Кюй — это безграничное искусство. У кюя есть свои слушатели, ценители, которые понимают и ценят его душой, и их кругозор постоянно расширяется.
Кюй — это наша культура и история. Поэтому в наше время долг кюйши — передать это духовное богатство молодому поколению.
Имена выдающихся талантов, ставших легендами в казахской традиции кюйши, навечно останутся вписанными золотыми буквами на страницах истории.
В целом, простой слушатель сегодня думает: «Я не очень понимаю искусство кюя, что говорит домбра, что она хочет сказать?» Конечно, это искусство не является картиной, которую можно увидеть, не песней и не стихом со словами. В настоящее время кюй редко транслируется по телевидению и радио, поэтому чувствуется, что слушатели и зрители отдаляются от этого искусства. Ведь нынешний период можно назвать расцветом эстрадной музыки.
Сегодня возникает много вопросов: «Что такое искусство кюя? Что кюй может дать человеку? В чем смысл искусства кюя, какова внутренняя природа кюйши?»
Искусство кюя — это прошлое и настоящее истории. Можно сказать, что искусство кюя регулирует традиции и общественную жизнь. Как сказал известный жырау, заслуженный деятель Казахстана Алмас Алматов: «Когда не было возможности говорить словами, все мысли устремлялись в горло инструмента». Поэтому кюй способен передать быт, историю, судьбу народа. В наше время, когда мы не можем отличить добро от зла, мы должны воспитывать нашу молодежь в духе патриотизма, давать им слушать наши песни, полные любви, и слушать кюи, свидетельствующие об истории казахов. Только тогда мы сможем вечно существовать как нация.
Сколько народов на земле сегодня не могут обрести свою независимость. А мы обрели свою суверенность, наш язык стал государственным, наши границы очерчены, наша столица заняла свое почетное место в сердце Сарыарки. Поэтому наша главная обязанность — не уронить престиж нашего национального искусства.
Казахский народ почитал искусство кюя как святыню и особо уважал своих кюйши. В целом, можно сказать, что развитие искусства кюя приходится на XVIII-XX века. Всем нам известно, что наш уважаемый Акселеу Сейдимбек написал много трудов о кюе. Можно упомянуть такие его работы, как «Күй-шежіресі», «Қазақтың күй өнері» и другие.
В народной мудрости названия «тік күй», «қоңыр күй», «бойлаулық күй» не часто используются в школах кюйши; названия «қоңыр күй», «тік күй» и «бойлауық күй» определяют мелодический строй каждого отдельного кюя, например, «қоңыр күй» основаны на философских размышлениях и чаще всего заставляют задуматься о смысле жизни.
По последним данным, ученым-исследователям известно около пяти-шести тысяч казахских кюев. Конечно, с каждым из этих пяти-шести тысяч кюев связано столько же легенд и рассказов. Поэтому необходимо рассматривать кюй и легенду о кюе неразрывно. Ученый-исследователь А. Маргулан делит исторические периоды кюя на пять этапов:
Первый этап охватывает период с VIII-V веков до нашей эры и VI век нашей эры. К этому периоду относятся кюи, посвященные фантастическим темам среди кочевников Великой Евразийской степи до распространения ислама. Например, можно назвать такие кюи, как «Қос мүйізді Ескендір», «Көк төбет», «Аққу». Любой из них уносит нас в далекие времена не только своими древними мелодиями, но и сопровождающими их легендами.
Второй этап — кюи огузо-кыпчакского периода (VI-XII вв.). К этому периоду относятся мелодии Коркыт-аты, такие как «Абыз толғауы», «Саймақтың сары өзені», «Малжыңгер». Основные темы, характерные для кюев этого периода, — смысл жизни, вечность счастья (поиск Коркытом вечной жизни). Кюи, дошедшие до нас из огузо-кыпчакского периода, уточняют генезис нашего духовного наследия своей исторической достоверностью легенд и биографией такого исторического деятеля, как Коркыт.
Третий этап — кюи ногайлинского периода (XIII-XVI вв.). Объединение родов и племен на казахской земле после смуты огузо-кыпчакского времени, возникновение такого государства, как Золотая Орда, совпадают с этими периодами. Более того, это время, когда степные роды и племена, разделившие свою историческую судьбу в предыдущие века, создали политический союз и начали выходить на историческую арену под значимым этническим названием «Казак».
К категории музыкальных произведений, созданных в ногайлинский период, наряду с народными кюями, такими как «Жошы ханның жортуылы», «Шора батыр», «Қамбар күйі», можно отнести кюи Кетбуги «Ақсақ құлан», Асана Кайгы «Ел айрылған», Казтугана «Сағыныш». Эти кюи своим напряженным динамизмом мелодий, сопровождающими их легендами и появлением исторических личностей ярко отражают политическую, социальную, культурную и духовную жизнь того времени.
Четвертый этап — кюи времен джунгарских нашествий (XVII-XVIII вв.). Начиная с первой половины XVII века, соперничество между казахами и ойратскими феодалами переросло в двухвековую бесконечную вражду и битвы между этими двумя народами. Кюи этого периода привлекают своей буйной натурой, связью с историческими событиями, документальностью, отражающей жизнь и деятельность конкретных личностей. Среди музыкальных произведений этого периода можно назвать песню «Елім – ай», кюи «Қаратаудың шертпесі», «Қалмақ биі», «Бел асар», «Абылайдың қара жорғасы», «Кеңес» и другие. Типологическим свойством кюев этого периода можно назвать этическое спокойствие и глубину.
Пятый этап — кюи, созданные в XVIII-XIX веках и в начале XX века. Следует особо отметить, что в духовном наследии этого периода ярко выражен политико-социальный мотив. Особенно ярко в нашем духовном наследии, в том числе в песнях и кюях, отражается отношение, настроение народа, лишенного национальной независимости, к ханам и султанам, богачам и царям, увеличение социального неравенства. Вероятно, поэтому музыкальное наследие казахов этого периода отличается особой многочисленностью, разнообразием тем и высоким профессиональным уровнем мелодий. В этот период такие выдающиеся кюйши, как Байжигит, Богда, Курмангазы, Таттимбет, Даулеткерей, Тока, Икылас, Казангап, Сейтек, окончательно утвердили национальный язык казахской музыки и подняли его до уровня духовного феномена общечеловеческого значения.
Народное искусство кюя, как один из древнейших видов искусства, занимает особое место в истории духовной культуры каждого народа, в его нравственном и эстетическом воспитании. Вы можете воспитывать ребенка, даже не слушая и не зная кюя, не играя на домбре, а просто обращая внимание на название кюя и делая обзор. Например:
НАРОДНЫЙ КЮЙ «КЕНЕС»
В старину у каждого аула был свой совет. Старейшины аула периодически собирались и сообщали о новостях, происходящих в стране. Воспитание молодежи, социальные вопросы, семейные дела были актуальными темами для обсуждения на совете.
КЮЙ КУРМАНГАЗЫ «АМАН БОЛ ШЕШЕМ, АМАН БОЛ»
Можно сказать, что кюйши посвятил свой кюй не только своей матери, но и всем матерям в белых платках. Как говорится, «Ключ к раю под ногами матери», обращая внимание на название кюя, он учит уважать и почитать мать.
КЮЙ КУРМАНГАЗЫ «КЫЗЫЛ КАЙЫН»
Курмангазы, убегая из тюрьмы, увидел красную березу. Он спрятался под деревом. Преследователи прошли мимо, не заметив его. Благополучно вернувшись домой, он сочинил кюй «Кызыл кайын». В этом кюе Курмангазы хотел сказать: «Великая казахская земля и природа спасли меня от русских преследователей».
КЮЙ ТОЛЕГЕНА МОМБЕКОВА «САЛТАНАТ»
Жена Толегена Момбекова умерла, оставив после себя 5 детей. Однажды Толеген ага вернулся с работы и увидел, что его сын Кайрат плачет, обидев дочь Салтанат. Салтанат, спустя годы, не забыв умершую мать, сидела и плакала, говоря: «Я расскажу маме». Утешая дочь, он тоже заплакал, говоря: «Что я могу сделать, душа моя». Затем он взял домбру и начал играть. На следующее утро родился новый кюй. Он назвал кюй «Салтанат» в утешение дочери.
Вот через это мы видим такую силу кюя.
Великий казахский поэт Абай воспевал: «Входя в слух, заполняет тело, прекрасная песня и сладкий кюй». Многие поколения казахов выросли, питаясь богатым наследием великих кюйши, хранителей нашего драгоценного искусства, таких как Курмангазы, Даулеткерей, Байжигит, Таттимбет, Казангап, Сугир, Тока, Абыл.
Кюй — это самое священное и почитаемое, мелодичное и прекрасное искусство, которое существует вместе с нашим народом с древних времен до наших дней. В рамках государственной программы «Мәдени мұра» (Культурное наследие), направленной на изучение и систематизацию истории национального искусства и его использование для молодого поколения, а также на его популяризацию на мировом уровне, было реализовано множество проектов. Одним из примеров является презентация антологии «1000 казахских традиционных кюев» в Президентском культурном центре в Астане в 2010 году. Эту антологию представил тогдашний министр М.А. Кул-Мухаммед. Антология включает в себя драгоценное наследие нашего народа. Конечно, это лишь один пример.
Наше могучее и священное искусство развивается год от года. Е. Брусиловский умело использовал наш кюй в оперных произведениях. Это показывает, что казахские песни и кюи, если их использовать должным образом, сочетаются с любым произведением, придавая ему красоту и величие. Мы называем оперу вершиной искусства. В опере Е. Брусиловского «Қыз Жібек» было использовано 24-26 песен и кюев, а в опере Мукана Толебаева «Біржан Сара» были красиво использованы мотивы Сокыра Есжана. Когда я использовал «Дайрабай» в своей опере «Қамар сұлу», это придало ей современный вид и сразу привлекло внимание публики. Постепенно она достигла мирового уровня, зазвучала на инструментах других народов, расширяя горизонты души. Сейчас многие наши молодые люди уезжают за границу и популяризируют наше традиционное искусство. Например, этно-рок группа «Ұлытау», этно-фольклорный ансамбль «Тұран», а также студенты таких учебных заведений, как консерватория и университет искусств, работающие на этом пути, представляют наше традиционное искусство.
Казахский кюй живет вместе с казахами и в радости, и в горе, и вместе с нашим народом вступил в свободную эпоху, как свободное искусство. Среди всех искусств кюй занимает высокое положение, его дух высок. Кюй будет вечно воспевать дух нашего народа, создавшего суверенное государство. Ведь кюй — это наше самое драгоценное, самое могущественное, самое величественное национальное достояние, наш национальный код, вершина нашей национальной культуры. Следовательно, наши жемчужины-кюи, несомненно, будут стоять во главе современной казахстанской культуры в мире!
С.Р. Жанбобеков