. Сотрудник, ответственный за язык в каждом учреждении, должен привыкнуть ревностно оберегать казахский язык. Как говорится, «Уважение к языку – уважение к народу», развивая язык, мы должны работать сообща, чтобы не отстать от мировой цивилизации.
Нурлан Шуленбаев,
Научный сотрудник отдела терминологии
Института языкознания имени А. Байтурсынова
Специально для Национального портала