14 марта — это День встречи, который отмечают жители Западного региона Казахстана. Көрісу (в Мангистауской области называется «Амал мерекесі») — это древняя традиция, сохранившаяся в западных регионах Казахстана и приграничных с Россией областях.
В этот день люди радуются благополучному окончанию зимы и обмениваются рукопожатиями. С рассветом каждая семья, с нетерпением ожидающая праздника Көрісу, накрывает заранее приготовленный дастархан. Обязательно пекут бауырсаки и обильно ставят на дастархан сладости. Младшие члены семьи, подавая старшим обе руки, здороваются с ними. Они говорят друг другу: «Бір жасыңмен!», что означает «С новым годом! С благополучным достижением этого года!». Затем каждая семья встречается с соседями. Младшие члены семьи заходят в дома старших и здороваются. Обязательно каждый человек должен посетить три дома, то есть до обеда успеть зайти в три дома и поздороваться. Маленьким детям мамы вручают небольшие пакеты. Ребенок, зайдя в дом, чтобы поздороваться, угощается с дастархана и кладет в пакет бауырсаки и сладости. Казахи всегда особо почитали дастархан. Этот обычай возник из желания, чтобы наши дети были сыты весь год, чтобы наш дастархан был обильным, и чтобы наши отношения не были затронуты.
Этот путь, ведущий к миру, очень близок и исламским принципам. Праздник Көрісу отмечается в Западно-Казахстанской, Атырауской областях и некоторых районах Актюбинской области, в соседних российских Астраханской, Саратовской, Оренбургской областях, в Каракалпакстане. В Мангистау праздник Амал начинается 14 марта и продолжается. В последние годы в Казахстане расширяется рамка праздника.
О происхождении этого праздника доцент Западно-Казахстанского государственного университета имени М. Утемисова, кандидат исторических наук Жанабек Жаксыгалиев рассказывает следующее:
«Это один из особых процессов казахского народа, который ведет подрастающее поколение к уважению и милосердию, единству и смирению, миру и братству.
Казахский народ начинает год с 22 марта, с дня равноденствия. Однако в западном регионе Казахстана год начинается не 22-го, как в других местах, а 14 марта.
Западные казахи до недавнего времени использовали арабские названия месяцев. Они назывались: Дэлу, Ут, Амал, Сауир, Саратан, Зауза, Асет, Сумбиле, Мизан, Акырап, Кауыс, Жеди. Они начинали новолуние с 14-го числа каждого месяца по нашему исчислению. То есть, 14 марта по-нашему считалось новолунием. В нашем крае достаточно пословиц и поговорок, связанных с этими старыми (арабскими) названиями месяцев.
Казах говорит: «Таразыда таң суыйды, Сүмбіледе су суыйды». В Асете (июль) восходит звезда Весы. Это сказано в связи с прохладой утра в это время. Такие примеры можно продолжать.
Когда и как появилось Көрісу? Почему эта традиция не встречается в других регионах Казахстана? Каковы возможные причины возникновения этого обычая? Пока в отечественной исторической науке нет четкого, научно обоснованного ответа на этот вопрос. Однако существуют различные предположения и догадки.
Археолог-ученый Андрей Астафьев попытался научно объяснить эту традицию. Долгое время изучая историю Мангистауского края, он пришел к выводу, что корни праздника Амал уходят в монгольские и тувинские народы. Согласно легендам рода Адай, люди пришли в Устюртский регион и на Мангистауский полуостров с востока. Возможно, они принесли с собой свою календарную систему. В монгольском календаре неделя состояла из девяти дней. Сам календарь начинался с 22 декабря. Календарь разделен на четыре сезона (весна-лето-осень-зима) на периоды по девять дней. Новый год начинался с периода зимнего солнцестояния, и с тех пор продолжительность дня увеличивается. А период с 23 декабря по 14 марта — это такой период из девяти зимних недель. 14 марта наступала весна, листья были в виде почек, и кукушка пела. Девятый день весны отмечается как день равноденствия.
Некоторые имеющиеся разрозненные данные дают понять, что 14 марта в других регионах Казахстана также отмечался как Великий день Улуса. Этнограф Серик Ергали пишет: «На самом деле наш народ праздновал Наурыз целый месяц, начиная с первого дня марта (по старому стилю — 1 марта, что соответствует нынешнему 14-му). Великий казахский ученый Машхур Жусуп Копейулы пишет в своих записях о проведении 8-дневного наурыздама. По старому стилю: 1-8 марта, по нынешнему календарю — с 14 по 21 марта».
А в записях Ахата, сына гениального поэта Шакарима, говорится: «14 марта — 1 марта по старому стилю. Отец сказал: сегодня 1 марта по старому стилю — казахский Новый год, Великий день Улуса. Прежнее название Нового года — Наурыз, что на персидском языке означает новый день». Есть такое доказательство того, что начало Нового года — Улус: «Если в день Улуса казан будет полон, то год будет урожайным. Если получишь благословение от старшего, то путь будет удачным».
Наркомат Советов народных комиссаров ввел в действие декрет «О введении в Советской России западноевропейского календаря» от 24 января 1918 года. К этому времени разница между двумя календарями достигла 13 дней. Старый календарь был закрыт 31 января 1918 года, и следующий день отсчитывался с 14 февраля.
Систематизируя эти данные, мы приходим к выводу, что одни ученые считают эту традицию идущей от южносибирских тюрков, другие связывают ее с изменением Григорианского календаря.
В конечном итоге, среди историков нет единого мнения о том, когда именно День встречи появился на исторической арене. Поэтому его происхождение по-прежнему требует всесторонних, детальных исследований.
Некоторые наши коллеги ищут возникновение данной традиции в географических особенностях нашего региона. Говоря подробнее, они выдвигают аргумент о том, что предки, жившие в Западно-Казахстанском регионе, на протяжении веков занимались в основном кочевым скотоводством. Например, когда снег таял и земля начинала оттаивать, разбросанный по бескрайней степи народ искал своих родственников и близких, скучая, встречался друг с другом.
В этой связи стоит обратить внимание на то, что есть писатели, которые искажают исторический смысл традиции и поднимают вопрос о неправильности добавления слова «Айт» к этому национальному празднику. Открыто говоря, называть Көрісу «Айт» в корне неправильно. Потому что Айт — это религиозный праздник. В нашей религии после Оразы отмечается трехдневный Айт, а затем через семьдесят дней — Курбан Айт. Айт не имеет никакого отношения к Көрісу. Поэтому мы, как народ, должны отмечать Көрісу в национальном духе, в соответствии с нашими обычаями и традициями.
«Подводя итог, можно сказать, что в эпоху глобализации, как сегодня, единственной гарантией сохранения казахского народа как нации и государства является усиление национального иммунитета, сохранение наших национальных обычаев и традиций, привитие наших национальных ценностей в сознание молодого поколения. Поэтому нет ничего лишнего в праздновании праздника Көрісу, который ведет к единству народа и согласию. С праздником, соотечественники!», — подытожил свои мысли Жанабек Жаксыгалиев.
Стоит отметить, что некоторые эксперты связывают Көрісу с переходом с Юлианского календаря на Григорианский. Однако, если посчитать, это не имеет смысла. Көрісу в первую очередь связано с традицией кочевания казахского народа. В прежние времена, поскольку основным занятием казахов было скотоводство, каждый род имел свои места для весенних пастбищ, летних пастбищ, осенних пастбищ и зимних пастбищ.
Праздник Амал нельзя отделять от Наурыза, он является своего рода первым вестником Наурыза.
«Көрісу, начинающееся за неделю до Наурыза, — это не просто рукопожатие и объятие. Это обычай народа, который скучал друг по другу всю зиму, не зная о живых и мертвых. В старину люди обнимались, иногда оплакивая умерших, иногда благодаря за то, что остались живы. Они встречались, напевая песни в духе «Вышел ли ты благополучно из зимы, скот и семья в порядке, хозяйство хорошо идет?»», — говорит историк, этнограф Жамбыл Артыкбаев.
Обычай Амал или Көрісу не ограничивается одним днем, а продолжается в течение всего года. Любой человек, который по каким-либо причинам не смог присутствовать 14 марта или находился за пределами страны, должен, как только окажется в ауле, взять за руку старейшин и поздороваться.