Бесспорно, что Абай является наиболее исследуемым в истории казахского литературоведения, чье творческое наследие всесторонне анализировалось и привлекало пристальное внимание ученых. В области абаеведения, берущей начало от А. Букейханова и М. Ауэзова, жизненный путь хакима Абая был максимально систематизирован. Среди трудов, проложивших путь в абаеведении и заложивших основы первых биографических данных, начиная от Какитая, Турагула, Кокбая, особое место занимает научная биография М. Ауэзова, написанная им четырежды.
Несмотря на множество исследований в истории абаеведения, посвященных жизни и общественной деятельности великого поэта, находки новых архивных данных в последние годы побудили вновь обратиться к этой теме. Целью статьи является раскрытие особенностей общественной деятельности поэта, основываясь на новых документах, касающихся волостной службы Абая. В статье подробно рассматривается избрание Абая волостным в 1893 году, о чем говорилось в воспоминаниях потомков поэта и что до недавнего времени не имело научного подтверждения. Абай, начавший волостную службу в 1866 году после смерти своего брата Кудайберды, на протяжении многих лет с честью исполнял эту должность, его достижения и трудности на пути управления народом подробно рассматриваются в статье.
Великий ученый, единственный биограф Абая, с течением времени, дополняя и обогащая, создал четыре варианта биографии поэта. Биографии поэта, написанные в 1933, 1940, 1945 и 1950 годах, имеют свои особенности. Время и эпоха, влияние общественного контроля, необходимость писать в рамках установленных, с социалистической точки зрения, не могли не сказаться на М. Ауэзове. Поэтому неудивительно, что во многих случаях в этих биографиях не все было написано в полной мере под давлением коммунистического мировоззрения советского общества. Сам М. Ауэзов писал в четвертом варианте: «В этом исследовании биография поэта также была значительно изменена по сравнению с ранее написанными и прошла новую редакцию», но, несмотря на полное знание национального самосознания и летописи степной жизни, социально-общественной ситуации, отношений отца и сына и особенностей их правления, характера времени, он не смог полностью свободно писать и донести казахскую правду до советского народа. Вероятно, именно поэтому великий ученый говорил: «Работа по исследованию и дополнению биографии Абая не достигла своей цели и не завершена. Воспоминания, собранные из уст народа, общие рассказы об Абае должны и впредь собираться». В связи с этим, помимо признания огромного значения неустанного, самоотверженного труда М. Ауэзова в написании биографии поэта, мы должны учитывать и требования, пожелания, которые ученый поставил перед исследователями после себя. В своей статье «О юбилее Абая» М. Ауэзов пишет: «Существует немало новых работ по исследованию жизни и деятельности Абая. Важнейшая из них – проверка архивов Семипалатинска. Архивы генерал-губернатора, уездных канцелярий и областных, уездных судов должны были дать много сведений об Абае. Они до сих пор должным образом не проверены. Исследовать нужно не только Семипалатинск, но и архивы Омска, города, где находилась резиденция Степного генерал-губернатора»!!! Вот слова великого ученого, ставшие путеводной звездой для последующих исследователей Абая.
Известный журналист, писатель и общественный деятель Сапар Байжанов в своей статье «Некоторые архивные данные, касающиеся Абая» пишет: «…Эти документы нельзя считать ни началом, ни концом архивных документов, напрямую связанных с великим сыном нашего народа Абаем. Если найдется основательный искатель, исследователь, то, несомненно, в архивах нашей республики, а также в архивах Ленинграда и Москвы, Омска и Ташкента, и других городов будут найдены еще многие ценные и значимые документы».
Руководствуясь вышесказанными словами М. Ауэзова о будущем абаеведения, мы совершили научные командировки в города России – Москву, Омск, Казань в Татарстане, Стамбул в Турции и работали в архивных и библиотечных фондах. Эти поездки были плодотворными. Внимание не обошло стороной и издания конца XIX – начала XX века, такие как «Киргизская степная газета», «Семипалатинские областные ведомости» и «Отчет Семипалатинского статистического комитета». Были найдены многие ранее неизвестные новые документы, добавлены новые сведения в литературоведение и абаеведение, пополнен фонд источников. Я думаю, что представители научного сообщества понимают особую научную значимость этих архивных документов, найденных об Абае и его родственном, творческом окружении. Кроме того, мы надеемся, что будущие абаеведы, литературоведы, исследователи возьмут на себя в качестве объекта исследования новые сведения о волостях Кунанбая, Абая, Шакарима, Акылбая, Магауии, Кокбая, Ыскака, Оспана, Азимбая, Мукыра, собранные в фонде музея Абая в ходе наших исследований, а также новые документы об образовании и судебной системе в этом крае.
Одним из ранее неизвестных новых документов, касающихся Абая и его эпохи, родственного и творческого окружения, найденных в российских и турецких архивах и библиотеках в результате научных командировок последних лет, является приказ №55 от 11 сентября 1893 года военного губернатора Семипалатинской области, генерал-майора Карпова. Согласно этому приказу, Абай Кунанбаев был назначен на волостную службу в Чингисскую волость на период с 1893 по 1896 год. Документ, начинающийся словами «Утверждаются в должностях по выбору общества на трехлетие с 1893 по 1896 год», состоит из 3 пунктов. Согласно пункту I приказа, на волостную службу по Дельбегетейской волости был назначен Альжан Назаров (кандидат Кездикпай Нурлыбаев), и в нем говорится о выборах биев в 9 аулов этой волости. Во II пункте указаны имена Смагула Балтакаева (кандидат Дуанбека Есентаева) на должность волостного по Бугылинской волости и выбранных биев в 12 аулов. В пункте III приказа указано, что на волостную службу по Чингисской волости были избраны Ибрагим Кунанбаев, кандидат Азимбай Танирбердин, и приведены имена и фамилии выбранных биев в 9 аулов этой волости. Среди биев, избранных в каждый аул, встречаются знакомые имена. Это: аул №2 – Рыздыкпай Худайбердин, аул №4 – Ыскак Кунанбаев.
По данным ученых, исследовавших биографию Абая, в его воспоминаниях «Об отце моем Абае» великий Турагул пишет о том, что великий поэт находился на волостной службе именно в этот период: «На выборах в 1893 году Оразбай и Кунту снова отправились, один в Бугылы, другой в Мукыр, и народ избрал моего отца волостным, сказав, что иначе нельзя будет вернуть себе оставшуюся землю». Однако никакого документа, подтверждающего это мнение, не было. Бейсенбай Байгалиев в своей работе «Биография Абая в архивных данных», исследовавший жизненный путь Абая и написавший обстоятельный труд с новыми архивными данными, с сожалением отмечает, что не встретил архивного документа, подтверждающего и укрепляющего слова Турагула. «Как бы то ни было, нельзя не учитывать сведения, приведенные Турагулом, поскольку его воспоминания являются одним из наиболее близких к истине и достоверных источников среди тех, что были записаны позже о великом поэте. Если принять эти сведения за истину, то волостная служба великого Абая увеличится еще на три года, достигнув в общей сложности 15 лет».
Таким образом, согласно этому документу, найденному в последние годы, научным образом подтверждено, что Абай долгое время занимал волостную должность.
Избрание Абая волостным в 1866 году во многом было связано с ранней смертью его брата Кудайберды. Дело в том, что на внеочередных волостных выборах в июле 1865 года волостным Кушик-Токтыктынской волости был избран Кудайберды, отец Шакарима. А кандидатом на эту должность был назначен Абай. К сожалению, Кудайберды умер в апреле 1866 года. Абаю, избранному кандидатом, была возложена эта должность, и в это время он приступил к службе в народе Кушик-Токтыктынской волости. Бейсенбай Байгалиев в своем труде «Биография Абая в архивных данных» упоминает, что Абай как волостной подписал рапорты 11 июня, 13 июля и 29 ноября 1866 года. Действительно, Абай подписал рапорт об отправке в школу для обучения казахских детей русскому языку, специально открытую в городе Омске, мальчика по имени Баймайса Танирбердин из среды народа. Этот документ введен в научный оборот. Другой сохранившийся до нас архивный документ: Абай как волостной Кушик-Токтыктынской волости написал рапорт «Дело об укочевании казахов рода Урус-Коржау Кучук Тобуклинской волости Куттукбаева и других в Байджигитовские волости». Следующий архивный документ, дошедший до нас, называется «Дело об откочевке казашки Кузеновой с сыном Кучук-тобыктинской волости». Абай как волостной 29 ноября 1866 года подписал рапорт о перекочевке казахской женщины Кузеновой с малолетним сыном из Кушик-Токтыктынской волости на зимовку в Байджигитовские волости.
В воспоминаниях Турагула говорится: «Мой отец однажды был избран кандидатом к своему брату по имени Кудайберды, после смерти Кудайберды он, из-за вражды, указав на свой неполный возраст, был снят с должности».
Абай во второй раз становится волостным Кушик-Токтыктынской волости в 1872-1874 годах. Об этом свидетельствуют документы Центрального государственного архива Республики Казахстан, в частности, в заявлении представителя Бугылинского рода, пользующегося доверием и авторитетом, Смана Бегимбетова, написанном 23 февраля 1907 года в землеустроительный отдел Семипалатинского областного правления, указано, что Абай был волостным народа Кушик-Токтыктын.
В 1876-1878 годах Абай избирается волостным рода Коныр-Кокше. У избрания Абая волостным в этот раз была особая причина. Согласно воспоминаниям, в Коныр-Кокшинской волости изначально было одиннадцать старшин. Четыре старшины из рода Кокше, два – из рода Жокен, четыре – из рода Мамай, один – из рода Мырза. Позже к ним присоединились один старшина из рода Жигитек и один из рода Букенши, и стало тринадцать старшин. Внутри волости, образованной из разных родов, возникали различные споры, участились кражи и грабежи, поступало много жалоб друг на друга, и народ начал терять согласие. Поэтому, предвидя, что при выборе волостного возникнут большие споры, они пришли к решению: «Назначить волостного извне, то есть по усмотрению уездного начальника и генерал-губернатора». И еще они хотели, чтобы был справедливый и сильный человек, который направит народ в правильное русло. Как говорится в воспоминаниях Эрхама Какитайулы Ыскакова: «Человеком, которого уездный начальник и генерал-губернатор сочли достойным для этой Коныр-Кокшинской волости, был Абай. Абай избирается волостным путем «назначения» без выборов.
После избрания волостным Абай назначил своим кандидатом сына Вандыка Алатая. Это потому, что Абай стремился собрать вокруг себя людей, которые могли бы оказать ему реальную помощь в управлении народом, были бы единомышленниками. В этом направлении он нашел четыре волости Кокше, состоящие из Еспая, Жарылгапа, Каракушика Балтая и других родов. В это время Каратай, один из бывших руководителей Еспая, в целом Кокше, постарел, и управление народом было передано его племяннику, сыну Вандыка Алатая. Абай взял этого Вандыка в качестве кандидата и разместил там свою канцелярию, переводчика, стражника и ямщика.
Период волостной службы в Коныр-Кокше оставил заметный след в жизни Абая. Он испытал много трудностей и хлопот в управлении народом. Различные события не только внутри Коныр-Кокшинской волости, но и в народе в целом оказали большое влияние на Абая. Он постоянно уделял внимание социально-экономическому благосостоянию народа, состоянию животноводства и земледелия, быту. Возможно, именно поэтому он так глубоко понимал суть народной жизни, что отразилось в его стихах и прозе.
Одним из документов, которые Абай как волостной управляющий подписывал, были статистические данные, описывающие состояние волости. Из этой статистической отчетности можно глубоко понять состояние волости, управляемой Абаем. «К концу 1876 года в волости проживало 4163 мужчин, 3393 женщины. Количество зимних жилищ – 1004, из них 469 – в каменных, кирпичных зимовках, 535 – в юртах. В волости было 900 верблюдов, 4500 лошадей, 1350 голов крупного рогатого скота, 30150 овец и коз. 19 хозяйств занимались земледелием. Ирригационные системы были построены на реках Мукыр, Такыр, была одна водяная мельница».
Деятельность Абая, назначенного специальным приказом, а не путем выборов, была высоко оценена Семипалатинским военным губернатором. Именно поэтому Абай получал жалованье, которое не выплачивалось другим избранным волостным, и был награжден среди тех, кто хорошо выполнял свою службу. То есть, среди волостных только Абай получал жалованье в 300 сом. Учитывая, что он ранее не был судим и не получал наград, 25 октября 1876 года Абай был награжден свидетельством №2314 за безупречное исполнение волостных обязанностей и своевременное и тщательное выполнение порученных работ, а также кафтаном 3-го разряда.
Еще одним архивным документом, дошедшим до нас, подписанным Абаем в период его волостной службы в 1876-1878 годах, является воззвание, подписанное им вместе с другими волостными как главой народа Коныр-Кокше 6 декабря 1876 года. В связи с русско-турецкой войной волостные Семипалатинского уезда написали воззвание с призывом оказать финансовую и моральную поддержку царскому правительству со стороны казахского народа. Вот один из документов, подписанных Абаем, который дошел до нас.
Как было сказано выше, самоотверженный труд Абая на благо своего народа не всегда нравился отдельным людям, преследовавшим свои цели. Абай, сделавший справедливость и честность своим жизненным принципом, сталкивался в этот период с обвинениями и клеветой в свой адрес. По жалобе, написанной от имени Узекбая Борибаева, были проведены проверки волостной деятельности Абая. Однако в результате проверки было доказано, что Абай не злоупотреблял своей волостной должностью, никому не причинял насилия или давления, не брал взяток, и жалоба против него была признана ложной следователем. Тем не менее, Борибаев не согласился с этим и вновь подал жалобы уездному начальнику Семипалатинска и военному губернатору. В ходе этой длительной проверки было опрошено около 600 человек, и обстоятельства, указанные в жалобе, были всесторонне рассмотрены. Причиной жалобы, вероятно, стало подписание Абаем воззвания, в котором он, думая о единстве народов на международном уровне и о мире в стране, призывал к порядку. В результате этого воззвания жалоба приобрела политический характер. Абая обвинили в незаконной передаче скота и денег солдатам, отправляющимся на службу. Тем не менее, в ходе многолетних проверок начальник канцелярии Лосовский докладывал Западно-Сибирскому генерал-губернатору и постоянно доказывал невиновность Абая. Тем не менее, в то время такие явления, как склонность к жалобам, зависть, необоснованные обвинения, негативно влияли на Абая. Однако очевидно, что все это закалило Абая. В последующие годы мы видим, что Абай активно занимался и другой общественной работой, будучи членом статистического комитета в городе Семипалатинске. В 1885 году он активно участвовал в разработке правовых норм, состоящих из 74 статей, которые были обсуждены на Карамолинском съезде на реке Шар. Этот свод законов, составленный под руководством Абая для казахов, был опубликован в 1886 году в Казани по приказу генерал-губернатора. Абай, тесно общаясь с представителями других национальностей, прибывшими в Семипалатинск, такими как С.С. Гросс, А.А. Леонтьев, Н.И. Долгополов, П.Д. Лобановский, А. Блек, Н.Я. Коншин, не только общался с ними, но и вместе с ними выполнял различные общественные работы, внеся большой вклад в сохранение многих сведений об истории и обычаях народа.
В 1893 году Абай вновь избирается волостным в Мукырскую волость на 3 года. Как было сказано выше, новые найденные документы являются точным доказательством этого.
В заключение, А. Кунанбаев долгие годы занимался управлением народом.
Мы видим из архивных документов и воспоминаний, что исполнение волостных обязанностей составляло важные этапы в жизни Абая. Выбор Абаем волостной службы имел свои причины. По словам М.О. Ауэзова: «До 1897 года Абай, не имея возможности вырваться из народных дел и забот, в основном надеялся установить мир путем справедливого правосудия и, по крайней мере, прекратить споры».
Сам поэт писал:
Стала партия,
Народ разделился.
Я стараюсь унять
Ваши споры и крики.
Очевидно, что Абай, для которого справедливость и истина были основными принципами, стремился направить на правильный путь не только своим литературным наследием, миром стихов, умом, но и через управление народом, некоторые негативные, противоречивые черты его родного народа, нежелательные поступки.
Причина его слов:
Я хотел исправить время,
Считая себя слишком великим.
Он также с горькой иронией критикует путь волостного, говоря: «Вот я стал волостным, растратив все свое имущество».
Аубакир Жандос Магазбекулы,
к.ф.н., доцент, Отличник образования