На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина о ходе реализации государственной программы развития инфраструктуры «Нұрлы жол» на 2015–2019 годы доложили министр национальной экономики Р. Даленов, министр индустрии и инфраструктурного развития Р. Скляр, сообщает «Ұлт ақпарат».
По данным Министерства национальной экономики, на реализацию госпрограммы «Нұрлы жол» в 2018 году из всех источников финансирования было предусмотрено около 791 млрд тенге, в том числе из республиканского бюджета – 437,2 млрд тенге, из которых освоено 437,1 млрд тенге или 99,9%.
По словам Р. Даленова, в рамках развития транспортной инфраструктуры охвачено строительством и реконструкцией в общей сложности 4,6 тыс. км, и по итогам 2018 года открыто движение на 528 км. Проведен капитальный ремонт 928 км железных дорог. Проведена реконструкция взлетно-посадочной полосы в Костанайской области и завершена реконструкция взлетно-посадочной полосы города Семей. В 2018 году построено 172,7 км инженерных сетей, износ которых снизился с 60% до 57%. Реализация программы способствовала росту ВВП в 2018 году, создав более 86 тысяч рабочих мест при плане в 55 тысяч рабочих мест.
В свою очередь, Р. Скляр отметил, что в рамках госпрограммы «Нұрлы жол» продолжается реализация автодорожных проектов. С начала реализации госпрограммы в автодорожной отрасли построено и модернизировано 2,4 тыс. км автодорог республиканского значения.
В этом году будет модернизировано 4,4 тыс. км дорог, к проектам привлечено более 100 тысяч дорожных строителей. К концу года планируется открыть движение по 654 километрам модернизированных автодорог. Будет отремонтировано 1,6 тыс. км автодорог республиканского значения.
«В конце января текущего года полностью запущена система взимания платы на участках дорог Алматы — Хоргос, Алматы — Капшагай и Астана — Темиртау общей протяженностью 471 километр. В целом по итогам 2019 года ежегодный доход от платных участков составит около 5,4 млрд тенге. В следующем году планируется ввести систему взимания платы еще на 5,5 тыс. км», — сказал Р. Скляр. В целом, к концу 2022 года платными станут около 6,5 тыс. км дорог. Ожидается, что доходы от них достигнут 40 млрд тенге. Эти средства позволят перейти на режим самоокупаемости дорог.
«В следующем году планируется ввести систему взимания платы еще на 5 500 километрах, что позволит снизить расходы на содержание автомобильных дорог. К концу 2022 года платными станут около 6 500 километров дорог. Ожидается, что доходы от них достигнут 40 миллиардов тенге. Указанные средства позволят перейти на режим самоокупаемости дорог», — сказал Р. Скляр на сегодняшнем заседании Правительства.
В соответствии с поручением Главы государства, данным на съезде партии «Нұр Отан», финансирование развития местных сетевых дорог будет ежегодно увеличиваться до 200 млрд тенге. Эти меры позволят отремонтировать около 35 тысяч километров дорог к концу 2025 года и улучшить 95% дорог местного значения.
Кроме того, в гражданской авиации наблюдается устойчивый рост показателей. В 2018 году количество транзитных пассажиров увеличилось на 45% и составило 900 тысяч человек. В 2020 году количество транзитных авиапассажиров составит 1,6 млн человек.
За период реализации госпрограммы построено 3259,7 км тепло-, водоснабжения и водоотведения, 24 котельные, 71 другой объект. В 2019 году на ремонт и строительство 175 км инженерных сетей предусмотрено 37,9 млрд тенге.
Реализация программы позволила не только сохранить, но и нарастить темпы макроэкономических показателей в транспортной сфере. Только за прошлый год реальный рост инвестиций в основной капитал вырос на 6,1% и составил около 1,5 трлн тенге. При этом объем транспортных услуг вырос на 4,6%, производительность труда – на 3,4%. В ходе реализации всех проектов создано 127 тысяч временных и 34 тысячи постоянных рабочих мест.
По словам Р. Скляра, новая политика инфраструктурного развития в рамках разрабатываемой программы будет основана на следующих принципах: повышение качества жизни населения с акцентом на областной и районный уровни, развитие транспортной инфраструктуры в контексте объединения видов транспорта в единую систему, приоритет решений, основанных на интеллектуальных технологиях, цифровизации и интеграции в глобальные системы.
О реализации проектов строительства линий электропередачи «Север – Юг» и дороги «Караганда–Балхаш» доложил аким Карагандинской области Е. Кошанов, по проекту автодороги «Актобе – Актау» – аким Актюбинской области О. Оразалин.
Также в ходе обсуждений выступил первый заместитель Премьер-Министра – министр финансов Е. Смаилов. Он отметил, что в рамках реализации госпрограммы государственные органы и квазигосударственный сектор должны своевременно осваивать средства, не оставляя их на конец года.
Заместитель Премьер-Министра РК Ж. Касымбек отметил, что в целом реализация госпрограммы по итогам 2018 года показала хорошие результаты по всем направлениям. Строительные и реконструкционные работы проводились в плановом режиме, поэтапно внедрялась система оплаты. Вместе с тем, проводятся необходимые мероприятия по вопросам водоотведения и водоснабжения, с 2015 года износ сетей снижен до 57%.