ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » 14 марта — День встречи

14 марта — День встречи

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
14 марта, 2019
in Без рубрики
0

14 марта — это День встречи, который отмечают жители Западного региона Казахстана. Көрісу (в Мангистауской области называется «Амал мерекесі») — это древняя традиция, сохранившаяся в западных регионах Казахстана и приграничных с Россией областях.

В этот день люди радуются благополучному окончанию зимы и обмениваются рукопожатиями. С рассветом каждая семья, с нетерпением ожидающая праздника Көрісу, накрывает заранее приготовленный дастархан. Обязательно пекут бауырсаки и обильно ставят на дастархан сладости. Младшие члены семьи, подавая старшим обе руки, здороваются с ними. Они говорят друг другу: «Бір жасыңмен!», что означает «С новым годом! С благополучным достижением этого года!». Затем каждая семья встречается с соседями. Младшие члены семьи заходят в дома старших и здороваются. Обязательно каждый человек должен посетить три дома, то есть до обеда успеть зайти в три дома и поздороваться. Маленьким детям мамы вручают небольшие пакеты. Ребенок, зайдя в дом, чтобы поздороваться, угощается с дастархана и кладет в пакет бауырсаки и сладости. Казахи всегда особо почитали дастархан. Этот обычай возник из желания, чтобы наши дети были сыты весь год, чтобы наш дастархан был обильным, и чтобы наши отношения не были затронуты.

Этот путь, ведущий к миру, очень близок и исламским принципам. Праздник Көрісу отмечается в Западно-Казахстанской, Атырауской областях и некоторых районах Актюбинской области, в соседних российских Астраханской, Саратовской, Оренбургской областях, в Каракалпакстане. В Мангистау праздник Амал начинается 14 марта и продолжается. В последние годы в Казахстане расширяется рамка праздника.

О происхождении этого праздника доцент Западно-Казахстанского государственного университета имени М. Утемисова, кандидат исторических наук Жанабек Жаксыгалиев рассказывает следующее:

«Это один из особых процессов казахского народа, который ведет подрастающее поколение к уважению и милосердию, единству и смирению, миру и братству.

Казахский народ начинает год с 22 марта, с дня равноденствия. Однако в западном регионе Казахстана год начинается не 22-го, как в других местах, а 14 марта.

Западные казахи до недавнего времени использовали арабские названия месяцев. Они назывались: Дэлу, Ут, Амал, Сауир, Саратан, Зауза, Асет, Сумбиле, Мизан, Акырап, Кауыс, Жеди. Они начинали новолуние с 14-го числа каждого месяца по нашему исчислению. То есть, 14 марта по-нашему считалось новолунием. В нашем крае достаточно пословиц и поговорок, связанных с этими старыми (арабскими) названиями месяцев.

Казах говорит: «Таразыда таң суыйды, Сүмбіледе су суыйды». В Асете (июль) восходит звезда Весы. Это сказано в связи с прохладой утра в это время. Такие примеры можно продолжать.

Когда и как появилось Көрісу? Почему эта традиция не встречается в других регионах Казахстана? Каковы возможные причины возникновения этого обычая? Пока в отечественной исторической науке нет четкого, научно обоснованного ответа на этот вопрос. Однако существуют различные предположения и догадки.

Археолог-ученый Андрей Астафьев попытался научно объяснить эту традицию. Долгое время изучая историю Мангистауского края, он пришел к выводу, что корни праздника Амал уходят в монгольские и тувинские народы. Согласно легендам рода Адай, люди пришли в Устюртский регион и на Мангистауский полуостров с востока. Возможно, они принесли с собой свою календарную систему. В монгольском календаре неделя состояла из девяти дней. Сам календарь начинался с 22 декабря. Календарь разделен на четыре сезона (весна-лето-осень-зима) на периоды по девять дней. Новый год начинался с периода зимнего солнцестояния, и с тех пор продолжительность дня увеличивается. А период с 23 декабря по 14 марта — это такой период из девяти зимних недель. 14 марта наступала весна, листья были в виде почек, и кукушка пела. Девятый день весны отмечается как день равноденствия.

Некоторые имеющиеся разрозненные данные дают понять, что 14 марта в других регионах Казахстана также отмечался как Великий день Улуса. Этнограф Серик Ергали пишет: «На самом деле наш народ праздновал Наурыз целый месяц, начиная с первого дня марта (по старому стилю — 1 марта, что соответствует нынешнему 14-му). Великий казахский ученый Машхур Жусуп Копейулы пишет в своих записях о проведении 8-дневного наурыздама. По старому стилю: 1-8 марта, по нынешнему календарю — с 14 по 21 марта».

А в записях Ахата, сына гениального поэта Шакарима, говорится: «14 марта — 1 марта по старому стилю. Отец сказал: сегодня 1 марта по старому стилю — казахский Новый год, Великий день Улуса. Прежнее название Нового года — Наурыз, что на персидском языке означает новый день». Есть такое доказательство того, что начало Нового года — Улус: «Если в день Улуса казан будет полон, то год будет урожайным. Если получишь благословение от старшего, то путь будет удачным».

Наркомат Советов народных комиссаров ввел в действие декрет «О введении в Советской России западноевропейского календаря» от 24 января 1918 года. К этому времени разница между двумя календарями достигла 13 дней. Старый календарь был закрыт 31 января 1918 года, и следующий день отсчитывался с 14 февраля.

Систематизируя эти данные, мы приходим к выводу, что одни ученые считают эту традицию идущей от южносибирских тюрков, другие связывают ее с изменением Григорианского календаря.

В конечном итоге, среди историков нет единого мнения о том, когда именно День встречи появился на исторической арене. Поэтому его происхождение по-прежнему требует всесторонних, детальных исследований.

Некоторые наши коллеги ищут возникновение данной традиции в географических особенностях нашего региона. Говоря подробнее, они выдвигают аргумент о том, что предки, жившие в Западно-Казахстанском регионе, на протяжении веков занимались в основном кочевым скотоводством. Например, когда снег таял и земля начинала оттаивать, разбросанный по бескрайней степи народ искал своих родственников и близких, скучая, встречался друг с другом.

В этой связи стоит обратить внимание на то, что есть писатели, которые искажают исторический смысл традиции и поднимают вопрос о неправильности добавления слова «Айт» к этому национальному празднику. Открыто говоря, называть Көрісу «Айт» в корне неправильно. Потому что Айт — это религиозный праздник. В нашей религии после Оразы отмечается трехдневный Айт, а затем через семьдесят дней — Курбан Айт. Айт не имеет никакого отношения к Көрісу. Поэтому мы, как народ, должны отмечать Көрісу в национальном духе, в соответствии с нашими обычаями и традициями.

«Подводя итог, можно сказать, что в эпоху глобализации, как сегодня, единственной гарантией сохранения казахского народа как нации и государства является усиление национального иммунитета, сохранение наших национальных обычаев и традиций, привитие наших национальных ценностей в сознание молодого поколения. Поэтому нет ничего лишнего в праздновании праздника Көрісу, который ведет к единству народа и согласию. С праздником, соотечественники!», — подытожил свои мысли Жанабек Жаксыгалиев.

Стоит отметить, что некоторые эксперты связывают Көрісу с переходом с Юлианского календаря на Григорианский. Однако, если посчитать, это не имеет смысла. Көрісу в первую очередь связано с традицией кочевания казахского народа. В прежние времена, поскольку основным занятием казахов было скотоводство, каждый род имел свои места для весенних пастбищ, летних пастбищ, осенних пастбищ и зимних пастбищ.

Праздник Амал нельзя отделять от Наурыза, он является своего рода первым вестником Наурыза.

«Көрісу, начинающееся за неделю до Наурыза, — это не просто рукопожатие и объятие. Это обычай народа, который скучал друг по другу всю зиму, не зная о живых и мертвых. В старину люди обнимались, иногда оплакивая умерших, иногда благодаря за то, что остались живы. Они встречались, напевая песни в духе «Вышел ли ты благополучно из зимы, скот и семья в порядке, хозяйство хорошо идет?»», — говорит историк, этнограф Жамбыл Артыкбаев.

Обычай Амал или Көрісу не ограничивается одним днем, а продолжается в течение всего года. Любой человек, который по каким-либо причинам не смог присутствовать 14 марта или находился за пределами страны, должен, как только окажется в ауле, взять за руку старейшин и поздороваться.

Previous Post

Назарбаев посетил мечеть имени шейха Зайда в Абу-Даби, рассчитанную на 50 тысяч человек

Next Post

Сенаторы избрали судью Верховного суда

Next Post

Сенаторы избрали судью Верховного суда

Свежие записи

  • Певец Торегали Тореали может вернуться испольнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.