«Да, Господь, сделай меня правителем своей земли, хозяином своего скота», — такое стремление предков достигло свободных поколений, и в их сознании происходит потрясение. Это духовное потрясение. Нынешнее поколение славных предков, не оставивших следа на великой степи, где могли бы гнездиться поколения, переживает большие вызовы. Известно, что это условия четвертой технологической революции и глобализации.
Под «современным ребенком» мы подразумеваем сознательного гражданина, свободно владеющего несколькими языками и цифровыми технологиями. Те, кто получил образование с однобоким мнением «достаточно иметь диплом», не учитывают, насколько востребована эта специальность на рынке труда. Если есть квалифицированный специалист, ему повезет, а если он будет малограмотным, то очевидно, что он пополнит ряды безработных. Адаптация сельских детей к городу также непроста. Для них загадки современных «умных городов» многочисленны. В этом и заключается тайна молодежи, занятой черным трудом в городе. Кроме того, автоматизация производства также является причиной безработицы. Автономные платежные карты в общественном транспорте ежедневно сокращают количество кондукторов, дроны, способные доставлять товары на расстояние до 500 км, — почтальонов и курьеров, а роботы, ведущие новости на нескольких языках и работающие круглосуточно, — дикторов. В ближайшем будущем многие профессии будут выполняться такими роботами.
Это опасно для тех, кто живет только с одним дипломом. Их профессии могут стать ненужными, как и профессии кондукторов. «В Казахстане найдется работа для всех. Поскольку везде есть вакансии, никто не должен оставаться без работы. Главная проблема в том, что у людей нет определенной профессии», — отметил глава государства, подчеркнув, что единственный выход из тупика — это получение профессионального образования в учебных заведениях и становление специалистом.
Сегодня люди получают востребованную в новом трудовом обществе специальность на основе неформального образования. Для молодежи, стремящейся к современной профессии, открываются большие возможности. Например, в 2015 году в столице открылся казахстанский филиал Компьютерной академии «ШАГ». Там можно получить профессиональное IT-образование в области информатики и компьютерных наук. Молодежь обучается по трем направлениям: сетевые технологии и системное администрирование, разработка программного обеспечения, компьютерная графика и дизайн. Выпускники таких курсов получают свидетельство и сертификат об окончании обучения. Документ не учитывает возрастные ограничения. Если у человека есть желание освоить тонкости новых технологий и выучить иностранный язык, независимо от возраста, то он добьется успеха. Очевидно, что их ценность на рынке труда будет высокой.
Этот процесс сформировал в современном обществе парадигму «обучения на протяжении всей жизни».
Великий Абай говорил: «Безделье и сытость развращают человека». Немало опасностей исходит из Интернета для безработной молодежи. Челленджи, пропагандирующие опасные для жизни трюки, являются продуктом Интернета. Очевидно, что восхождение на высокие здания для селфи, прыжки с крыши на крышу, танцы на дороге после выхода из машины, а также отказ от национальных ценностей и технологических достижений, ношение хиджаба, паранджи, коротких штанов, бороды-кагау не принесут чести.
Я считаю, что поручение главы государства правительству о том, чтобы молодежь не оставалась без присмотра и получала неформальное образование, было одной из актуальных задач.
***
Одним из важных целей учителя в краеведческой работе является воспитание толерантной личности в условиях многонациональности и многокультурности. Формирование такой личности осуществляется посредством расширения знаний ученика о социальной жизни родного края, его известных людях, их образцовой жизни, ремеслах, священных местах, культуре, обычаях, традициях, истории, топонимике, быте. Учитель достигает этой цели через краеведческую работу, такую как учебно-познавательные экспедиции с учениками в край, к священным местам, в архивные фонды, музеи, очаги культуры или на предприятия. Краеведческая работа также тесно связана с такими предметами, как география, история, литература, биология, музыка. Учитывая эти особенности, были разработаны методические рекомендации для школ и учебная программа курса «Краеведение» для 5-7 классов основного среднего образования.
В период развития современного процесса глобализации школьные музеи играют важную роль благодаря своим огромным воспитательным возможностям. Основная задача школьного музея — патриотическое,