Елбасы собрал представителей пространства от Атлантического до Тихого океана, от Северного Ледовитого до Индийского океана, на казахскую землю несколько раз и за короткое время удивил их нашим развитым государством, нашей сияющей Астаной, вернул народу несгибаемый дух и прославил нашу страну на весь мир. Сегодня Казахстан узнал весь мир.
Английские, французские, китайские, немецкие, польские путешественники-ученые, побывавшие на казахской земле в XVIII–XIX веках и в начале XX века, многое рассказывали, а известные зарубежные деятели, посетившие нашу страну в последующие годы независимости, восхищаются образом жизни, культурой и языком нашего народа. Поэтому накануне Дня благодарности мы решили опубликовать на нашем сайте некоторые из этих мнений.
Юнусбек Евкуров, экс-президент Республики Ингушетия:
– Выражаю благодарность казахскому народу, приютившему наш народ в трудные времена. Казахстан стал вторым домом для ингушей. В целом, главная цель моего визита в Казахстан – это встреча с вами. Я планировал этот визит несколько раз, но не получалось. Вот сегодня, несмотря на сложную ситуацию в нашей республике, я нашел время и приехал к вам. Мы не можем предоставить землю и дома всем нашим соотечественникам, желающим вернуться на родину, в связи с экономическими условиями в нашей стране. Такой программы тоже нет.
Лор Кастен, советник по культуре и партнерству посольства Французской Республики в Республике Казахстан:
– Когда я рассказываю своим родным и друзьям о Казахстане, первое, что приходит на ум, – это безграничное гостеприимство казахского народа, умение принимать гостей, их жизнерадостный нрав и широту души. Кроме того, Казахстан для меня неразрывно связан с Абаем. Его произведения захватывают душу глубиной жизненной философии. Каждый вечер я отправляю своим друзьям фотографии о Казахстане. Это самый быстрый способ широко представить и раскрыть традиции и культуру любого народа. Я так увлекся этим, что после отправки фотографий и предоставления информации мои родные и друзья очень захотели увидеть Казахстан.
Хорлогийн Чойбалсан, глава правительства Монголии в 1939–1952 годах:
Казах – трудолюбивый народ с древних времен. Не бросает начатое дело;
Казахский народ – требовательный, быстро всему учится, быстро осваивает. Казахские граждане, поступившие на учебу, за год-два осваивают монгольский язык и письменность, учатся и получают образование на монгольском языке;
Казахский народ – народ, хорошо использующий продукцию животноводства. Я сам видел, сколько различных блюд готовят только из молока скота;
Казахский народ искусен в орнаментах, ткачестве, вышивке. В любом доме стоят украшенные түскиіз (настенные ковры), алаша (тканые ковры), басқұр (тканые полотенца). Это искусство, которое нужно развивать;
Казахский народ – народ, сохраняющий чистоту. В любом доме для гостей приготовлены көрпе-жастық (одеяла и подушки). В доме порядок, посуда чистая, не едят руками;
Казахский народ – долгоживущий народ. Они не курят и не пьют алкоголь. Едят пищу в меру;
Уважение к старшим – одна из хороших традиций казахского народа. Они снимают пожилых людей с коней, привязывают их коней, открывают дверь, проводят в дом, усаживают на почетное место;
Охота для казахов стала одной из отраслей промысла. Они получают большой доход от соколиной охоты. Это промысел, передающийся из поколения в поколение;
Казах – народ, любящий развлечения. Для них айтыс (состязание акынов), пение, игра на домбре, игра на сыбызгы (духовой инструмент) стали привычкой. Нам нужно развивать это в соответствии с новой эпорой.
Александр Барон, член Ассамблеи народа Казахстана, председатель совета ассоциации «Мицва»:
– Мы всегда считали город Ташкент – родиной хлеба. Однако, для меня город, откуда исходит настоящий запах хлеба, – это Алматы. Потому что моя бабушка, дедушка и мой отец, получивший тяжелое ранение, исцелились от своих ран и прожили славную жизнь именно в городе Алматы. Люди этого края обладают преобладающими человеческими качествами, протягивают руку помощи друг другу, уступают почетное место.
В. Радлов, ученый-востоковед:
– На обширной степи от Северного Алтая до реки Урал, от Омска до западного региона Зарафшанской области проживают составные части племени, называющего себя «казахами», которых русские и другие западные народы ошибочно называют «киргизами» или «киргиз-кайсаками», и которые вполне могут считаться единым народом.
Промыслы казахов едины, где бы они ни находились, они пасут скот днем и вечером возвращаются к дому, занимаясь одним и тем же видом скотоводства. Еда, которую они едят, их праздники и похоронные обряды, управляющая ими власть и законы – все едино.
В настоящее время, несомненно, проявляется единство, которое сформировалось как единый народ во всех их аспектах. Казахи – единая нация в плане обычаев, традиций, языка.
Э. С. Вульфсон, исследователь, ученый:
– Трудно найти народ, который так же почитал бы песню и стихи, как казах. Этот народ, скачущий по широкой степи, дает знать о своем прибытии в аул песней. Вся их радость и горе переплетаются с песнями. Они очень высоко ценят своих певцов. Женщины не отстают от мужчин. «Киргизы» М., 1901.
Алексей Левшин, российский ученый:
– Казахи, живущие в тесном контакте с природой, питающиеся простой пищей, дышащие чистым воздухом, растущие в спокойствии, обладают крепким здоровьем. Они сильные, энергичные, устойчивые к жаре и холоду. Живя на равнине, они могут различить предмет, находящийся в десяти километрах. Игра на коне с детства – их ежедневная гимнастика. Женщины иногда превосходят мужчин в этом отношении. Казахи, которые не говорят много, замкнуты, любят размышлять в одиночестве, по сравнению с другими азиатскими народами, не испытавшие деспотизма, более наивны, добродушны, доверчивы. Доброта, сострадание, уважение к аксакалам (старейшинам) – их благородные качества. «Описание киргиз-казачьих или киргиз кайсацких, орд и степей».
Николай Зеланд, русский врач:
– Казах – пылкий народ. Его духу присущи жизнерадостность, доброта, он всегда жизнерадостен. Он бдителен и любопытен. Его нервы покорны, он не сердится. Он искренне добродушен, честен, разделяет горе и беды других, гостеприимен, здоров и терпелив. В нем нет жестокости и злопамятности.
В бою или при нападении, столкнувшись лицом к лицу со смертью, он не испытывает никакого смятения. Он желает жить в мире и согласии. Его женщины благочестивы, умны.
Подготовил – Ермек ЖУМАХМЕТУЛЫ