Истинное величие нации всегда проявлялось в процессе построения независимого и сильного государства. В трудные исторические периоды, полные опасностей, лишь немногим из тысяч этносов на Земле посчастливилось добиться успеха. Сегодня в мире существует около двухсот суверенных государств. Из них лишь несколько десятков государств смогли обрести геополитическую силу и развить свою экономику.
Эти избранные народы, прошедшие через трудные испытания, сформировали свой стальной характер и обрели твердую веру в свои силы. А участие каждого гражданина в таком исторически значимом деле, как строительство государства, породило в них чувство национальной гордости и привело к благоденствию и единству.
Кроме того, мировая история наглядно доказала, что стремительное и успешное развитие любой страны никогда не было возможным без выдающегося труда лидеров нации, соответствующего высоким стратегическим задачам, возможностям и угрозам своего времени. Более того, они всегда признавались одним из решающих факторов всех значимых достижений и побед народов, считающихся лидерами мирового развития.
Поэтому только те страны, которые смогли породить национальных гениев, способных вдохновить свой народ и указать путь в будущее, чтобы покорить высоты в переломные моменты истории, живут счастливой жизнью.
Миссия пробуждения национального духа и возрождения нашей государственности выпала одному из современных лидеров мировой политики – Нурсултану Назарбаеву. Его выдающаяся личность будет служить путеводной звездой для нашего счастливого поколения на протяжении веков.
На заре независимости наш народ доверил этому гражданину заложить и сформировать основы нового Казахстана. Время доказало правильность этого важного выбора.
Содержание и значение его многогранной деятельности, направленной на заложение основ подлинного суверенитета, формирование эффективной экономики, построение гармоничного общества и определение приоритетов развития страны на новом этапе национальной истории, служат весомым доказательством признания Первого Президента Казахстана основоположником нашей современной государственности и истинным лидером нации.
Исторический феномен Нурсултана Назарбаева уникален тем, что он смог объединить созидательный потенциал нации и мобилизовать все общество на стремление к светлому будущему, получившему в мире название «прыжок казахстанского барса».
Такая прагматичная позиция Елбасы, направленная на выполнение конкретных дел, сохранение стабильности во всех системах, стратегическое планирование и поэтапное развитие, позволила нашей стране за почти тридцать лет построить государство и добиться впечатляющих результатов. Благодаря непрерывной трансформации во всех сферах общества и важным системным реформам мир заговорил о «казахстанском чуде». Конечно, это было сделано им, и он является автором этого.
Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что в международной теории государственного управления и лидерства создана новая успешная модель национальной модернизации и эволюционных преобразований. По своему масштабу их можно сравнить с реформами Мэйдзи в Японии, Ататюрка в Турции, Франклина Рузвельта в США, Людвига Эрхарда в Германии, Ли Куан Ю в Сингапуре, Дэн Сяопина в Китае.
По мнению многих авторитетных экспертов, Первый Президент Казахстана входит в число выдающихся государственных деятелей мира, отличающихся неустанным служением своему народу ради его процветания и благополучия, политической дальновидностью и явным талантом в уникальной системе стратегического мышления.
Такое качество и эффективный стиль политического лидерства были крайне необходимы на рубеже веков, когда Великая степь, пробудившись от многовекового сна, стремилась вновь выйти на передовые позиции мирового развития, как и сотни лет назад.
Истинные лидеры не живут сегодняшним днем и не мыслят категориями конъюнктуры. Есть мудрые слова Уинстона Черчилля о том, что политики думают о следующих выборах, а государственные деятели – о будущих поколениях. Нурсултан Назарбаев в сложных и трудных ситуациях всегда действовал решительно и принимал конкретные решения. Он брал на себя ответственность и постоянно расширял горизонты национального стратегического планирования.
В эти годы он находился в непрерывном интенсивном и интеллектуальном поиске оптимальных путей решения сложных задач государственного строительства. В результате появились актуальные мысли и содержательные тексты, перспективные проекты и идеи, жизненно важные инициативы и программы. Они заложили прочную основу для последовательного развития и устойчивого прогресса независимого Казахстана.
Доктрина инновационных формул и уникальной логики модернизации Н. Назарбаева соответствует шести основным направлениям – системообразующим стержням его политики. Они обеспечивают внутренний баланс и определенный темп в процессе быстрого формирования суверенного государства и нации.
В рамках этих «шести золотых правил» концептуальной модели Елбасы наглядно проявляются все его значимые достижения, масштабные работы и огромные усилия по созданию сильного и конкурентоспособного Казахстана в новом мировом порядке.
I. Возрожденная государственность
Сегодня, в конце второго десятилетия XXI века, Казахстан признан во всем мире как состоявшееся и стремящееся к светлому будущему государство. Молодое поколение нашей страны воспринимает эту ситуацию как историческое событие и прочный факт. Это в основном справедливо. Но мы всегда должны помнить, кто стоял у истоков нашей независимости и кто был ее путеводной звездой в годы становления. Казахстан, некогда бывший одной из «трещин» огромной «красной империи», постепенно превратился в сильную региональную державу.
Мы не должны забывать, что наша страна под дальновидным руководством Нурсултана Назарбаева прошла сложный период для определения своего пути развития и достижения неповторимой национальной самобытности. В начале 90-х годов прошлого века мы столкнулись со многими сложными и повсеместными проблемами при заложении основ нашего нового суверенного государства и формировании эффективной рыночной модели экономики. Большинство нашего народа не знало, что делать. Социальная сфера была парализована. А на международном уровне нас воспринимали как terra incognita.
Тяжелый социально-экономический кризис в стране и потрясшие общественное сознание перемены привели к распространению многих пессимистических мнений относительно будущего нашего молодого государства.
В этот критический для всех период на исторической арене ярко проявился огромный политический талант и личностные качества Елбасы Нурсултана Назарбаева, ставшего главным архитектором и идейным вдохновителем независимого Казахстана.
За короткое время он определил и постепенно реализовал все базовые основы нового государства, являющегося историко-культурным наследником могучих держав древней Великой степи. Прежде всего, усилия нашего Первого Президента были направлены на укрепление организационно-правовых основ страны, институциональной структуры, безопасности и международных отношений, обеспечение нашей финансово-экономической независимости и формирование идеологии, основанной на национальном единстве и согласии.
Первым шагом в этом направлении стало принятие Декларации о государственной независимости 25 октября 1990 года. Но, несмотря на огромное историческое значение этого документа, реальная история независимого Казахстана начинается с момента принятия Закона «О государственной независимости Республики Казахстан» 16 декабря 1991 года. Данный закон оформил первый этап развития государства на конституционном уровне, показал уважение нашей страны к международным правовым нормам и закрепил ее внешнеполитическую самостоятельность. Благодаря этому основополагающему законодательному акту мы создали систему национальной безопасности и сформировали собственную финансовую, налоговую и таможенную политику. Вместе с тем, это стало надежной базой для комплексной модернизации страны в общественно-политическом и социально-экономическом плане и прочным фундаментом для построения гармоничного правового государства.
Процесс юридического оформления и институционального укрепления суверенитета нашей молодой республики имел огромное значение. Особенно остро стояла необходимость определения наших национальных символов и представления их нашим гражданам и всему миру.
Понимая всю идеологическую значимость этого шага, Первый Президент лично участвовал в разработке официального Флага, Герба и Гимна Казахстана. Сложный творческий процесс завершился 4 июня 1992 года. Этот день был установлен как День государственных символов.
Примерно через 15 лет была одобрена новая версия Гимна страны. Одним из авторов текста Гимна является Нурсултан Назарбаев.
Национальная валюта, являющаяся одним из важных визуально-символических атрибутов суверенитета, была введена в ноябре 1993 года. Казахстанский тенге значительно укрепил экономическую независимость нашей страны и обеспечил долгосрочную стабильность финансовой системы.
Также важнейшим атрибутом независимого государства является наша международно признанная территория. В истории многих степных империй понятие границы зачастую было условным и редко фиксировалось в официальных документах. А в условиях развитых глобальных институтов и современного международного права юридическое оформление государственной границы «девятой по площади в мире» имело стратегическое значение для молодой республики, а также стало важным приоритетом внешнеполитической деятельности Казахстана.
Протяженность сухопутной государственной границы нашей страны составляет 13 400 километров. Процесс делимитации сухопутной границы был осуществлен в короткие сроки, в период с 1992 по 2005 год. Граница по Каспийскому морю была окончательно установлена и закреплена в 2018 году в городе Актау путем подписания соответствующей правовой Конвенции приграничными странами. Теперь по всему периметру государственной границы у нас нет спорных и нерешенных вопросов с соседними странами. Целостность границы обеспечивается и гарантируется системой многосторонних и двусторонних соглашений.
Казахстан впервые в своей истории получил юридически оформленную и международно признанную государственную границу. Учитывая глобальную геостратегическую неопределенность и обострение конфликтов по пограничным вопросам между различными странами, это является одним из главных достижений Елбасы.
Наряду с последовательной внешнеполитической деятельностью, Елбасы уделял особое внимание укреплению охраны государственной границы и вопросам сохранения территориальной целостности страны. Для обеспечения этой стратегической задачи Указом Первого Президента Республики в 1992 году 7 мая были созданы наши Вооруженные Силы, являющиеся надежной гарантией суверенитета республики.
В первые годы становления молодого государства Нурсултан Назарбаев за короткий срок разработал и утвердил сотни важнейших законопроектов. Это позволило своевременно осуществить масштабные реформы во всех сферах общества. В целом, за годы независимости наш Первый Президент подписал около трех тысяч законов и около семи тысяч указов.
Принятие новой редакции Основного Закона на республиканском референдуме 30 августа 1995 года стало особо важным событием на начальном этапе строительства государства. Этот документ заложил прочный фундамент для всесторонней модернизации страны. В новой Конституции записано: «Республика Казахстан утверждает себя как демократическое, светское, правовое и социальное государство, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы». Также «Общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие, служащее общественному благу всего народа, казахстанский патриотизм» были признаны основополагающими принципами деятельности Республики Казахстан в Конституции.
Любые проявления коренного изменения образа жизни неизбежно вызывают законное сопротивление общественности. Это зачастую может перерасти в наиболее радикальную форму протеста. Так произошло во многих постсоветских странах, переживших непримиримые конфликты политических оппонентов, ожесточенную борьбу радикалов и даже бессмысленные и бесплодные гражданские войны, вплоть до взаимного уничтожения.
К счастью, остатки старой советской тоталитарной системы и переход к плюралистическому обществу и рыночной экономике не привели к трагическим катаклизмам. Политическая зрелость и государственная мудрость Первого Президента Казахстана позволили избежать неблагоприятных ситуаций, подобных тем, что произошли в некоторых соседних странах, и сформировать гармоничный и общенациональный пример согласия и единства.
Кроме того, любое общество нуждается в хорошей мотивации и действенной мобилизующей инициативе. В связи с этим Елбасы сделал вопросы возрождения культуры и традиций, а также всестороннего развития казахского языка одним из основных приоритетов государственной политики. В эти годы были реабилитированы многие забытые исторические личности, дана справедливая оценка трагическим событиям. Во всех регионах страны были проведены сотни памятных мероприятий и торжественных юбилеев. Все это постепенно укрепляло патриотический дух народа и способствовало укреплению национального мировоззрения в обществе.
Однако среди инициатив, поднимающих дух, особым проектом является город Астана. В середине 1990-х годов, в период тяжелого социально-экономического кризиса и больших политических перемен, Нурсултан Назарбаев выдвинул идею переноса столицы из Алматы в Акмолу – географический центр государства. Лишь немногие смогли тогда постичь ее обоснованность и символическое значение, особенно ее перспективу, открывающую путь к развитию страны.
Благодаря политической воле и дальновидности Елбасы Казахстан успешно реализовал этот масштабный проект, который не по силам любому государству. За короткое время Астана стала настоящим политическим, экономическим, культурным и образовательным центром не только страны, но и всего региона. Новая столица позволила эффективно использовать выгодное географическое преимущество на стыке Европы и Азии. Она стала основным движителем национальной экономики. Кроме того, она стала мощным центром, мобилизующим общественность, и выполняет связующую функцию для многих масштабных программ и важных инициатив.
Формат данной статьи не позволяет полностью охватить все исторические события первых лет независимости. Однако главное: под руководством Нурсултана Назарбаева народ Казахстана за короткий срок заложил прочный фундамент возрожденного государства.
На карте мира появилось новое независимое государство – Республика Казахстан! Все достигнутые нами успехи стали возможны благодаря могучей государственности, сплоченному народу и сильному лидеру.
II. Конкурентоспособная рыночная экономика современного образца
Для независимого Казахстана с самого начала приоритет развития экономики определил логику всех преобразовательных процессов в новой стране. Такой прагматичный подход Первого Президента позволил эффективно и в короткие сроки решить исторически значимую задачу перехода от бывшей чрезмерно централизованной административно-командной экономики к современной рыночной системе. Под руководством Нурсултана Назарбаева Казахстан стал лидером по реализации успешных и масштабных рыночных реформ на постсоветском пространстве.
Эти меры были реализованы в условиях тяжелого экономического кризиса, спада производства и гиперинфляции после распада советского хозяйства. Но благодаря последовательной политике Главы государства мы не только преодолели трудности, но и, самое главное, смогли создать необходимые условия для свободного развития предпринимательства и бизнеса. Проведение массовой приватизации, внедрение института частной собственности обеспечили эффективное управление предприятиями и позволили создать полноценные механизмы рыночной экономики в Казахстане.
Введение в обращение в 1993 году национальной валюты – тенге стало важным шагом на пути укрепления финансовой независимости страны. Тем самым мы получили возможность стабилизировать финансовую систему и проводить независимую денежно-кредитную политику. В результате Казахстан вышел в лидеры среди стран СНГ по привлечению прямых иностранных инвестиций. Сегодня их объем превысил 320 миллиардов долларов. Это является наглядным свидетельством благоприятного инвестиционного климата и доверия иностранных партнеров к нашей стране и нашему лидеру.
Приток значительных инвестиций обеспечил динамичное развитие топливно-энергетического комплекса и горно-металлургической отрасли. Эти отрасли стабилизировали экономику страны на пороге третьего тысячелетия и открыли путь к ее дальнейшему процветанию. В связи с этим создание Национального фонда в 2001 году стало важным шагом. Фонд смог стать эффективным институтом защиты национальной экономики от внешних угроз и накопления финансовых средств для будущих поколений.
Благодаря смелой антикризисной политике и глубокой рыночной трансформации Казахстан преодолел трудности азиатского финансового кризиса 1997-1998 годов и мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов.
Изменение ситуации на мировых рынках, переход развитых стран к низкоуглеродной экономике, начало цифровой эры стали новыми испытательными периодами для Казахстана в XXI веке.
Учитывая эту новую технологическую ситуацию, Елбасы наметил путь масштабной модернизации промышленности Казахстана. Главная цель – создание конкурентоспособной и диверсифицированной экономики, ориентированной на производство несырьевых товаров. На этом пути важным этапом стало осуществление государственных программ ускоренного индустриально-инновационного развития и укрепление нашего инфраструктурного потенциала в рамках программы «Нурлы жол».
Одним из главных требований Нурсултана Назарбаева при реализации современной промышленной политики является производство продукции с высокой добавленной стоимостью. Сегодня в этом направлении достигнуты значительные результаты. В последние годы было запущено 1250 новых производств, начат выпуск 500 новых видов продукции. Продукция Казахстана экспортируется на рынки 110 стран мира. С 2009 года объем производства в перерабатывающем секторе увеличился более чем в 3 раза.
Доля перерабатывающего сектора в промышленности выросла с 36 до 42 процентов, а доля экспорта перерабатывающей промышленности в общем объеме экспорта увеличилась с 28 до 32 процентов. Машиностроение, в том числе автомобилестроение, стало одной из динамично развивающихся отраслей. Каждый второй новый автомобиль, проданный на территории страны, произведен в Казахстане.
Первый Президент также уделял особое внимание вопросам развития конкурентоспособности агропромышленного комплекса и его вывода на мировой уровень. Реформы, направленные на повышение производительности труда и увеличение экспорта переработанной сельскохозяйственной продукции, способствовали развитию аграрного сектора. Наша страна стала одним из мировых экспортеров пшеницы и муки. Животноводство также постепенно развивается.
Нурсултан Назарбаев с первых лет независимости придавал большое значение развитию транспортного потенциала страны.
Благодаря стратегическому видению и воле Первого Президента Казахстан преодолел внутриконтинентальную изоляцию и превратился в транзитный хаб евразийского значения. Был построен международный транспортный коридор «Западная Европа – Западный Китай» протяженностью 2 787 километров. Сформирован транскаспийский коридор. Он включает в себя железнодорожные и автомобильные пути от восточного порта Ляньюньган в Китае, сухого порта «Хоргос – Восточные ворота» до казахстанских портов на Каспийском море – Курык и Актау. Построена современная логистическая инфраструктура, установлены регулярные контейнерные перевозки. Таким образом, Казахстан стал важной частью мировой системы грузоперевозок.
В целом, за эти годы в стране было построено и реконструировано более 12,5 тысяч километров автомобильных дорог и более 2,5 тысяч километров железных дорог. Среди них ведется строительство магистралей «Центр – Юг» (Астана – Караганда – Алматы), «Центр – Восток» (Астана – Павлодар – Усть-Каменогорск) и «Центр – Запад» (Астана – Актау). Были реконструированы 12 пассажирских терминалов и взлетно-посадочных полос в 16 аэропортах страны.
Развивается малый и средний бизнес – основа экономики страны и источник благосостояния многих казахстанцев. Число занятых в малом и среднем бизнесе сегодня превышает 1,2 миллиона человек. В этой сфере занято 3,2 миллиона граждан. В 2018 году доля малого и среднего бизнеса достигла 27 процентов. Этот показатель в 2005 году лишь немного превышал 10 процентов.
Казахстан успешно интегрировался в мировую торговую и производственную систему. Объем внешней торговли с 1995 года вырос более чем в девять раз, с 9 миллиардов долларов до 85 миллиардов долларов.
В 2015 году в результате длительных переговоров Казахстан стал членом Всемирной торговой организации. Благодаря этому страна получила равные права на внешних рынках и возможность использовать потенциал ВТО для урегулирования торговых споров и предотвращения ограничительных мер.
В стране сформировался устойчивый средний класс. Объем сбережений на душу населения с 1997 года вырос более чем в 240 раз, с 1900 тенге до 460 000 тенге в 2018 году.
За последние четверть века численность населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась в 15 раз, а объем реальной заработной платы вырос в 4 раза.
Создание Международного финансового центра «Астана» в 2018 году стало новым шагом в диверсификации экономики и формировании инновационного кластера финансовых услуг. Деятельность этого института направлена на формирование национального рынка ценных бумаг, его интеграцию с международными финансовыми рынками, развитие биржевых механизмов привлечения инвестиций из-за рубежа и внутри страны.
В стране ведется системная работа по улучшению деловой среды и развитию деловой активности. В рейтинге Всемирного банка «Doing Business» Казахстан впервые в истории занял 28-е место, войдя в тридцатку стран с наиболее благоприятными условиями для ведения бизнеса.
Все задачи общенациональной стратегии «Казахстан-2030» были выполнены досрочно в 2012 году. Страна вошла в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира и в группу государств со средним уровнем развития. Наш нынешний ориентир – стратегия «Казахстан-2050». В результате наша республика будет соответствовать высоким стандартам Организации экономического сотрудничества и развития и войдет в число тридцати наиболее развитых стран мира.
III. Эволюционное политическое развитие и общественная стабильность
Нурсултан Назарбаев с самого начала государственного строительства придерживался принципа «сначала – экономика, затем – политика». Он прошел через все трудности политической ситуации тех лет и глубоко чувствовал сомнения и надежды общественности. Из-за высокого уровня ответственности и прагматичного подхода ко всему Елбасы совершенно не прибегал к различным экспериментам и необоснованным шагам. Поэтому в Казахстане руководствовались принципом эволюционного и поэтапного развития.
Время доказало эффективность такого подхода. Мы строим сильную экономику и постепенно движемся к устойчивой и сбалансированной политической системе с сильным гражданским обществом.
За эти годы общая логика развития государственно-политической структуры и системы общественных отношений была прежде всего направлена на создание эффективно функционирующих демократических институтов государственного управления.
В частности, в соответствии с Конституцией 1995 года был создан устойчивый механизм осуществления единой государственной власти. Его основу составляют три ветви власти – исполнительная, законодательная и судебная. Принцип разделения властей гарантировался через систему баланса и сдержек (вотум недоверия, импичмент, право вето и т.д.). Конституция провозгласила президентскую форму правления. Особенностью этой формы правления является особый статус Президента, обеспечение гармоничной деятельности всех ветвей власти и его ответственность перед народом за работу государственных органов.
В целом, институт президентства, созданный 24 апреля 1990 года, стал основным элементом всей системы государственного управления суверенной страны. Такая ситуация была окончательно оформлена в ходе республиканского референдума 25 апреля 1995 года по вопросу продления полномочий Президента. Его итоги наглядно показали высокий уровень общественной поддержки инициатив