Женщину в белом платке на этой фотографии зовут Кадуан (Кадиша) Мамырбеккызы. Ее кость из рода торе, родилась в Тарбагатай Майлы-Жайыре. Она является одной из последних жен ханов рода Абак, одного из «четырех биев-торе» Алтая. Кадуан Мамырбеккызы скончалась при неизвестных обстоятельствах в городе Урумчи в 1962 году. В том же году (1962) город Урумчи был выделен из Санджиского округа и стал самостоятельным городом. Причина, по которой я это говорю, заключается в том, что Кадуан Мамырбеккызы была вали (губернатором) Урумчийского округа. В состав Урумчийского округа входило 12 уездов. Это были восемь казахских уездов, таких как Манас, Кутыби, Санджи, Мичуань, Бёкен, Джемсары, Шонжы, Мори, и три уйгурских уезда, таких как Турфан, Пичан, Токсун. Центром был Урумчи (в то время уровня уезда), итого двенадцать уездов.
Кадуан Мамырбеккызы занимала две штатные должности: главы Урумчийского округа, управляющего двенадцатью уездами, и председателя руководства, ответственного за оборону округа. По данным переписи Министерства обороны и внутренних дел Китая 1944 года, численность казахов в восьми уездах и одном городе, относящихся к Урумчийскому округу, приближалась к 100 тысячам человек.
Эти фотографии, связанные с Кадуан Мамырбеккызы, ранее не были введены в научный оборот. На фотографии наша уважаемая Кадуан Мамырбеккызы была запечатлена во время участия во «всегосударственном учредительном собрании» во внутреннем Китае в 1946-1947 годах. Одна из фотографий была сделана в Нанкине (南京), тогдашнем политическом центре Китая, а другая — в Шанхае (上海). В истории Китая в этом очень важном собрании «всегосударственном учредительном собрании» участвовали новые поколения казахских политических деятелей. Среди них были Шердиман Оспанулы, Камза Шомышбайулы, Далелкан Жанымканулы, а также историк и ученый Ныгымет Мынжан, который около двух лет (1947-1948) служил в законодательной палате в Нанкине. Редкие фотографии Ныгымета Мынжана и других, сделанные во внутреннем Китае, находятся в моем личном архиве.
После приезда во внутренний Китай Кадуан Мамырбеккызы была с особым вниманием встречена и лично принята китайской «государственной женской ассоциацией», администрацией города Нанкин и супругой президента Сун Мэйлин (宋美龄). Одновременно она проводила личные встречи с казахскими учащимися в военных учебных заведениях внутреннего Китая и проводила агитационно-пропагандистскую работу. В предыдущем посте я рассказывал о «тайном противостоянии между Внутренним Туркестаном и Восточным Туркестаном». Следует также отметить, что политические лидеры «Трех регионов» Восточного Туркестана никогда не избирали казахских депутатов, начавших с Кадуан, в свои ряды. Более того, сторона Восточного Туркестана, несмотря на большое количество казахов, проживающих в «Трех регионах», не избирала ни одного казахского депутата и не отправляла его на учредительное собрание в Нанкине. Если хотите, они организовывали покушения через НКВД на молодых казахских интеллектуалов, которых считали «будущими депутатами», и уничтожали их. Кабимолда Манжибаев, секретарь Жанымкана Кажы, министра финансов областного правительства, в своем воспоминании в главе «Почему я отвернулся от Восточного Туркестана» рассказывает о «трагической гибели казахских интеллектуалов, таких как Туркестан Ногайбайулы, в городах Шауешек и Дорбилжин от рук провосточнотуркестанских сил, и как он разочаровался в восточнотуркестанской стороне». Когда придет время, мы расскажем и об этом отдельно.
Кадуан Мамырбеккызы была очень решительной и упорной личностью. Когда она была вали, город Урумчи начал превращаться в новый центр казахской интеллигенции. Одновременно с Кадуан Мамырбеккызы на важные должности в областном правительстве пришли представители новой казахской политической интеллигенции, такие как Жанымкан Кажы — министр финансов областного правительства, Закария Ашенулы — министр обороны областного правительства, Салис Амиреулы — секретарь областного правительства. Также акимами девяти уездов, граничащих с «Тремя регионами» правительства Восточного Туркестана, от Манаса до Мори и Баркёля, были избраны казахи. В общем, за короткое время казахи, границей которых служила река Манас, разделились на два лагеря: «восточнотуркестанский» и «внутреннекитайский». Мы постоянно много говорим о казахской политической элите на территории Казахстана или ее истории в исторических литературах, но совершенно не осведомлены о политической истории восточных казахов. Разделение казахов на два разных политических лагеря, границей которых служила река Манас, приобрело очень глубокий характер. В итоге это привело к вооруженному политическому конфликту казахов. Вы знаете историю холодной войны, основанной на 38-й параллели двух Корей, но не знаете о политическом конфликте «вдоль Манаса». Ну, об этом я расскажу отдельно позже…
Наша уважаемая Кадуан Мамырбеккызы совместно с казахской интеллигенцией на городских и областных собраниях областного правительства в Урумчи взялась за вопрос возвращения на родину «казачьих кочевий», ушедших за Ганьсу, Цинхай и Тибет. Детей казахов из Баркёля, Аратурка и Кумыла привезли в Урумчи и приняли в казахские педагогические школы города, а также в китайские высшие военные и политические учебные заведения. В те годы в Урумчи очень активно проходили политические забастовки, митинги и движения политических организаций. Казахи-интеллигенты Урумчи, объединившись с дунганами и монголами города, проводили конные шествия и митинги, выражая большое недовольство.
Итак, в 40-е годы 20-го века политическая грамотность и гражданская позиция синьцзянских казахов по отношению к политическим явлениям были на высоком уровне. Политическая сатира и карикатуры в газетах и журналах были достаточно развиты. Благодаря этому люди, даже если они «пили айран и ели сушеный творог», достигали уровня, когда могли обсуждать Америку, Европу и Японию. Все узнавали из газет и журналов. Затем, когда пришли коммунисты, политическое сознание казахов также стало угасать и сужаться до размера игольного ушка. Они столкнулись с ситуацией и временем, когда говорили: «Тише, не говори об этом, иначе навлечешь беду на свою голову». Из-за этого начали забывать таких личностей из политической элиты, как Кадуан Мамырбеккызы.
Елдес Орда