С момента сотворения человеческого рода миллиарды людей ступали по земле, миллиарды глаз видели чудеса этой прекрасной планеты, и хотя прошли миллионы лет, тысячи высокомерных царей хотели править вечно. Люди убивали друг друга, грабили, делали что хотели. Законы, не меняющиеся с момента сотворения человечества. Возможно, изменилась только мода в одежде, автомобили, которыми они пользуются, технологии, которые они используют. Печально и то, что мы не можем похвастаться перед инопланетянами, что человечество достигло вершины гуманизма в своей истории развития.
Сколько из этих миллиардов несчастных грешников прожили свою жизнь, не будучи услышанными и не будучи замеченными в своих добрых делах, состарившись, увянув, иссохнув, и когда их время подошло к концу, они улетели к своему Богу, как горсть света. А среди этих бесчисленных людей было не так много тех, кто оставил свой светлый след.
Одна из них – Надежда Рушева. Этот выдающийся талант, проведший свою первую выставку в 12 лет, прожил всего 17 лет. Надежда родилась в Улан-Баторе и покинула этот мир в Москве. Ее отец тоже был художником, а мать – тувинской балериной. Видно, что внешность унаследована от родственников по материнской линии. В некоторых ее картинах отчетливо прослеживается тюркский колорит.
Надя начала рисовать в 5 лет. В 7 лет она начала профессионально заниматься изобразительным искусством. Однажды вечером она даже создала 36 иллюстраций к сказке Пушкина «Сказка о царе Салтане». И это были не каракули ребенка, а работы, не уступающие работам настоящего художника. Говорят, Надя рисовала, слушая сказку. Какая фантазия! Чтобы за короткое время представить себе облик персонажей, уловить их характер и перенести это на бумагу, нужен огромный талант!
В 12 лет картины Нади ярко засверкали на выставке в Москве, а затем ее работы вызвали удивление в таких странах, как Польша, Чехословакия, Румыния, Индия.
В 13-14 лет Надя уже создавала иллюстрации к «Войне и миру» Толстого и «Мастеру и Маргарите» Булгакова. После этого ее имя как книжного графика стало широко известно. Надя перенесла на бумагу образы героев более 50 произведений разных авторов.
Позже среди ее работ был найден эскиз балета «Анна Каренина». Но говорят, что такого балета тогда даже не планировалось ставить, даже в мыслях. Позже этот балет, который танцевала Майя Плисецкая, был поставлен на сцене спустя много лет. Это что, святость? Все возможно!
Говорят, что ее рисунки сразу же появлялись на белом листе. Светлая душа никогда не пользовалась ластиком. «…Они (рисунки – А.Е.) всплывают на бумаге, как знаки на воде, я только раскрашиваю их», – говорила Надя Рушева.
Надя, скончавшаяся от инсульта в 17 лет, оставила после себя 12 000 рисунков! Это бесценное наследие, которое она, спеша, оставила человечеству за свою короткую жизнь. Помимо этого, бесчисленное количество рисунков, сделанных наспех где придется, изображений, подаренных кому-то, штрихов, этюдов, натюрмортов, работ, не попавших на выставки.
Надя часто рисовала образ «Маленького принца» Сент-Экзюпери. Возможно, юная художница видела себя в образе Маленького принца. Ведь Надя, как и принц Экзюпери, кажется мне человеком, которого никогда не существовало в реальности, аллегорией, порожденной человеческим разумом, лишь фантазией чувственного воображения…
Акберен Елгезек