Для духовного возрождения необходимо правильно понимать и хорошо знать свою национальную сущность. Известно, что национальный код казахского народа, то есть его самобытность, тесно связана с кочевым образом жизни. Если верить древней истории, жизнь человечества началась с кочевой эпохи. Следовательно, национальные особенности казахского народа являются частью мирового духовного наследия, общечеловеческого кода. Эти ценности – первые духовные достижения человеческого общества. Национальный код казахов – это код кочевников. Если мы обратимся к жизни древнего человека, мы сможем убедиться в этом.
Сегодня ученые-историки убедительно доказали, что жизнь древнего человека началась с кочевой жизни и лишь спустя много лет перешла к оседлости. Переход к оседлости сначала произошел в некоторых частях земного шара, а затем охватил весь мир. Среди них казахский народ перешел к нынешней оседлой жизни только в начале ХХ века под влиянием советской эпохи. Таким образом, судьба сделала наш народ одним из последних, перешедших к оседлости, и наследником кочевого образа жизни. Мировоззрение казахского народа, многие его древние обычаи, праздники, представления о природе и мире, а также национальные игры напоминают о прошлой жизни человечества и как бы отражают его нынешний быт. По этой причине некоторые национальные особенности казахского народа можно отнести к общечеловеческим ценностям, сохранившимся до наших дней. Среди этих ценностей, наряду с самобытной культурой и традициями казахского народа, нет сомнений, что национальные игры казахов кыз куу, кокпар, тенге алу, ат шабыс, тогыз кумалак, музыкальный инструмент домбра, юрта являются проявлениями того самого древнего национального кода кочевой жизни. Тот факт, что эти особенности кочевой эпохи до сих пор встречаются у многих народов мира, является одним из доказательств этого. Олимпиада кочевников, прошедшая в прошлом году в Кыргызстане, также показала это.
Национальный код казахов не только очень древний, но и возник из гармонии кочевого образа жизни со всем миром. Однако сегодня сложилось негативное мнение о кочевниках. Технократы, в том числе западные мыслители, противопоставляют кочевников цивилизации и воспринимают их как дикий народ. Это очень сложная проблема, вызывающая беспокойство. На самом деле все наоборот – в наше время одичали не кочевники, а оседлые народы. Конечно, такое мнение может показаться неожиданным и спорным. Тем не менее, если провести черту между цивилизацией и дикостью и сравнить их, мы убедимся в этом.
Цивилизация и дикари. Один западный ученый сказал: «Цивилизация и дикари (варвары) находятся в постоянной борьбе. Обычно в этой борьбе побеждают дикари». Таким образом, западные мыслители признают, что дикари всегда побеждают, но не могут или не хотят объяснить причину. И этому есть причина. Большинство тех, кого считают дикарями, – это тюркские народы. Поэтому европейцы, столкнувшиеся с древними гуннами во главе с Едилом батыром (Аттилой), сельджуками, Османской империей, а также россияне, страдавшие от половцев и находившиеся под игом тюрко-монголов, иранцы (персы), считающие себя очагом древней культуры, не хотят признавать место тюркского мира в цивилизации. Их влияние настолько велико, что сегодня весь мир поддерживает их мнение.
На самом деле, это парадокс.
Если дикари отсталые, ниже цивилизованных стран, то как низшая страна постоянно побеждает высшую? А реальность истории такова. Дикари постоянно побеждали цивилизованных и создавали крупнейшие государства мира. Об этом свидетельствуют истории таких великих государств, как древние гунны IV века до н.э., последующий Великий Тюркский каганат, походы Чингисхана, Тамерлана, Великая Могольская империя в Индии, а затем Османская империя. Почти все эти дикари, победившие оседлые народы и основавшие эти государства, были кочевниками и тюрками.
Понимание сути этого явления имеет огромное значение. Особенно для нас, казахов, чьи предки были кочевниками. Потому что у некоторых казахов, которые не углублялись в этот вопрос и просто приняли западную систему мышления, сложилось мнение, что культура кочевников отсталая, дикий народ. Даже некоторые казахские ученые, как будто стыдясь слова «кочевник», ищут в истории различные примеры и стремятся причислить казахов к числу оседлых народов.
По их мнению: дикари противны цивилизации и уничтожают ее, наносят вред развитию человеческого общества. Они настолько приняли и полностью поверили в мысль западных ученых о том, что «дикари жестоки, безжалостны, суровы, злобны, низки в человечности», что, кажется, не способны мыслить иначе. Причина постоянных побед кочевников – их дикость без культуры, безжалостная жестокость, только грубая сила, деспотизм и кровожадность их вождей. Таково мнение большинства людей в наше время. Но сможем ли мы поднять голову, находясь в плену такого мнения? Возможно ли духовное возрождение, если наш национальный код настолько слаб!? Конечно, невозможно! Поэтому мы должны взглянуть на историю формирования нашего национального кода и разобраться в сути проблемы. Если мы глубоко вникнем в суть вопроса, то увидим, что на самом деле это не так, а даже наоборот.
Духовное возрождение не возникает на пустом месте. Ему нужен фундамент. Наш фундамент – это национальный код, сформировавшийся в прошлом нашего народа. Это его духовное богатство. Опираясь на это накопленное в прошлом богатство, мы можем духовно возродиться. Таким образом мы построим наше будущее. Если стены духовного возрождения будут возведены в будущем, то фундамент – это наш национальный код, заложенный в прошлом. Если наш фундамент слаб, хил, то здание духовного возрождения, которое мы построим, не будет долговечным. Поэтому нужен крепкий фундамент. С этой точки зрения, для духовного возрождения чрезвычайно важно знать и понимать, насколько крепок наш фундамент, то есть кем были наши предки и каких достижений они добились. Для этого сначала нужен критерий, определяющий это. По какому критерию мы можем определить наше прошлое состояние? Если мы сможем найти решение этого вопроса, то разберемся и между дикарями и цивилизованными, и достигнем истины. Потому что мы поймем, кто есть кто. Решение спора между цивилизацией и дикарями зависит от ответа на этот сложный вопрос. Ответ на этот вопрос можно найти в наследии Абая.
В сорок третьем слове Абай говорит: «Человек состоит из двух вещей: одна – тело, другая – душа». То есть, человек состоит из духовного и материального бытия, то есть из души и тела. В связи с этим в своем седьмом слове он пишет, что существуют душевные и телесные страсти. Они различны и находятся в постоянной борьбе.
Телесные страсти исходят от удовлетворения тела человека. Телесных страстей четыре – сон, еда, защита и продолжение рода. Они нужны для удовлетворения душевных страстей, то есть для достижения человеком конечной цели жизни. Но большинство этого не знает или не хочет знать. Таким образом, в наше время наступила эпоха цивилизации, ориентированная на телесные страсти, а душевные страсти забыты. Поэтому, по мнению большинства, цивилизация – это образ жизни, основанный на научно-технических достижениях, то есть направленный на удовлетворение телесных страстей. Душевные страсти – вторая цель. Телесные страсти ставятся выше душевных, и все действия, направленные на удовлетворение телесных страстей, воспринимаются как достижения. Эти достижения присущи всем живым существам – животным и людям, – которые продолжают жизнь материального мира. Но Абай в своем «Слове назидания» доказывает, что человек отличается от животных, что он создан выше животных. В чем это превосходство? Это превосходство – в возможности человека отдаться душевным страстям и встать на путь духовного возрождения. Только воспользовавшись этой возможностью, можно стать человеком. А тех, кто не умеет ею воспользоваться, Абай сравнивает с животными, называя их «получеловеком» или «дикими зверями в степи»!? Для правильного использования этой возможности человеку даны особый разум и воля. К сожалению, люди используют эту волю для своих низменных желаний и совершают греховные поступки. Таким образом, преобладание низменных желаний нарушает гармонию мира. Например, каждый любит мягкую постель во сне, а если это большой дворец, то еще лучше. Еда должна быть не простой, а изысканной и обильной. Для защиты они создают всевозможные виды оружия и усложняют его. Стремление к продолжению рода выходит за рамки и превращается в похоть, блуд. Все это признаки забвения душевных страстей и отда