Едва я начал ходить и говорить, как стал любить детей своего возраста больше, чем своих братьев, и играть с ними. Играя, я не замечал, что проголодался, что наступил вечер. Моя любовь к этим любимым и дорогим мне юным друзьям, а также сладкая еда, которую родители приберегли для меня, когда я приходил домой, и ласковые поглаживания, ах, какое безграничное счастье! Где ты? Куда ты ушло?.. Почему тогда мы боялись и сторонились старших, хотели держаться подальше? Я даже не знал. Теперь я знаю наверняка. Если не верите, узнаете из тайны моей жизни, описанной ниже.
…Через некоторое время я увидел, как старшие играют в асыки и проигрывают. При лунном свете они играли в «ак суек», соревновались, боролись. Увидев это, я, вместо того чтобы копать землю и строить «колодцы», складывать камни и строить «загоны», увлекся этим и присоединился к ним. Вот! Мой первый шаг к «счастью»… Конечно, из этого родились и игры, и ссоры. И угрозы «расскажу отцу» детям плохих людей…
Кто был мой отец, мой брат? Богатые, правившие народом! Кто их не боится?! Через некоторое время мне представились «бозбалы» (молодые люди), красиво одетые, играющие на домбре, поющие песни, играющие в различные игры. «Ойпырай! Вот оно, настоящее счастье!», я изо всех сил старался стать похожим на них и присоединился к ним. В чем-то я превзошел их. Конечно, я не могу перечислить все страсти и поступки, которые совершал «бозбала» каждый день.
Но «счастье», которое показалось еще дальше, не остановило меня. Потому что через некоторое время, придя на собрание, я увидел, как волостные правили, бии вершили суд, ораторы красноречиво говорили, и так далее, я столкнулся с различными видами «человечности», называемыми «счастьем». Разве такое может не заинтересовать человека? Тогда я собрался с духом, как будто иду в гущу врагов, и погрузился в это.
Хотя я узнал все его хитрости и уловки, здесь появилось «богатство», которое оказалось еще более желанным «счастьем». Без него ничто другое не имело значения, и ничто не шло своим чередом. О, Господи! Я активно действовал, думая, что же такого делает человек, что не делает человек, и понял суть этого.
То, что произошло, когда я начал играть в асыки в детстве, я не упомянул: это было сделано против моей воли. И это стало причиной того, что моя любовь к родителям, которую я так ценил, начала рушиться. Что это, если спросите вы — учеба. Слова «Не играй в асыки, учи уроки» отняли у меня то, что я любил, и заставили меня делать то, что я не любил. То есть, я начал терять истинную любовь, ища «счастье».
Теперь вернемся к моим предыдущим словам. Таким образом, я нашел все «счастье» и, ослепляя тех, кто ниже меня, пытался догнать тех, кто впереди, хватая их за ноги. И я догнал. Многие другие мои «счастья» остались невысказанными. Потому что я не хочу вас томить, я расскажу о своем последнем «счастье». Так, переходя от «счастья» к «счастью», однажды, откуда ни возьмись, появилась мысль: «Подумай о прошлой жизни». Я поневоле задумался, и вот что я подумал: в юности я увлекся детством, затем считал «счастьем» молодость. Затем я стал служить «счастью» под названием человечность. Наконец, я стал рабом скота. Потому что, чем больше я жил, тем больше разрушалось предыдущее, а последующее «счастье» казалось более правильным.
Теперь, когда я думаю об этом, я заслуживаю смерти. Ну, что еще остается, кроме как удержать самое ценное из моих «счастий» и умереть? Я понял, что нет ничего лучше счастья моего детства. Потому что там нет печали, нет дел, которые отвлекают от совести и веры. Но я не могу достичь этого, это не «счастье», потому что там много печали, много забот, много отступлений от совести и веры.
Человечность — это обманчивое название, не будем говорить о ней. Ее суть совершенно не соответствует названию. Если «скот — богатство» и нужно, то невозможно взять его, не испачкавшись, и сохранить, не потеряв совесть и веру. Ну, пришлось искать новое «счастье». Не зная, что делать, я бродил вслепую, закрыв глаза. В какое-то время мой лоб наткнулся на что-то. Я увидел большое зеркало. Оно было закрыто черной тканью. На доске над ним было написано «Зеркало истинного счастья». «Боже мой, если искренне желаешь, то получаешь», — подумал я, и от радости отдернул ткань и посмотрел, и увидел сгорбленного, с покрасневшими глазами, с отвисшим ртом, с морщинистой кожей, с нахмуренными бровями, с бородой старика!.. Не думая ни о чем: «Кто вы?» — спросил я, и старик (как будто насмехаясь надо мной) зашевелил губами и заговорил. Присмотревшись, я увидел свое отражение в зеркале. «Ах! Вот оно! Обманчивые счастья, жизнь, прожитая в сожалении!» — сказал я и упал ничком… Через некоторое время я открыл глаза и увидел, что человек в белом одеянии, серого цвета, держит мою голову. Поняв, что я пришел в себя, он сказал: «Старик, посмотри еще раз в зеркало! Но не глядя на свою тень и на тех, кто за ней, посмотри на самых дальних — на мужчину и женщину, ласково обнимающих двух детей!» Я посмотрел в зеркало, и за моей тенью увидел богачей, людей, молодых людей, детей, играющих в асыки, и, наконец, мужчину и женщину, ласково целующих двух детей, а дети обнимали родителей за шеи и гладили их. Тогда тот человек в белом сказал: «Старик, «истинное счастье» — это истинная любовь родителей и чистое сердце детей, находящиеся в самом низу зеркала. Эта любовь и чистое сердце были и у тебя. Если бы ты сохранил их, не разрушая, и любил всех людей, как своих детей, как своих братьев, проявляя любовь и справедливость, это было бы истинное счастье. Трудности, которые ты испытал, ища его, и печали, которые ты перенес, подобно радости охотника, когда он наконец находит добычу, или удовольствию торговца, когда он получает большую прибыль после долгих поисков прибыли, были бы.
Вы променяли эту любовь и чистое сердце на ложные титулы на пути. В дальнейшей своей жизни вы будете помнить об этом. Нет смысла в сожалении, теперь произнесите свою веру!» — когда он сказал это, я упал в обморок.
Шакарим Кудайбердиулы