22-25 мая 2017 года в Астане состоялся V Курултай казахов мира, на котором Елбасы учредил фонд «Отандастар» и поручил ему через Ассоциацию казахов мира наладить связь с соотечественниками за рубежом. Ровно через год, в июне 2018 года, начал свою работу НАК «Фонд Отандастар» (Некоммерческое акционерное общество).
В Постановлении Правительства Республики Казахстан было особо отмечено, что НАК «Фонд Отандастар» «должен быть определен как основная цель обеспечения деятельности Ассоциации казахов мира».
Мы верили, что создание НАК «Фонд Отандастар» откроет большие возможности для усиления работы Ассоциации и вывода ее на новый уровень. Ведь в свое время Ассоциация казахов мира столкнулась со многими трудностями из-за нерешенности финансовых вопросов.
Сегодня НАК «Фонд Отандастар» заключает Меморандумы с акиматами городов и областей в соответствии со своей дорожной картой. Цель меморандума – оказание поддержки этническим казахам, проживающим за рубежом и переселившимся в нашу страну. Недавно один из таких меморандумов был заключен между представителями НАК «Фонд Отандастар» и акиматом Павлодарской области. Я счел нужным поделиться некоторыми мыслями, возникшими у меня в связи с этим официальным мероприятием.
На упомянутом официальном торжественном мероприятии заместитель акима области господин Бегентаев Мейрам Мухаметрахымулы, не принимая во внимание, что в аудитории присутствовали только казахи, в том числе оралманы из дальних стран, не знающие русского языка, представители молодежи и студентов, журналисты, говорил только на русском языке. А управляющий директор НАК «Фонд Отандастар» госпожа Абильдинова Алия Сапабековна, начав свое выступление на казахском языке перед многочисленной аудиторией, в итоге сбилась и перешла на русский язык, что оставило неприятный осадок. Мы подумали: неужели эти люди будут оплакивать проблемы казахов на русском языке?
Всем нам известно, что демография является одним из главных факторов развития нашей страны. Наши предки говорили об этом:
«Пусть девяносто верблюдиц принесут потомство,
Пусть девять невесток приготовят еду.
Пусть сыновей будет десять,
Пусть дочерей будет как жемчуг,
Пусть будет много богатства,
Пусть будет много детей,
Пусть будет много людей,
Пусть будет много еды,
Пусть будет долгая жизнь,
Пусть будет много друзей!
…Пусть растет твой авторитет,
Пусть твой очаг никогда не погаснет!»
– так они завещали будущим поколениям. Ведь для того, чтобы стать «Вечной страной», где «растет наш авторитет и никогда не гаснет наш очаг», предки хорошо знали, что «без увеличения числа людей не увеличится количество еды» или «если скот родит двойню, то и трава растет вдвое».
«Сейчас население нашей страны превысило 18 миллионов и приближается к 19 миллионам. Сможем ли мы освоить обширные земли при населении менее двадцати миллионов человек? Кроме того, наш демографический рост очень низок по сравнению с соседними странами. Например, в 1967 году в Казахстане проживало 12,4 миллиона человек, в Узбекистане – 10,8 миллиона. То есть мы опережали наших соседей примерно на 2 миллиона. Через пятьдесят лет, то есть по подсчетам 2017 года, население Узбекистана приблизилось к 34 миллионам, увеличившись втрое. Население Туркменистана, Таджикистана, Кыргызстана также увеличилось втрое. К сожалению, мы выросли всего в полтора раза, едва превысив 18 миллионов. Одной из причин непропорционального роста населения является большое количество людей, покидающих страну. Например, за последние 10 лет из нашей страны выехало 324 тысячи человек. А прибыло всего 283 тысячи человек. Кроме того, ситуация с рождаемостью у нас тоже не радует. В 1980-х годах в республике ежегодно рождалось 800 тысяч младенцев, сейчас этот показатель снизился вдвое и составляет около 400 тысяч. Если наша демографическая ситуация не изменится, это, безусловно, негативно скажется на нашей экономике. Например, только в Северо-Казахстанской области сегодня насчитывается 100 населенных пунктов, где проживает менее 50 человек. 38 из них будут закрыты в ближайшее время. Будущее остальных туманно» (Егемен Қазақстан. 16 ноября 2018 г.) Это не устаревшая статистическая информация.
В условиях такой актуальной проблемы сегодня Ассоциация казахов мира через НАК «Фонд Отандастар» должна была бы проделать огромную работу. К сожалению, НАК «Фонд Отандастар», отставив в сторону основную цель обеспечения деятельности Ассоциации казахов мира, разработал собственную дорожную карту, выполняющую все функции Ассоциации.
Однако эта дорожная карта состоит из различных шоу, форумов, малых курултаев, музыкальных фестивалей, экскурсий и поездок, направленных лишь на растрату средств. Вместо этого, в карте отсутствуют важнейшие для нас словосочетания. Конкретно, в этой дорожной карте не встречается слов «переселение, прием, обустройство этнических казахов в страну». Вопросу миграции не уделяется внимания, не рассматриваются возможности увеличения темпов интеграции наших соотечественников в страну. Не говорится о важности и необходимости переселения наших соотечественников из-за рубежа в страну как одном из основных факторов развития нашей демографии. Честно говоря, в этой программе нет ни слова о привлечении и обустройстве казахов из-за рубежа на их историческую родину. То есть, можно понять, что конкретных выводов, которые могли бы уменьшить стагнацию миграции оралманов, о которой говорят сегодня, и раскрыть ее причины и следствия, не сделано.
Поэтому большая часть данного документа напоминает лишь «академический туризм» за счет государства, когда акиматы областей, городов и районов, как и прежде, привлекают наших соотечественников из соседних стран к участию в масштабных культурных мероприятиях, проводимых в стране, в рамках национальных праздников. В целом, привлечение наших соотечественников, проживающих в соседних государствах, к культурным мероприятиям, проводимым в нашей стране, является одной из давних традиций.
Маловероятно, что НАК «Фонд Отандастар» с его громоздким, медленно движущимся механизмом из тридцати-тридцати пяти менеджеров в роскошном офисе в центре Астаны сможет наладить постоянную связь с этническими казахами за рубежом. По слухам, все здесь – дети и родственники богатых и влиятельных людей, хорошо знающих, как устроиться потеплее. Ведь многие из них не могут связать и двух слов по-казахски. Люди, не владеющие казахским языком, совершенно не понимают проблем оралманов, прибывающих в страну, и не могут общаться с нашими соотечественниками, не знающими русского языка. Это всего лишь шаг до превращения в очередной бюрократический аппарат. Таких аппаратов у нас достаточно. Отсюда возникает мысль, не тратятся ли деньги фонда впустую. Например: в дорожной карте НАК «Фонд Отандастар» указано создание радио и сайтов для зарубежных соотечественников. Это план, который не выдерживает никакой критики. Потому что сегодня, наряду с возможностями интернета, в нашей стране предостаточно веб-сайтов и казахских радиостанций в этом направлении. Напротив, все средства должны быть направлены на переселение соотечественников в страну, их адаптацию и оказание им поддержки. Повторение в дорожной карте работ, давно проводимых в РК, похоже на способ бесцельной растраты средств.
В целом, поскольку основная тяжесть работы, связанной с оралманами, ложится на регионы, очевидно, что будет эффективнее оставить в штате НАК «Фонд Отандастар» в Астане всего 5-6 человек и направить большую часть средств в регионы. Только тогда не будет сомнений в результативности реализации дорожной карты. В целом, создание оперативных, деловых групп в регионах и управление ими небольшим количеством менеджеров в центре будет способствовать реализации продуктивных и результативных мер, отвечающих требованиям времени.
Эта дорожная карта должна быть направлена на решение миграционных вопросов в современном ключе. На церемонии подписания меморандума в Павлодаре руководитель областного управления внутренней политики господин Дауенов Ернур Нурланович в своем кратком отчете отметил, что в дорожной карте НАК «Фонд Отандастар» очень мало указано работ, выполняемых Ассоциацией казахов мира, что свидетельствует о невыделении средств из фонда в регионы.
Уже давно постоянно говорится о необходимости изучения передового опыта других стран, таких как Германия и Израиль, в проведении этнических миграций и использовании его положительных сторон в нашей стране как одного из путей увеличения численности казахов. Этот опыт означает, что при переселении оралманов все документы, необходимые для постоянного проживания, регистрации и получения гражданства, должны быть подготовлены еще на месте их прежнего проживания. Кроме того, у нас до сих пор нет единого подхода к оказанию конкретной финансовой поддержки семьям, желающим переехать, но не имеющим для этого финансовых возможностей, и к оказанию им социальной помощи после прибытия. Кто встретит их на границе, в каком регионе они будут размещены, как будет решен жилищный вопрос, чем они будут заниматься – все это остается нерешенным. В целом, в нашей стране никто не занимается вопросами приема и размещения оралманов. Хотя в некоторых областях существуют центры адаптации для оралманов, их работа не соответствует современным требованиям, государственный стандарт обслуживания прибывших соотечественников до сих пор не сформирован.
Отдельная проблема – споры, связанные с документами для постоянной регистрации и получения гражданства оралманами. В последние годы появилось правило, что сначала им нужно получить вид на жительство, а затем подавать документы на гражданство. Поскольку вид на жительство не приравнивается к паспорту, наши братья-оралманы испытывают большие трудности до наступления срока получения гражданства. А объем помощи, которую им оказывают после прибытия в страну, невелик: государство перекладывает эту задачу на местные власти, местные власти – на состоятельных граждан и предпринимателей, а их помощь не систематична, постепенно угасает и в итоге заходит в тупик.
Президент России Владимир Путин подписал программу, позволяющую миллионам русских и русскоязычных граждан со всего мира беспрепятственно и без лишних хлопот получать гражданство. Теперь очевидно, что из разных уголков мира в Россию хлынут репатрианты. А мы, вместо того чтобы облегчить прибытие оралманов, не перестаем всячески его усложнять под разными предлогами. Русскоязычные руководители, которые обычно ставят Россию в пример, конечно же, уклоняются от решения вопроса увеличения численности этнических казахов. По неофициальным данным, сегодня около 30 тысяч человек, прибывших в нашу страну из дальнего и ближнего зарубежья, до сих пор не получили гражданство.
Известный ученый, писатель-драматург, бывший заместитель председателя Ассоциации казахов мира, много лет занимавшийся вопросами миграции, наш уважаемый аға Султанали Балгабаев неоднократно предлагал создать центр для системного изучения миграционных вопросов. В нашей стране, где треть этнических казахов до сих пор проживает за рубежом, такого центра до сих пор нет. Нам непонятно, почему многочисленные научно-исследовательские институты и бесчисленные аналитико-экспертные центры страны не уделяют внимания этой сфере. А большинство разговоров о миграции и оралманах не основаны на конкретных исследованиях, состоят из громких слов и юридически, финансово невыполнимых, пустых предложений. В связи с этим, если бы один отдел, хотя бы один сектор Канцелярии Премьер-министра координировал миграционную работу, а один из заместителей Премьер-министра руководил этой работой, дело бы сдвинулось с мертвой точки и пошло бы вперед. Потому что специалистов и руководящих кадров, хорошо разбирающихся в этой сфере, недостаточно.
В нашей стране до сих пор не налажена подготовка специалистов по миграции. Раньше данные об оралманах собирались в одном центре через миграционные службы. Сейчас нет отдельных миграционных служб, база данных оралманов прекратила свою работу или неизвестно – что с ней.
В результате трудно определить, кто получает статус оралмана в Казахстане, где они находятся, остались ли они в Казахстане или вернулись обратно. В будущем было бы результативно, если бы вопрос о возобновлении работы базы данных оралманов и включении в нее только тех оралманов, которые остаются на постоянное проживание в Казахстане, решался бы через экспертизу этих центров. В связи с этим, ответственным за статистический учет, который собирает все данные, информацию и статистические отчеты по миграционным процессам из соответствующих учреждений в областях в соответствии с утвержденными формами и представляет их Правительству, должны быть опытные специалисты филиалов Ассоциации в регионах, занимающиеся вопросами оралманов с первых лет Независимости.
Например, акиматы областей в свое время создавали и открывали при управлениях миграции в каждой области Центры адаптации и интеграции оралманов. В каждом из них были сотрудники в соответствии с утвержденным штатным расписанием. Хотя эти учреждения были присоединены к областному управлению координации занятости и социальных программ в 2013 году и ежегодно выделялись специальные средства из местного бюджета, с тех пор они, похоже, работают в интересах управления, а не в интересах оралманов. Вот это учреждение, переданное Ассоциации казахов мира и НАК «Фонд Отандастар», и преобразованное в деловой центр, который в первую очередь оказывает правовую информационную консультацию прибывшим из-за рубежа, отвечает требованиям времени. Кроме того, сокращаются управления по работе с этническими казахами в Министерстве труда. Их отделы в областях также сокращаются и присоединяются к отделам, находящимся в ведении управления, превращаясь в формальность. Мы приходим к мысли, что было бы результативно, если бы акимы областей поручили центры адаптации оралманов областным филиалам Ассоциации и занялись реальными делами.
В заключение, НАК «Фонд Отандастар», созданный по специальному поручению Елбасы, обойдя системную работу Ассоциации казахов мира, проводимую много лет, часть которой ждет своей очереди из-за финансовых возможностей, и действуя по дорожной карте, разработанной в другом направлении, обладает ли возможностями заниматься многочисленными нерешенными проблемами казахской диаспоры за рубежом, ведь вызывает беспокойство вопрос, работают ли в настоящее время в этом фонде специалисты, понимающие нужды и менталитет этнических казахов, имеющие опыт в сфере миграции.
Основная цель и задача фонда – совместно с Ассоциацией казахов мира переселить соотечественников, проживающих за пределами исторической родины, указать им путь, помочь в обустройстве быта, занятии ремеслом, трудоустройстве, адаптации в обществе и обеспечении жильем. Поэтому мы надеемся, что НАК «Фонд Отандастар» не отклонится от этой задачи.
Амантай ТОЙШЫБАЙҰЛЫ