Период XIV-XVI веков можно считать временем формирования современных тюркских народов. Поэтому их часто относят к молодым этническим группам, не имевшим собственной государственности в прошлом. Так, некоторые начинают отсчет формирования якутов как самостоятельной этнической группы с момента их вхождения в состав Российской империи. Однако тюркские народы имеют многовековые исторические корни. Насколько правомерно современным тюркским народам претендовать на это богатое историческое наследие? Или же тюрки на каждом этапе своей истории заново возрождали свою государственность и историческую память?
У каждого современного тюркского народа есть свои средневековые этнические предки. Например, казахи считаются потомками кыпчаков и претендуют на их богатое историческое и культурное наследие. Хотя местом происхождения якутского народа считается территория современной Якутии, следы этнических предков саха лежат в историческом пространстве Центральной Азии. Об этом свидетельствует и глоттохронологический метод обособления якутского языка от общетюркского языка в I веке нашей эры, и прошедшее с тех пор время. В качестве южных предков саха можно указать племя меркитов, воинственный род, обитавший в долине Тойон (за Байкалом, на склонах Хамар-Дабана). Таким образом, деятелей, связанных со средневековыми меркитами, можно считать и историческими деятелями народа саха.
Обычно возникновение Монгольской империи связывают только с Чингисханом. Однако объединение Монголии произошло в результате противостояния нескольких крупных племенных союзов и выдающихся личностей. Победу Темучина и его племени боржигин в этой междоусобной войне можно считать следствием военного и дипломатического мастерства. Поэтому нам следует внимательно изучить исторические личности, такие как вождь джалаиров Джамуха, кереитский Ван-хан Тогурил, тайшуитский Торгутай-Кирилтунга и татарский Алак-Удыр, князья найманов Коксей-Сабрак, Таян-хан и Кушили, и особенно меркитский бек Тохта-бек. Эти исторические личности, обладавшие собственными политическими взглядами, по-разному смотрели на будущее своего родного Великого Устюрта. Бесспорно, среди этих бахадуров выделялся своей индивидуальностью хан меркитов Тохта-бек.
Тохта-бек был одним из выдающихся полководцев своего времени. Его военное искусство впоследствии не раз применял Чингисхан против своих врагов. По словам Рашид-ад-дина, Тохта-бек дважды сражался с монголами под предводительством Кадан-тайши еще до Темучина. Однажды, оказавшись в окружении превосходящих сил противника и получив шестнадцать тяжелых ран, он все же сумел прорвать кольцо врага. Рашид-ад-дин с восхищением описывает примененный меркитским вождем военный прием, когда он смазывал наконечник копья в масле. (Рашид-ад-дин, т.1, к.2, с. 58).
Слово «бек», являвшееся титулом меркитских вождей, в тенгрианской вере означает главного духовного лидера. Кроме того, древнетюркское слово «бек», «бей», «би» также означает «вождь племени», «царевич», «царь». Дугаров (Дугаров Д.С., 1991, с. 260-263) предполагает, что тюркско-монгольский термин «бек», «бег» может иметь общий корень с древнеиранскими словами «бог», «баг», означающими «бог», «царь». У древних монголов существовали административно-религиозные институты «бэки», которые выполняли функции духовного вождя племени, а также его лидера. По мнению Б.Я. Владимирцова, только старшие сыновья племенных вождей могли носить этот титул (Владимирцов Б.Я., 1934: 49-50). У саха титул «боко» передавался по наследству от отца к сыну и присваивался только старшему сыну, овладевшему воинским искусством. У меркитов титулом «бек» были отмечены только Тохта-бек и его преемник Тохтуз-бек. То, что Шилингир-батыр также носил этот титул (боко), может указывать на то, что он был старшим сыном Тохта-бека, или же это прозвище, произошедшее от словосочетания «дёй», «зор» (великий, сильный).
Рашид-ад-дин пишет о Тохта-беке как о вожде племени, правителе меркитского племени, полководце меркитов, эмире. А в источниках «Юань-ши» он назван правителем области Миликэй. А.Т. Тиваненко утверждает, что могущественная фигура Тохта-бека на Великом Устюрте не исчезла из памяти монгольских народов и в последующие века. Потому что в источниках XIII-XIV веков Тохта-бек по-прежнему называется «правителем» или «владетелем племени меркитов», «вождем удуидов» (Тиваненко А.В., 1992, с. 23). А.В. Тиваненко приходит к выводу, что «земли меркитов на берегу Байкала были очень обширны и густо населены, у них существовала стройная система управления, состоявшая из Тохта-бека и его близких родственников» (Тиваненко А.В., 1992, с. 25).
Тот факт, что многие лидеры известных племенных союзов Монголии до эпохи Чингисхана надеялись на его покровительство и призывали его на помощь, ярко свидетельствует об уникальной личности Тохта-бека. В переводе С.А. Козина описывается, как кереитский хан Тогурил с 100 воинами попал в плен к Тохта-беку: «В одежде из черного сукна, он бродил по равнине Бугыра-Кегире Селенги, следуя за овцами» (Козин С.А., 1941, с. 122).
Джалаирский Джамуха также испытал горечь плена у меркитов. Когда Тохта-бек разбил и разграбил Джамуху, вождь джалаиров с трудом спас свою жизнь, поклявшись: «Я подчинюсь приказу нашего правящего отца и всегда буду ему помогать. Я не выйду из его власти». После этого Джамуха со своими нукерами пришел к Тохта-беку и служил в меркитской ставке (Рашид-ад-дин, т.1, к.1, с. 190-191). Рашид-ад-дин пишет, что Джамуха со своими тридцатью нукерами пришел в ставку великого полководца Тохта-бека и, с трепетом в глазах, по обычаю, пролил несколько капель кумыса из золотой чаши, воздавая ему почести (Рашид-ад-дин, т.1, к.1, с.191).
Из «Сокровенного сказания» мы знаем, что мать Темучина, Улуин-але из племени хонгиратов, была невестой меркитского сардара Шиледу, а затем была похищена Есугеем из племени тайшуитов. А нападение меркитского бека Удуид-Меркита Тохта-бека с тремястами всадниками на кият-боржигинов и похищение Бортэ стали началом исторических событий, приведших к формированию Монгольской империи. Об этом событии «Сокровенное сказание» повествует: «Меркитские воины долго искали сына Есугея. Они шли по его следу, пересекая болотистые ручьи, где не мог пройти и змея» (Козин С.А., 1941, с. 97).
Похищение Улуин, а затем и Бортэ, параллельно с брачными обрядами, напоминает древний обычай бракосочетания. Тем не менее, существует предположение, что обычай «похищения невесты» был широко распространен в эпоху ранних родовых обществ, связанных с периодом социальной стратификации (Першиц А.И., 1998, с. 63).
Интересно, что «Сокровенное сказание» называет сыновьями Тохта-бека трехсот удуит-меркитских аристократов, совершивших набег на Буркан-Халдун. Исходя из этого, можно предположить, что нападавшее меркитское подразделение представляло собой военный альянс, состоящий из мужчин. Похоже, что набеги на соседние племенные союзы ради добычи скота и людей были частым явным явлением. Отряд Тохта-бека, совершивший набег, также, вероятно, представлял собой постоянное воинское формирование, созданное для защиты от соседей или для нападения.
Воинская организация, состоящая из мужчин, возникла в период перехода от матриархата к патриархату – в результате борьбы за господство в обществе. Воинские союзы мужчин имели своих вождей, методы тайного общения, обычаи и религиозные обряды. В процессе распада первобытной системы воинские союзы мужчин (их иногда называют тайными орденами) часто становились органами, формирующими государственную власть.
В 1180 году сорок тысяч воинов, состоящих из кият-боржигинов под предводительством Темучина, а также кереитов, которыми владел Тогурил, и джалаиров, последовавших за Джамухой, пересекли перевал Хамар-Дабан и совершили внезапное нападение на ставку Тохта-бека в Бугыра-Кегире, нанеся большой урон. Хотя человеческие потери в том побоище были невелики, некогда единая Великая Меркитская Орда была повержена. Пленных связали и увезли (Там же, с. 104).
Словно буря, налетели,
Словно ветер, смели,
Захватив его жен и детей
Победили его храбрых сыновей.
Для Тохта-бека много это или мало?
Мы захватили в плен немало меркитов.
Сам Тохта-бек, спавший крепким сном, мог попасть в плен. Но когда враг приблизился, весть успела дойти. Рыбаки, ловившие рыбу в реке Килхо, и охотники в лесу всю ночь скакали, доставляя весть. Таким образом, получив известие и придя в себя, Тохта-бек и вождь увас-меркитов Дайыр-Уйсин с небольшим отрядом прорвали фронт врага и ушли в страну Баргуджин, вниз по течению Селенги.
Только после этого события число сторонников Темучина возросло, и монгольские племена начали признавать его. Только надев золотые пояса меркитских правителей и вскочив на их стальные копыта, Темучин и Джамуха начали считать себя достойными настоящего хана. Друг отца Тогурил и друг Джамуха подтвердили свою дружбу…
Наказав меркитских воинов,
Захватив их имущество(!),
Мы победили их.
(Козин С.А., 1941, с. 104-105).
Если верить «Сокровенному сказанию», то с того события, произошедшего в 1180 году, в истории монгольских народов на степях Байкала началась новая эра. Монгольские племена, ранее находившиеся под тюркской печатью власти, начали лелеять надежду на то, что они сами смогут стать империей.
17-летний перерыв между первым поражением и возобновившейся междоусобной войной остается загадкой. Возможно, за это время обе стороны накопили силы? Новая жажда крови, порожденная юностью и местью, расширила арену противостояния за пределы Монгольской степи. Например, в 1199-1198 годах, когда Чингисхан отправился в поход против татар, Тогурил, не сказав ему, снова напал на только что оправившийся меркитский народ. Тохта-бек отступил в направлении Баргуджин-Тохум. А его старший сын Тохтуз-бек погиб в той войне. Два сына, Кутты и Шилауын, и две дочери, Тохта-Куттытай и Шагару, попали в плен. Тогурил не поделился добычей с Чингисом в этот раз (Рашид-ад-дин, т.1, к.2, с. 128). Позже Тогурил Ван-хан объявил о присоединении меркитских земель к кереитским владениям. Но когда найманский сардар Коксай-Сабрак напал на родных братьев Ван-хана, Кутты и Шилауын отделились от Тогурила и присоединились к отцу в низовьях Селенги (Козин С.А., 1941, с. 126).
Стоит помнить, что Ван-хан с десятками тысяч своих воинов преследовал Тохта-бека до Баргуджинской долины. Потому что Тохта-бек, воюя с монгольскими войсками, всегда отступал в Баргуджин-Тохум. Следовательно, Тохта и его соратники укрывались на территории современной Южной Якутии. Таким образом, В.А. Туголуков связывает встречающиеся у тунгусов (эвенков) Нижней Тунгуски имена Такта и Токтыхан с Тохта-беком (Туголуков В.А., 1985, с. 111).
Согласно монгольским источникам, Тохта-бек и меркиты сначала сами, а затем объединившись с тайшуитами, татарами, Джамухой и ханом найманов Буйрыком, сражались с монголами Чингисхана. Но все заканчивалось неудачей, и им приходилось отступать. Тохта-бек и его сыновья были одними из главных полководцев во всех битвах против Чингисхана на Монгольской степи. Ведя неравный бой с превосходящими в сто раз туменами, они постоянно прорывали фронт врага и возвращались на родные земли (Сандаг Ш., 1970, с. 22).
Старые враги Тохта-бек и Джамуха, потерпев поражение в битвах на севере Монголии, встретились в ставке найманского Таян-хана. Этот факт приводит нас к выводу, что противостояние между монголами и меркитами было не просто кровавой враждой, а борьбой за военную диктатуру. Однако в решающих битвах проигравшие улусы были вынуждены признать власть Чингисхана. Только меркиты не покорились и снова ушли в низовья Селенги. В 1203 году на курултае, где Чингисхан был провозглашен великим ханом, меркиты снова начали борьбу, объединив разрозненные племена в западной части Байкала (Рашид-ад-дин, т.1, к.2, с. 148).
Когда разгневанный Чингис вторгся в Селенгинскую долину, правитель хоас-меркитов Дайыр-Уйсин заключил с ним мир, отдав свою дочь Кулан-хатун. (Рашид-ад-дин, т.1, к.1, с. 116). Однако, когда монгольские тумены покинули летние пастбища Дайыр-Уйсина, меркитские воины уничтожили оставшиеся войска и подняли мятеж. Монгольские пограничные войска с трудом оттеснили мятежных меркитов в лесную зону (Рашид-ад-дин, т.1, к.2, с. 149). Тогда Чингис-хан приказал: «Мы хотели, чтобы они погибли вместе с нами, но они подняли мятеж!» – и приказал рубить их так, чтобы они больше не могли объединиться. Чингис-хан, во второй раз напав на владения Дайыр-Уйсина, убил его и отдал его жену Торегене-хатун своему сыну Угедею (Рашид-ад-дин, т.1, к.1, с. 116). Таким образом, хотя мы можем сказать, что хоас-меркиты были вынуждены подчиниться завоевателю, их потомки среди бурят и северных народов свидетельствуют об обратном.
В рассказе о восстании Дайыр-Уйсина говорится, что восстание было поднято меркитской знатью, а в подавлении восстания участвовали их слуги. Эти факты побуждают нас сделать вывод, что противостояние между монголами и меркитами было не племенным, а гражданским конфликтом. На одной стороне – старая аристократия, почитаемая большинством улусов Монгольской степи, поклонявшихся Тенгри; на другой стороне – обладатель плана по созданию могущественной империи, способной завоевать мир.
Осенью 1204 года у источника Каражал Чингис-хан сразился с меркитом Тохта-беком и захватил его слуг и имущество в местности Сагара-Кегере. Тохта-бек и его сыновья, во главе с Кутты и Шилауыном, снова прорвали фронт и ускользнули. Сам Чингис-хан преследовал их и зимовал в отрогах Алтая. По словам В.В. Бартольда, перейдя Енисей зимой и направляясь к Иртышу, Тохта-бека уже признали правителем пять княжеств енисейских кыргызов. Стоит отметить, что для завоевания этих лесных народов был отправлен Джучи. Кыргызские тойоны и вожди других племен почтили Джучи, подарив ему белого сокола. Позже народы Южной Сибири также выразили свою покорность Чингисхану и его потомкам, предложив белого сокола.
В 1208 году, когда Чингис-хан отправился в поход, ойраты, бывшие союзниками меркитов, опасаясь полного уничтожения, указали ему место, где укрывались меркиты (Тиваненко А.В., 1992, с. 48). В это время найманский хан Кушилик объединил свои силы с меркитом Тохта-беком и готовился к битве в Бухтарме на Иртыше. Войска Чингисхана вошли в лес по узкой тропе и внезапно напали на меркитов. Тохта-бек погиб на поле боя, сраженный стрелой «Кун-Шубуын». Сыновья, похоронив отца своими руками или не сумев унести его тело с собой, отрубили голову меркитскому беку и унесли ее. Найманы и меркиты не остались вместе, и каждый пошел своим путем. При переходе через Иртыш многие утонули. Те, кто выжил, разделились, достигнув другого берега (Козин С.А., 1941, с.143).
Таким образом, великий сын Монгольской степи, чья жизнь была полна подвигов, погиб, борясь за свободу и независимость своего меркитского улуса.
Старший сын Тохта-бека, Тохтуз-бек, его прямой наследник, погиб в войне с Тогурил-ханом. Другие сыновья, такие как Куса, Кутты, Шилауын, Шибук и Колтуган-Мерген, были убиты монгольскими войсками по прямому приказу Чингисхана в разное время. Шилауын, племянник Чингисхана, рожденный от дочери, данной Тохта-беку, также не избежал мести своего дяди. В некоторых источниках говорится, что у Тохта-бека были братья по имени Кутты, Урхан и Шилауын. Однако других сведений о них нет. Те же источники пишут, что у Тохта-бека были сыновья по имени Мажар, Тускан, Иналчи и Туранчи.
Согласно Рашид-ад-дину, после последней войны младший сын Тохта-бека, искусный лучник Колтуган-Мерген, бежал к кыпчакам. Отправленный в погоню отряд настиг его и привел к Джучи. Услышав о меткости Колтугана, Джучи решил испытать его стрельбу по мишеням. Колтуган выпускал стрелы одну за другой, и последняя стрела попала в наконечник предыдущей и расколола ее пополам. Крайне заинтригованный его меткостью, Джучи послал к отцу и попросил сохранить жизнь Колтугана-Мергена. Однако Чингис не согласился: «Нет племени более кровожадного, чем меркиты: сколько раз мы сражались с ними; сколько горя и бед мы от них испытали, как можно оставить в живых врага, который снова нападет? Я завоевал для вас эти земли, войска, племена; (нужен ли нам этот человек?) Лучше смерть для врага рода (Рашид-ад-дин, т.1, к.1, с. 116).
Считается, что часть меркитов, бежавших в Монгольский Алтай в 1204 году, позже присоединилась к ойратам. Академик Г.Ф. Миллер, посетивший калмыцкие земли в XVIII веке, пишет, что у них был хан по имени Тохта-бек, чьи сыновья Иналчи и Туранчи долгое время воевали с Чингисханом (Миллер Г.Ф., 1937, с. 179).
А.В. Тиваненко считает, что под образом Даян-Дэрхэ, считающегося защитником сибирских народов, скрывается фигура этого великого меркитского полководца Тохта-бека. Согласно мифологической традиции, Даян-Дэрхэ изображается как главный шаман этого региона Центральной Азии, воевавший с Чингисханом и погибший. Культ Даян-Дэрхэ широко распространен по всей Монголии, особенно в Южной Бурятии и Северной Монголии. Однако обширные легенды сохранились среди тюркоязычных народов Саяно-Алтая, таких как алтайцы, телеуты, дербеты, тувинцы и уранхайцы (Тиваненко А.В., 1998, с. 30-31).
По мнению А.В. Тиваненко, изображение Даян-Дэрхэ среди халхасцев как могущественного, кровожадного шамана, приносящего человеческие жертвы, вероятно, является отголоском ожесточенных многолетних боев между меркитами и монгольскими войсками, сохранившихся в памяти (Тиваненко А.В., 1998, с. 32).
В итоге А.В. Тиваненко задает вопрос: «Кто еще, кроме меркита Тохта-бека, из тюркского народа вышел в Северной Монголии и Алтай-Саянских горах и за Байкалом в средневековье, неустанно сражался за будущее своего улуса и погиб от руки Чингисхана? (Тиваненко А.В., 1998, с. 32).
Таким образом, даже после смерти Тохта-бека он остался жив, превратившись в фольклорного героя, которому поклонялись и оплакивали духи тюрко-монгольских народов, подобно тому, как оплакивают погибшего верблюда.
Использованная литература
Рашид-ад-дин. Сборник летописей. – Т.I, кн.1 – 2. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. – 221 с.
Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. Монгольский обыденный изборник/ Введение в изучение памятника, перевод, тексты, глоссарии. – М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1941. – Т.1. – С. 5-122.
Сандаг Ш. Образование единого монгольского государства и Чингисхан // Татаро-монголы в Азии и Европе. – М.: Главная редакция вост. лит. изд-ва «Наука», 1970. – С. 22.
Тиваненко А.В. Гибель племени меркитов. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1992. – 70 с.
Тиваненко А.В. Гибель племени меркитов. Переиздание. – Слюдянка, 1998. – 112 с.
Дугаров Д.С. Исторические корни белого шаманства на материале обрядового фольклора бурят. – М.: Наука, 1991. – 302 с.
Туголуков В.А. Тунгусы (эвенки и эвены) Средней и Западной Сибири. – М.: Наука, 1985. – 285 с.
Миллер Г.Ф. Описание Сибирского царства. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937. – Кн.1. – 607 с.
Василий Васильевич УШНИЦКИЙ, кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра изучения Байкальского региона и Северной Азии (ИГИ АН РС (Я))
Исследование осуществлено при финансовой поддержке проекта РГНФ («Ранняя этническая история народа Саха») № 06-04-79103 а / т.