ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Культура » О новой поэме Абая

О новой поэме Абая

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
4 марта, 2019
in Культура
0

«Новый закон» — объемное стихотворение Абая (34 строфы) о последствиях введения нового закона (по-арабски — низам) для казахского народа. Не опубликовано ни в одном сборнике Абая. Впервые было опубликовано в журнале «Жалын» (1971, №4) в сокращенном виде, состоящем из трех строф. Стихотворение было найдено в начале 1970-х годов, а первое мнение о нем высказал академик Алькей Маргулан. Стихотворение под названием «Джанга закон» на первой странице было отправлено из города Семипалатинска Г. Н. Потанину в Омск вместе с эпосом «Козы Корпеш — Баян сулу». Ученый был абсолютно уверен, что длинное стихотворение принадлежит Абаю. Тем не менее, из-за сомнений в авторстве оно не было включено в сборник Абая. С тех пор оно было забыто. На самом деле, это подлинное стихотворение Абая, без каких-либо недостатков, сомнений и подозрений.

Прежде всего, стоит отметить, что в 1878 году Абай был привлечен к суду и освобожден от должности волостного управителя. Именно это событие стало поворотным моментом в жизни великого поэта. Об этом ясно свидетельствуют строки из стихотворения «Разве земля не станет сырой, когда я умру?»:

В юности я рос пылким, далеким от размышлений,
Зажигал светильники для хитрости и гнева.
Я проснулся рано, задумался, но не достиг,
Однако увидел много бесчинств в народе.

В первых двух строках поэт описывает период до 1878 года, а в последних двух — свою жизнь после этого. Здесь «рано проснулся, задумался» означает, что он взял на себя миссию вывести свой народ в число передовых стран, но «не достиг» этого.

Вот стихотворение «Новый закон» как свидетельство этого «раннего пробуждения». Это первый шаг в труде на благо народа. Доказательства возьмем из самого стихотворения.

Длинное стихотворение начинается так:
Прошло много лет с тех пор, как мы стали подчиняться русским,
Нет ни одного мужчины, кто бы трудился ради народа.
Те, кто ходил к царю, знатные люди,
Бесцельно стремились к шинели, к чину.
Дойдя до царя, весть от нас,
Вызвала сострадание у мыслителей, заставив их задуматься.
Что это хорошо и полезно для казахов,
Мыслители нашли новый закон — низам.
Издали закон для казахов,
Чтобы они не страдали, как прежде.
Чтобы казы, майоры, толмачи и казаки-русские,
Не терзали народ, как собак, ради смеха.
Хотя и хотели исправить казахский народ,
Те, кто внутри, плохо понимают нужды народа.

Эти 14 строк вызвали сомнение: «Абай не мог так написать». С высоты сегодняшнего дня слова о том, что белый царь заботился о казахах, «сострадал» и «заставил задуматься» о написании нового закона, могут показаться парадоксом. Но является ли это чем-то удивительным или пугающим?

Восхваление царя — это давняя традиция в соседнем Российском государстве, передающаяся из века в век. Ведь вся самодержавная власть (такая система правления называется «монархией») находилась в руках царя. Все законы, правила, постановления, их принятие или изменение находились исключительно в ведении царя. Поэтому русские поэты и писатели (Крылов, Гоголь, Толстой, Салтыков-Щедрин и др.), а также все образованные люди верили в царя-батюшку. Зло и вина виделись не в самом царе, а в многочисленных чиновниках ниже. Царь не знал о положении простых русских крестьян, и они надеялись, что ситуация исправится, если до него дойдет правда.

Абаю не было нужды нарушать эту старую колею, ведь он двенадцать лет подряд был волостным управителем, то есть чиновником царской администрации. Он думал, что белый царь не осведомлен о том, как казы, майоры, толмачи и казаки-русские терзают казахов, как собак, что подтверждается и его письмом в поддержку царских войск во время русско-турецкой войны (1877-78). По сути, хан у казахов и царь у русских — издавна гаранты справедливости, покровители народа.

Теперь перейдем к последней строке: «Те, кто внутри, плохо понимают нужды народа». Ее смысл: казахские земли назывались «внутренними» территориями Российского государства, а народ — «теми, кто внутри». В стихотворении под «теми, кто внутри» Абай подразумевал членов специальной комиссии, готовившей новый закон для казахского народа. Члены комиссии, состоящие из чиновников и мыслителей, разделились на две группы (прогрессистов и реакционеров), и споры разгорелись. То, что Абай был в курсе этого, свидетельствует о его пристальном внимании к материалам, опубликованным в газетах и журналах, касающимся закона.

Итог: искать в стихотворении «Новый закон» образ Абая, обвиняющего царя и едко его критикующего, — значит предаваться фантазиям. 35-летний казах Абай, его восхваление царя и надежда на то, что чиновники, если бы они хорошо знали положение кочевого народа, защитили бы его и вступились за него, — это нормальное явление (стоит отметить, что от этой веры и убеждения он полностью избавился только в 90-х годах. Поэма «Искандер» 1894 года является тому подтверждением. Целью там было не мифическое лицо, а разоблачение ненасытных колониальных действий Российской империи, что очевидно для понимающего).

Однако гневное, острое слово в первых трех строфах — обманчивое явление. Далее следуют исключительно полные злобы, яростные строки.

… Советник, старший султан, казый,
Не признают казаха, считая его невежественным.
… Мы снова отстали от Совета,
Казахам назначено давать чины.
… Уездный и судья — теперь чиновники,
Их жалование слишком велико.
Раз народ лишен свободы, а скот предоставлен сам себе,
Разве они не будут злоупотреблять?

Из таких слов, как «ядовитые чернила, острый язык Абая должны бросаться нам в глаза». Проверим. По старому закону (до 1868 года) из казахов избирались старшие султаны, казы (судьи) и советники губернатора, присваивались различные чины (до майора, полковника) и они были членами Совета, решавшего национальные вопросы. Автор стихотворения напоминает об этих правах.

А сейчас?

В Совете нет у тебя сильного человека,
Твоя слава — невежество, незнание сути.
Без охраны, как овечий загон, для нападения,
Теперь будет даже хуже, чем раньше,

завершает Абай:

При таком положении останется ли кто-нибудь жив у казахов,
Нет никого, кто бы понял их положение.
Есть ли у твоей жены свобода,
Ее свобода тоже у уездного и жандара?

Здесь как будто начертано на лбу, что будущий великий поэт поднимает вопрос о политической свободе. Он повторил это пять лет спустя в своем знаменитом стихотворении: «Я не могу исправить вас самих, когда ваша воля ушла из ваших рук». Это главный вопрос! Остальное — обман. «Их (казахов) воля у уездного и жандара!». Это и есть отчаянный призыв Абая. Говорить народу без воли «живи по своему закону» — это пустая болтовня:

Хотя казахам говорят «живи по своему закону»,
Даже твоя воля, большая часть твоих дел не в твоих руках.

Мало того, что отняли свободу народа, генерал-губернаторы Средней Азии и Западной Сибири (Черняев, Гасфорт и др.) теперь посягнули и на их религию. Возмущенный этим, поэт:

Если муж и жена ссорятся иногда,
Разрешали споры книгой и указом муллы.
Нас отделили от муфтия, остался указ,
Теперь вся воля у уездного и жандара,

снова повторяет и настойчиво утверждает.

Вернемся к словам в начале стихотворения: «Прошло много лет с тех пор, как мы стали подчиняться русским». Действительно, до 1868 года кочевые казахи не чувствовали себя подданными (русское слово «поданный»). Они считали себя народом со своей властью, лишь «подчинялись русским». Полное принятие ярмо подданства произошло именно через этот «новый низам». Потому что по нему родовое управление было заменено территориальной системой. Вместо родов, биев, избираемых на основе способностей в соответствии с степной демократией, пришли волостные управители и бии, избранные путем жеребьевки. Единство было утеряно, народ начал разрушаться. Таким образом, в казахскую степь пришла система «разделяй и властвуй». Это открыло путь к беспрепятственной эксплуатации со стороны правящих.

Скажем попутно, «подчиняться русским» и «быть подданным» — это не одно и то же. Первое — добровольное, второе — принудительное. В этом принципиальное различие. Следовательно, не будем спешить объявлять «300 лет были подданными» Российского царства. В исторической науке, как показывает Абай, зависимость должна признаваться с момента вступления в силу «нового низама».

В последующих средних строфах:
… За ним — помощник и много чиновников,
Разве они не набросятся, как волки на ягнят?
… Если посмотреть на состояние народа сегодня,
У казахов ушла дружба друг с другом.
… Скачут в город, уводя лошадей,
Старый аксакал, дающий советы, остался плакать,

такие строки напоминают цикл стихотворений «О народе» (1884-86 гг.), опубликованный в первом сборнике Абая 1909 года. Если внимательно прочитать среднюю часть стихотворения, то в каждой строфе слышится знакомая мелодия. Например, группа чиновников — «онбасы, елубасы — сплошь злодеи». Волостные и «прихлебатели» бии — робкие. Они суетятся, угождая многим хулиганам — «Когда слово большинства было принято русскими, когда многие злодеи раскаялись» (здесь «слово большинства» означает «протокол», подписанный жалобщиками). Вместо того, чтобы сказать, что биев стало больше, означает, что споров стало больше. По новому положению — «Из одной волости выходит ровно восемь биев» и «Злодеям дали власть над хорошими, победив их». Жалование (жалуанасы) уездного и судьи «слишком велико». «За ним — помощник и много чиновников». У них тоже все в порядке — берут взятки, добыча казахских споров. Вот все это нам известно как отдельные темы в поздней поэзии Абая.

Перейдем к последней части стихотворения.
Чиновник берет деньги за дознание,
Следователь набрасывается, говоря «свидетель сказал».
Когда «много» сказано, не найти черное и белое,
Из глаз остаются только слезы.
… «Убил, избил, ограбил, взял взятку»,
Будешь опозорен, потеряешь голову от лжи.
… Поскольку каждый день увеличиваются допросы без причины,
Не будет тебе постели, чтобы спокойно лечь и уснуть.
… Ушла честь, ушел стыд, ушла гордость,
Законники причинили много страданий.
Они даже не боятся Бога,
Каждый день дают ложную клятву, я убедился.

Эти слова, не говоря уже о сомнениях в том, принадлежит ли стихотворение Абаю, заставляют пролить слезы. Потому что оно рисует перед глазами беспомощного Абая, сидящего перед следователем каждый день, как птица в клетке. Более того, как не скорбеть, сталкиваясь с хитрыми людьми, которые каждый день дают ложную клятву, забрасывая ложными жалобами? Дознание (дознание и допрос) поэта длилось семь лет (1878-1885 гг.), и в первые три года Абай подвергался сильному давлению со стороны следствия. Можно предположить, что стихотворение, описывающее эти страдания и трудности, было написано в 1879-80 годах.

Приведем еще несколько внешних доказательств. На конверте, отправленном Потанину в марте 1884 года (эпос «Козы Корпеш-Баян сулу» и обсуждаемое стихотворение «Новый закон»), был адрес: «Семипалатинского уезда, Чингизской волости, А.К.». Здесь могут возникнуть вопросы, почему «А.К.», а не «И.К.». Мы им скажем, что Абай подписывал «Ибрагим Кунанбайулы» только в официальных документах. Есть несколько причин, почему в этот раз он написал А.К., в отличие от обычного. Во-первых, Абай узнал о Потанине, собирателе казахского фольклора, через своего младшего брата Халиоллу, поэтому использовал это имя. Во-вторых, это могла быть мера предосторожности, учитывая царскую цензуру.

Прежде всего, не подлежит сомнению, что в то время единственным образованным человеком в Чингизской волости, свободно владеющим русским языком, был Абай. Кроме того, еще одним доказательством отнесения стихотворения к 1880 году является то, что первая переведенная с Крылова басня «Бедный богач» датируется 1880 годом. Если сравнить два длинных стихотворения («Новый закон» — 34, «Бедный богач» — 24 строфы), то можно заметить, что они относятся к одному времени. Потому что оба написаны простым рифмованным стихом. Близко к образцам народных сказителей. Это означает, что Абай еще не приступил к «большому, социальному труду» в поэзии (Ауэзов). Мы говорим это в связи с прошлыми суждениями о том, что «художественная сторона стихотворения слаба, значительно ниже известных нам произведений Абая».

В конце стихотворения зрелый Абай:
Мне выпали страдания, не связанные с народом,
Вы все, казахи, опозорены, никто не остался.

говорит он. Он сокрушается не о своих страданиях, а о том, что весь казахский народ отдалился от человечности («в народе не осталось человечности»), то есть опозорен. Это и есть идейный стержень стихотворения, то, что глубоко его задело. Последняя строфа:

Царь вовсе не враг, он нам друг,
Думай, бедный казах, объединись.
Если этот закон стал для нас беспокойным,
Донеси ему, пока не поздно.

Разве это не голос сострадания будущего великого поэта?

Пусть «Новый закон», написанный дальновидным Абаем, жаждущим политической свободы, в то время как он находился под следствием по 12 обвинениям, принесет радость народу Алаша! Как говорится, «лучше поздно, чем никогда». Он впервые введен в научный оборот. Мы дали подробное объяснение песне, которая была забыта и оставалась в тени почти полвека.

Это ценное приобретение обогатило наследие Абая с любой точки зрения. Произведение особенно ценно тем, что восполняет пробел между Абаем-волостным управителем (1878 г.) и Абаем-ученым (1882 г.), восстанавливая прерванную нить. Мы уверены, что широкая общественность воспримет это так же.

Асан Омаров —
ученый-абаевед,
кандидат философских наук. Семей.

НОВЫЙ ЗАКОН

Прошло много лет с тех пор, как мы стали подчиняться русским,
Нет ни одного мужчины, кто бы трудился ради народа.
Те, кто ходил к царю, знатные люди,
Бесцельно стремились к шинели, к чину.

Дойдя до царя, весть от нас,
Вызвала сострадание у мыслителей, заставив их задуматься.
Что это хорошо и полезно для казахов,
Мыслители нашли новый закон — низам.

Издали закон для казахов,
Чтобы они не страдали, как прежде.
Чтобы казы, майоры, толмачи и казаки-русские,
Не терзали народ, как собак, ради смеха.

Хотя и хотели исправить казахский народ,
Те, кто внутри, плохо понимают нужды народа.
Даже если намерение было честным, я не считаю это полезным в будущем.

Хотя он был волостным управителем, считая его человеком,
Считая старый закон плохим для них.
Советник, старший султан, казый,
Не признают казаха, считая его невежественным.

Это уже то, что они считают нас ниже,
Считая хороших и плохих одинаково.
Мы снова отстали от Совета,
Казахам назначено давать чины.

Правда, казахи — невежественный народ, не знают сути,
Не считают себя равными каждому умному, русскому.
Хотя и нет у них других учений, искусств,
Они не считают свою выгоду меньшей, чем у других.

Уездный и судья — теперь чиновники,
Их жалование слишком велико.
Раз народ лишен свободы, а скот предоставлен сам себе,
Разве они не будут злоупотреблять?

Разве они не раскаются?
Разве не найдется повод для получения денег?
За ним — помощник и много чиновников,
Разве они не набросятся, как волки на ягнят?

В Совете нет у тебя сильного человека,
Твоя слава — невежество, незнание сути.
Без охраны, как овечий загон, для нападения,
Теперь будет даже хуже, чем раньше.

При таком положении останется ли кто-нибудь жив у казахов,
Нет никого, кто бы понял их положение.
Есть ли у твоей жены свобода,
Ее свобода тоже у уездного и жандара!

Казахи не задумываются об этом, не беспокоятся издалека.
Хотя казахам говорят «живи по своему закону»,
Даже твоя воля, большая часть твоих дел не в твоих руках.

Если муж и жена ссорятся иногда,
Разрешали споры книгой и указом муллы.
Нас отделили от муфтия, остался указ,
Теперь вся воля у уездного и жандара.

Русские не смотрят на наши обычаи,
Неужели мы уйдем без шариата, без власти.
Их закон, их религия отличаются от наших.
Почему они вмешиваются в наши браки.

Если им не нравятся наши «невежественные» поступки,
Если им не нравится наш «казахский» образ жизни.
Пусть наши чиновники не трогают нашу религию, а остальное,
Пусть оставят по своему закону.

Онбасы, елубасы — сплошь злодеи,
Знают мало, знают много, известно народу.
Они делят землю, делят деньги,
От невежественного народа собрано много податей.

Ушло время (жеребьевки), чтобы выбрать любимого,
Пришли новые должности — волостной, съезд.
Из одной волости выходит ровно восемь биев,
Один из них враждебен, другой — полон гнева.

Если биев двое, я говорю, что споров четверо,
Я говорю, что с увеличением биев твой народ будет процветать.
Если посчитать, плохих больше, чем хороших,
Я говорю, что много плохих уничтожит хороших.

Народ разрушится с увеличением пьяных и развратных,
Исчезнет этикет, когда ноги и голова сравняются.
Когда слово большинства стало важным для чиновника,
Многие злодеи будут кланяться, склонив головы.

Когда слово большинства было принято русскими,
Когда многие злодеи раскаялись.
Даже хороший человек станет собакой,
Поскольку он вынужден кланяться многим злодеям.

Смогут ли волостные управители вынести справедливое решение?
Смогут ли бии вынести справедливое решение?
«Разве не мы вас избрали?»
Сказав это, разве они ответят ему?

Казахи начнут враждовать друг с другом,
Прибегут к чиновнику и будут спорить из-за бумаг.
Чтобы запугать хорошего, который сам злодей,
Будут очернять, говоря «сделал то, чего не делал».

Чиновник берет деньги за дознание,
Следователь набрасывается, говоря «свидетель сказал».
Когда «много» сказано, не найти черное и белое,
Из глаз остаются только слезы.

Злодеям дали власть над хорошими, победив их,
Многим хулиганам дали «согласие», спрятав их.
«Убил, избил, ограбил, взял взятку»,
Будешь опозорен, потеряешь голову от лжи.

Ложь, жалобы не имеют счета,
Нет сплетен, которые не были бы сказаны у казахов.
Поскольку каждый день увеличиваются допросы без причины,
Не будет тебе постели, чтобы спокойно лечь и уснуть.

Грабеж, разбой, угон скота, убийство,
Или поджог чужого имущества.
Говорят, что они тоже берут взятки за такие дела,
От этого у казахов поднялся лай, как у собак.

Если посмотреть на состояние народа сегодня,
У казахов ушла дружба друг с другом.
Возводя ложные обвинения в том, чего не делали,
Ложные свидетели служат врагу.

Скачут в город, уводя лошадей,
Старый аксакал, дающий советы, остался плакать.
Без чести, без стыда какой-то законник,
Найдет у русских то, что сам испытает.

Ушла честь, ушел стыд, ушла гордость,
Законники причинили много страданий.
Они даже не боятся Бога,
Каждый день дают ложную клятву, я убедился.

Русские приходили к народу раньше,
Их палка была лекарством, не говоря уже о взятке.
Собрав аксакалов, расспросив их,
В конце концов, они решали мудростью.

Сейчас в народе не осталось человечности,
Даже собака не совершила бы такого поступка.
Не различая правду и ложь,
Чиновники делают невыносимым.

Раньше казахи не совершали таких дел,
Теперь такие поступки обрушились на них.
Из ста жалоб одна не является правдой,
Слово бесстыдного, безнравственного имеет силу.

Мне выпали страдания, не связанные с народом,
Вы все, казахи, опозорены, никто не остался.
Чиновники-бездельники, не знающие сострадания,
Вы стали посмешищем для народа из-за своих слов.

Царь вовсе не враг, он нам друг,
Думай, бедный казах, объединись.
Если этот закон стал для нас беспокойным,
Донеси ему, пока не поздно.

Низам (араб.) — закон.
Уездный — русское слово «уездный». Каждый область разделена на уезды, управляющий этим уездом человек.
Чиновник — владельцы царской власти, такие как генерал-губернатор (жандар), уездный, судья.
Совет — здесь место при царской власти, обсуждающее национальный вопрос.
Те, кто внутри — здесь имеются в виду законодатели и мыслители Российского государства.
Муфтий — глава религии в мусульманской стране.
Слово большинства — здесь в значении «протокол».
Жалование — в то время у русских не было слова «зарплата», оно называлось «жалование», поэт намекает на это.

Previous Post

В Китае открылся «Марсианский лагерь» для ученых и туристов

Next Post

Алексей Полторанин улетел в Москву — МИД РК

Next Post

Алексей Полторанин улетел в Москву - МИД РК

Свежие записи

  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.