Необходимо сразу сказать, что борьба с религиозным экстремизмом не должна восприниматься как борьба с верующими. Также считаю неуместным отдалять религию от общества в условиях, когда более 70 процентов населения страны составляют мусульмане, а молодежь массово обращается к религии. Напротив, в цивилизованных странах религия в основном сформировалась как один из основных принципов общества. Религия занимала особое место и в традиционном казахском обществе. Например, стихотворение Ыбырая Алтынсарина, заложившего основу казахской педагогики, «Кел, балалар, оқылық!» («Приходите, дети, учиться!») пробудило сознание многих казахских детей и призвало к науке и образованию. Сам факт того, что эта строка начинается со слов «Бір Аллаға сыйынып» («Поклоняясь единому Аллаху»), а продолжается «Кел, балалар оқылық!», как бы указывает на истину.
Просветитель-педагог в 1883 году написал учебник «Мұсылманшылдықтың тұтқасы» («Основы мусульманства»), внеся значительный вклад в воспитание казахских детей в духе благочестия и освоение ими принципов мусульманской религии. В формировании исламской традиционной школы просвещения также оставили неизгладимое духовное наследие мыслители нашей нации, крупные богословы – Абай Кунанбайулы, Машхур Жусуп Копейулы, Шакарим Кудайбердиулы.
К счастью, сегодня мы находимся в процессе возрождения наследия этих предков. В своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Первый Президент Нурсултан Назарбаев отметил: «Мы должны сформировать религиозное сознание, соответствующее традициям и культурным нормам страны». Также есть слова Елбасы: «Мы не должны забывать, что мы – тюрки по происхождению, а по вере – Ислам. Для этого мы не должны забывать пропагандировать священную книгу – Коран. Сохранение нашей религии, нашего языка – это сохранение нашей национальности, нашей государственности». Аналогично, новая инициатива Духовного управления мусульман Казахстана по возрождению роли религиозной школы, соответствующей нашим традициям, естеству и религиозному пути, несомненно, является благородным шагом для будущего казахского мусульманства. О проделанной работе в этом направлении подробно говорится в книге председателя Духовного управления мусульман Казахстана, главного муфтия Серикбая кажы Ораза «Ислам на земле Великой степи».
Действительно, как мы видим, Духовное управление, считающееся очагом мусульман Казахстана, сегодня вступило на новую ступень развития и работает в соответствии с веяниями времени. За последние четыре года, с момента переезда в столицу, были реализованы масштабные проекты, налажена подготовка специалистов по обучению исламу, принята Концепция развития образования Духовного управления до 2020 года, разработаны типовые учебные программы по 32 религиозным предметам в медресе, подведомственных ДУМК, в соответствии с новой Концепцией медресе в Сарыагаше, Шымкенте, Алматы, Актобе получили статус колледжей, количество мечетей в стране приблизилось к 3000, тогда как в первые годы независимости их было 63, в девяти медресе-колледжах обучаются 1717 студентов, а также действуют постоянные курсы религиозной грамотности при центральных мечетях областей, городов и районов. Прошлый 2018 год был объявлен «Годом ислама и семьи», и было реализовано множество благородных дел. В частности, при областных и городских мечетях были открыты специальные центры семейного консультирования, вышел сборник книг «Моя семья», в результате усердной работы служителей ДУМК 518 человек обратились к традиционной религии. В начале года в священном Туркестане прошла конференция «Ислам и цивилизация Великой степи», а в марте муфтият организовал первый в столице Форум мусульманских ученых Евразии. В Туркестане открылся специальный офис муфтията, а ДУМК переехало в новое четырехэтажное здание в столице, имеющее собственную библиотеку, актовый зал, спортзал, молельную комнату и компьютерный класс.
Одним словом, Духовному управлению мусульман Казахстана, обладающему таким потенциалом, несомненно, будет выгодно сотрудничать с соответствующими образовательными и воспитательными учреждениями и проводить конкретную работу по воспитанию молодежи в духе благочестия. И еще стоит помнить следующее. В 719 местах Священного Корана говорится о науке и образовании. То есть, Ислам – это не просто религия, а великая цивилизация, религия, основанная на науке и образовании. Поэтому, если мы достигнем общественной жизни, стремящейся к справедливости на основе благочестия и заинтересованной в соблюдении идеалов справедливости, мы можем считать, что наша мечта сбылась. Недаром великий мыслитель, ученый и поэт Жусуп Баласагын предостерегал: «Страна, где молодежь благочестива, имеет великое будущее».
У каждого народа есть свои особо почитаемые качества. Для казахского народа это – благочестие, человечность. С давних времен старики благословляли молодых, говоря: «Будь благочестивым, благословенным». То есть, они ставили благочестие выше благословения, богатства, внушали это в детское сознание. А тех, кто нарушал порядок, ругали: «Какой же ты нечестивый». В те времена это было самым страшным проклятием. В понимании нашего народа слово «иман» (благочестие) наряду со значением веры охватывало понятия всех благородных качеств (стыд, честь, терпение, щедрость, правдивость, честность, милосердие, скромность и т.д.). Из слов и дел мудрых предков веяло благочестием.
По словам наших предков, благочестие должно обитать в сердце человека и храниться в груди. В противном случае отвратительные привычки могут завладеть им и увести его на ложный путь. Конечно, перечислять одни только плохие качества, подобные пожару, тяжело. Однако ясно, что от них не уйти. Абай насчитал пятнадцать видов плохих качеств, присущих казахам. Нынешние ученые, кажется, доводят их число до тридцати.
Да, в повседневной жизни действительно проявляются различные негативные поступки. О них говорят, пишут и показывают. Например, всем нам известно, что высокопоставленные лица совершают преступления и предстают перед судом. Те, кто обманывал многих людей, занимаясь мошенничеством, те, кто, опьяненный властью, нарушает закон и пытается обогнать ветер, те, кто, используя связи, получает «жирные куски» и заботится только о своем положении, те, кто вместо решения дела по существу, тянет время и утомляет людей, люди, у которых хитрость преобладает над разумом, а коварство – над способностями, ряды послушных рабов, готовых пожирать свою долю, не уменьшаются. Распространяются похоть, сребролюбие, жестокость, а также угодничество, показуха, лицемерие. Коррупция, принуждение нуждающихся людей к даче взятки для решения личных проблем, притеснение беспомощных не прекращаются. Еще один недостаток, который чернит нацию, – это перекладывание вины на других, даже если мы понимаем свою ошибку, или поиск врага и борьба с ним. Также, как сказал мудрец Абай: «Нет славы без мошенничества, нет богатства без подлости», число людей, готовых продать все ради того, чтобы стать начальником, пока не уменьшается. Достаточно граждан, которые полностью заменили понятие «польза для народа» понятием «личная польза».
Конечно, в этом контексте многие проблемы, очевидно, связаны с чистотой сознания, внутреннего мира, совести каждого человека, и, самое главное, с его благочестием. Если стыд – это источник добра, а стремление к добру и отвращение от зла – это ценность, присущая человеческой природе, то ясно, что все проблемы сводятся к воспитанию. Недаром один из выдающихся представителей нашего народа, Жусупбек Аймауытов, в своей статье «Воспитание» писал: «Кто сделал римский народ знаменитым, сильным? Воспитание. Кто сделал Александра мудрым правителем? Воспитание Аристотеля. Кто сделал Нерона тираном? Ошибочное воспитание философа Сенеки. Откуда у немецкого народа национализм, единство? Сила воспитания. Вот доказательство того, что воспитание – это великая наука, и именно воспитание портит и исправляет человека».
Духовные ценности человек начинает усваивать с юных лет. В этот момент вспоминается детство. Мы выросли на казахской земле, пропитанной солнцем и запахом полыни. Старики, учителя, хоть и не имели высшего образования, обладали мудростью и жизненным опытом, превосходящими эту грамотность. Эта мудрость оберегала нас. Например, мои родители, пережившие в своей нелегкой судьбе тяготы жизни и повидавшие и хорошее, и плохое, стремились привить нам благородные качества человечности. Позже я заметил, что действия обычных людей, которые не всегда бросаются в глаза, на самом деле являются образцом высокой нравственности, и я убедился в этом неоднократно. Мне до сих пор памятно, как в середине 60-х годов прошлого века нам нужно было отправлять прессованное сено в специальных вагонах по железной дороге в другие регинеоны. Для этой работы было привлечено немало людей, а в качестве оплаты было назначено это сено (по условиям, количество сена, которое должно было быть выдано, зависело от количества загруженных вагонов). Как и везде, были разные люди. Некоторые, подталкивая только верхний слой сена, прибегали к хитрости, чтобы получить лишнее сено. Мой отец пресекал наши попытки заняться подобными делами, а сам плотно утрамбовывал вагоны до краев. Его слова тогда: «Если обманешь кого-то, будешь в грехе, нет греха страшнее. Можно обмануть человека, но Аллаха не обманешь!» – навсегда остались в моей памяти. Я считаю, что это слово отца, укоренившееся в глубине сердца, является силой, которая сейчас поддерживает меня в трудные времена, не давая пасть духом, и не давая возгордиться в радости.
В конечном итоге, что может быть лучше, чем жить по совести и трудиться на благо общества. В частности, если на ответственных постах будут благочестивые граждане, если власть будет в руках богобоязненных людей, то коррупционеры, которые постоянно попадают в ловушку, наполняя «свой карман» за счет «кармана страны», и взяточники, не сумевшие обуздать свою похоть, резко сократятся. В связи с этим, стоит упомянуть небольшой эпизод из воспоминаний о Макене Торегельдине, который 16 лет бессменно руководил Жездинским районом бывшей Жезказганской области, и после выхода на пенсию организовал в небольшом поселке Жезды музей истории горного и плавильного дела, не имеющий аналогов в странах СНГ – дело, на которое способны только люди с выдающимися способностями или совестью.
Эту историю рассказал покойный Баттал Мукышулы, аким Улытауского района Карагандинской области: «Весной 2003 года мы готовились отпраздновать 80-летие нашего уважаемого аксакала всем районом. Когда я в начале апреля был дома у Макена, он поручил мне передать пригласительные билеты на его 80-летний юбилей руководителям корпорации «Казахмыс» Ким Владимиру Сергеевичу и Юн Руслану Борисовичу. На следующий день, когда Владимир Ким был в командировке, я передал пригласительные билеты Руслану Борисовичу. Он сказал мне: «Давайте сделаем Макен ага хороший подарок на его 80-летие. Если корпорация подарит ему автомобиль «Джип» или хороший коттедж в городе Жезказган, что он предпочтет, узнай и сообщи мне». Я передал это сообщение Макена, на что он ответил: «Передай привет своему другу Руслану, у меня есть и автомобиль, и дом. Экспонаты музея лежат под открытым небом, пусть это будет крышей для них». Когда я передал слова аксакала Руслану, он посмотрел на меня и сказал: «Баттал, мы должны брать пример с таких людей. Мы выполним его просьбу».
Вот после этого особенно понимаешь, что обязанность руководителя – служить своему народу. Если руководитель честен и чист, то и подчиненный будет трудиться с усердием, будет склонен приумножать доход, полученный честным трудом. То есть, главная задача Правительства – оказывать народу честные и безупречные услуги. Президент также часто напоминает об этом. Поэтому народ не имеет права ошибаться в правительстве, которому он доверил свою судьбу. Следовательно, тем, кто находится у власти, было бы полезно постоянно помнить слова деятеля Алаш Ахмета Байтурсынова: «Прежде всего, уважаемые люди страны, не ошибайтесь. Если вы ошибетесь, то и народ, идущий за вами, ошибится». Также, в пословице «Если ты великий, будь малым» есть философский смысл. К сожалению, наши граждане не могут придерживаться этих слов до конца своей жизни, даже если они обладают достоинствами.
Безусловно, характер человека, его взгляд на жизнь напрямую связаны со средой, в которой он вырос. Никто не рождается с плохим характером и враждебным взглядом. В младенчестве все чисто. Хаким Абай в одном из своих изречений высказал глубокую мысль: «Время воспитывает человека, и если кто-то стал плохим, то виноваты все его современники». Следовательно, мы все виноваты в порочных, пагубных делах, встречающихся в обществе. Поэтому, если мы все как один примем участие в делах, развивающих ум, умножающих знания и навыки, углубляющих сострадание, милосердие и благочестие, мы, несомненно, уменьшим совершенные ошибки. Как говорится, «что видишь в гнезде, то и покажешь в полете», эти работы должны начинаться, прежде всего, с правильной организации семейного воспитания. В связи с этим, тот факт, что национальный конкурс «Мерейлі отбасы» (Благословенная семья), направленный на повышение ответственности родителей в воспитании детей, возрождение благородных ценностей, распространение положительного примера семьи и брака, повышение статуса семьи, с каждым годом набирает обороты, вселяет утешение и большую надежду.
На самом деле, плохих людей не бывает, есть только люди с больным духом (то есть, люди, к которым с возрастом прилипли плохие качества). Поэтому мы должны проводить внутри себя влиятельную работу по формированию и развитию религии и нравов, языка и культуры, проявлению духовного сознательного подхода и различению добра и зла. Как сказал турецкий мыслитель Мауляна Руми: «Что такое справедливость? Поливать цветок. Что такое зло? Поливать колючку», мы должны неустанно трудиться ради воспитания поколения, обладающего благочестием, воспитанностью, образованностью, уважением и человечностью. Поэтому, помимо семьи, детские сады, школы, университеты, библиотеки должны стать золотой колыбелью для привития молодому поколению национального духовного воспитания и проведения соответствующей воспитательной работы. Особое место в воспитании благочестивого сына и скромной дочери занимают религиозные учреждения. Однако, к сожалению, эти возможности используются не в полной мере. Как бы то ни было, мы, прожившие 70 лет в безрелигиозном обществе, все еще не можем избавиться от оков жестких принципов и суровых мер по отношению к исламу.
Кенжеболат Жолдыбай,
политолог