Жизнь – река. Сколько людей прошли через бурные воды этой реки, пережив различные перипетии судьбы. Одной из самых разрушительных событий, оставивших глубокий след в истории человечества, стало последствие различных политических взглядов в обществе – репрессии. На тех, кто был проницателен, кто болел душой за народ и воспевал его горести, была навешена ярлык «врага народа». Их расстреливали, сажали, ссылали в чужие края с другим языком и внешностью. Однако у них было одно желание.
Страдали и целые народы. Одним из таких преследуемых народов были чеченцы. Вагоны, полные живых людей, привезли на казахскую землю. Среди этой группы людей были отец и мать казахстанки Яхи апай – Магомед и Сауман, ее дедушка и бабушка по материнской линии – Палада. Они ступили на баянаульскую землю, считавшуюся сливками казахской земли. Прибывшие в чужую страну по воле судьбы, люди были измучены и голодны. В то время на казахской земле также происходили подобные гонения и репрессии. Собравшись в степи, в безлюдном месте, чеченцы по решению своего лидера Палады, решили: «Мы не погибнем, если пойдем туда, где есть люди», и пришли в одно из аулов. Люди, опасаясь сразу же заходить в аул, сказали: «Давайте пройдем по улице, читая зикр». Увидев многочисленный народ, идущий по улице и читающий зикр во имя Аллаха, казахи подумали: «Это же мусульмане, наша религия одна, будет стыдно оставлять людей нашего вероисповедания в степи». Так, каждая казахская семья забрала к себе по 1-2 человека и начала жить вместе. Им, пришедшим в чужой край в результате гонений, не зная языка и обычаев, было нелегко. Однако их поддерживало гостеприимство и великодушие казахского народа.
Матери теряли своих детей, братья – братьев, родные – родных. Постепенно привыкнув, чеченцы начали обустраиваться и жить своей жизнью. Когда положение народа начало улучшаться, отец и мать Яхи, Магомед и Сауман, нашли друг друга на баянаульской земле и создали семью. Отец имел семиклассное образование, мать была неграмотной. Магомед, будучи разносторонним человеком, быстро осваивал новые навыки и не знал себе равных в труде. Он был и парикмахером, и швеей, и водителем, и поваром. А Сауман занималась домашним хозяйством и шитьем. Таким образом, семья Магомеда и Сауман, начав трудиться и обустраиваться, стала искать своих родственников, разбросанных по разным местам. Так они поселились в местности Семизбуга в Карагандинской области. В поисках лучшей жизни, передвигаясь, в 1977 году они прибыли в село Киргизское Каркаралинского района и участвовали в строительстве зимовок. В отделении Бастал в Егиндибулаке они пасли овец.
Могаммед ага, трудолюбивый, энергичный, суровый, но простой человек, нашедший приют на казахской земле по воле судьбы, в 1979 году, желая быть на своей родине, вернулся из Казахстана в свою родную Чечню. Представители чеченского народа, создавшие семью на щедрой казахской земле и родившие 9 детей, считали своим гражданским долгом служить своей родной земле.
Однако, как говорится, вкус жареной курдючной жирности не забывается, и они никогда не забывали щедрый казахский народ. Даже дети, родившиеся в Казахстане, не смогли привыкнуть к другому месту, и поэтому сегодня их дочери Яха и Зара окончательно поселились в Каркаралы.
Когда здоровье Магомеда агая начало ухудшаться, он, желая еще раз посетить казахскую землю, спасшую им жизнь в трудные времена, в 1986 году в последний раз приехал в Казахстан. Даже в те времена, когда на народ обрушивались беды и испытывались намерения людей, только мир и единство объединяли людей. Магомед ага, нашедший эти благородные качества у народа Казахстана, говорил своим детям: «Мы не видели от казахов ничего, кроме добра. Я безмерно благодарен за их великодушие и заботу».
Сегодня апай Яха, родившаяся в Жамбылской области и проживающая в городе Каркаралы, известна всем, и народ относится к ней с уважением. Яха апай, с мягким характером, щедрая, жизнерадостная, всегда готовая прийти на помощь, занимается целительством. Ее исцеление и лекарство – от чистого сердца и души. Однажды она уехала на Кавказ по приглашению родных, но не смогла привыкнуть к новому месту и через шесть лет вернулась обратно в Каркаралы. «И климат, и вкус мяса здесь другие, я постоянно скучала по Казахстану, поэтому и вернулась», – говорит Яха апай, мать троих детей. Старшая дочь была с матерью. Живет на Кавказе. Замужем. Два ее сына, Аслан и Беслан, создали семьи, учились в казахской школе и сегодня живут вместе с матерью. «Я сама и мои дети родились в Казахстане. Но мы ездим жить в Чечню. Мы не хотим уезжать из родной земли. Дома мы говорим по-казахски, даже когда приезжаем в гости, мы говорим с братьями по-казахски. Они родились и выросли в Казахстане, поэтому знают казахский язык. Но мы не забываем свой родной язык. Я не делю казахов, хоть я и чеченка по национальности, я считаю себя казашкой. Потому что казахи всегда были рядом со мной», – говорит Яха апай. Мы желаем силы и энергии дочери мусульманского народа, чья пуповина была перерезана на казахской земле, и которая, будучи чеченкой по национальности, имеет казахский характер.
Сагыныш Абилова