ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Рабига Сыздыкова. Мотивированные отклонения в выборе слов

Рабига Сыздыкова. Мотивированные отклонения в выборе слов

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
27 марта, 2019
in Без рубрики
0

Отклонение – это использование, не соответствующее норме. Хотя сам термин содержит значение «несоответствие» (вроде «отклонение от определенной правильности, законности»), отклонение не всегда является негативным актом. Несмотря на то, что оно может выглядеть как отклонение от нормы, на самом деле происходят преднамеренные отклонения от нормы, то есть отклонения по различным причинам. Поэтому все отклонения, в том числе и в словоупотреблении, рассматриваются как мотивированные (мотивированные или оправданные) и немотивированные (немотивированные или неоправданные) отклонения. Это закономерное явление, существующее не только в художественном стиле, но и во всех стилях. Однако в языке художественной литературы мотивированные отклонения встречаются чаще, и сами они разнообразны.

В языке художественной литературы необходимо различать, от чего (от какой нормы) происходит отклонение. На наш взгляд, следует разделять и анализировать отклонения от общей нормы литературного языка и отклонения от нормы художественного слова.

Отклонение от общей нормы литературного языка в словоупотреблении, во-первых, рассматривается в отношении использования в авторской речи элементов, находящихся вне литературного языка: диалектизмов, просторечных или грубых слов, жаргонизмов и т. д. (их употребление в речи персонажей – это норма самого стиля художественной литературы, его закономерность, поэтому проблема отклонения ставится в основном по тексту авторского повествования), что ведет к исследованию слова со стилистической окраской.

Во-вторых, отклонение от общепринятого лексического значения слова в литературном языке. В этом случае речь идет о внимательности и ответственности писателя перед языком, то есть речь идет о преднамеренном, оправданном отклонении.

В-третьих, нарушение нормы сочетаемости слова с другими словами. Это также проявляется в двух ситуациях: одна – явление, происходящее по незнанию, безответственности, другая – преднамеренное использование контаминации словосочетаний.

Отклонение от нормы художественного языка в словоупотреблении, во-первых, связано с общим стилем писателя, во-вторых, является явлением, связанным с интересами построения текста (см. мнения и проанализированные материалы о построении текста на стр. 98-127).

Стиль писателя тесно связан с авторской позицией. В современной казахской прозе (за последние 20-30 лет) явление, называемое авторской позицией в повествовании, стало проявляться более отчетливо. Например, эмоциональный ключ, которым автор описывает внешний мир, может быть одним, и в таком произведении повторяется одно и то же прилагательное или даже эпитет. Например, в повести Оралхана Бокеева «Снежная девушка» эпитет «белый» и его производные, составные формы (белый, белоснежный, белый как снег, белый как мел, белый как иней, белый как снег, белое пятно) – это основной ключ, воздействующий на чувства читателя, раскрывающий тайны авторской позиции: здесь описывается безмолвная, заснеженная пустынная местность, где техника, неспособная привезти траву, привела к гибели трех молодых людей из-за мороза, описывается холодный мир, скованный льдом. Ночь, мучившая юношей, тоже белая, один из них – белокрылая снежная девушка из мечты Нуржана, она тоже белая, но это слово «белый» (белый) здесь является символом не только честности, счастья, мечты, но и символом холода, суровости. Ключ произведения – эти два символа. Поэтому, рассматривая стиль художественного слова отдельно, повторение одного эпитета в небольшом повествовании, как будто другие не запомнились, может показаться недостатком. А при рассмотрении условий языковой культуры в сочетании с требованиями художественной стилистики, частое повторение, чрезмерное использование одного эпитета здесь является мотивированным, оно отражает авторскую позицию.

В настоящее время наблюдается, что метод, называемый в русском языкознании «характериологическое повествование» (повествование с приданием характера), получает распространение и в казахской прозе. При повествовании, придающем произведению определенный характер в целом, широко используются речевые модели социальных групп. Например, поскольку роман Тахауи Ахтанова «Пусть твой светильник не погаснет» ведется от имени казахской женщины, выросшей в деревне, и вся сюжетная линия романа, образы персонажей представлены с точки зрения этой женщины, то лексический, фразеологический состав, а также синтаксическая структура в этом романе подчинены одному стилю. Поэтому в языке повествования и в речи персонажей мы часто встречаем простые слова и элементы разговорной речи, такие как «крепкий парень за двадцать пять», «брось, стыдно же», «Свету ревнует ужасно», «кроме других нет, одни женщины, разве нет?». С точки зрения уровня языковой культуры, хотя это и слова вне литературной нормы, их использование в этом произведении очень уместно, то есть они признаются мотивированными отклонениями. Их, пожалуй, следует называть «авторскими нормами» повествования в художественном произведении, как и в русском языкознании.

Модель повествования с приданием определенного характера можно увидеть и в произведении Абиша Кекильбаева «Трава черепахи». Здесь большинство описательных предложений в повествовании от имени автора относятся к разговорной речи

Previous Post

Ninety One одержали победу в корейском телешоу (видео)

Next Post

Касым-Жомарт Токаев проводит совещание с акимами

Next Post

Касым-Жомарт Токаев проводит совещание с акимами

Свежие записи

  • Певец Торегали Тореали может вернуться испольнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.