В район Бөкей ордасы в областной музей Ханская ставка были переданы восстановленные версии печатей хана Бокея (1812-1815) и султана Шыгая (1816-1824), сообщает корреспондент КазАқпарат.
Эта работа была реализована в рамках целевого проекта КазНУ им. аль-Фараби «История и культура Великого Шелкового пути» (руководитель – профессор Талас Омарбеков).
Работой по музейной научной атрибуции и реконструкции печатей руководила профессор этого университета, этнограф-ученый Тәттігүл Қартаева.
По словам Тәттігүл Ерсайынқызы, печать является важным доказательством, свидетельствующим об истории государственности, указах ханов, переписке.
В отличие от печатей байев, тарханов, старшин, печати ханов и султанов были изготовлены из серебра, имели плоские бока и заострялись кверху. Они заканчивались словами «заверил своей печатью». Слова «красное золото» в строках «Дал я письмо, заверенное печатью, с золотым кольцом в руке» указывают на золото, нанесенное или покрытое на серебряную поверхность.
Хан Бокей на своей печати, которой он пользовался будучи султаном до 1812 года, нанес орнамент бесконечности. После восшествия на ханский престол на его печати был изображен орнамент в виде ветви с распускающимися листьями. Султан Шыгай, хотя и не имел официального титула хана, почитался народом как хан. На печати, которой он пользовался в годы правления, был изображен орнамент в виде звезды. Печати ханов и султанов отличались друг от друга орнаментом на щитке и надписью.
Печати ханов были воссозданы заслуженным деятелем Казахстана, старшим преподавателем кафедры декоративно-прикладного искусства Национальной академии искусств им. Т. Жургенова, ювелиром-реставратором Естаем Даубаевым.
Восстановление печатей ханов основывалось на архивных документах, письменных источниках (Абу-л-Фазл Байхаки, И. Казанцев и др.), научных исследованиях ученых (И.В. Ерофеева, Н. Алимбай, Е.Ш. Шаймерденов, К. Омарханов, В.Л. Янин и др.), фольклорных данных, легендах о печатях Чингисхана, пророка Сулеймана (позднее царя Соломона). Были заново исследованы археологические печати. Ранее были переработаны печати ханов Абылая и Жангира.
По мнению профессора, все виды печатей в виде колец изготавливались ювелирами. Традиционные методы, используемые в технологии изготовления колец-печатей, такие как литье, зернь, скань, накладка серебра на серебряную поверхность, ковка, чернение, идентичны методам изготовления декоративных серебряных колец. Особенностью является наличие официальных надписей и рельефов, определяющих его статус как печати, должностное содержание. Если на поверхности кольца-печати не устанавливался камень, а оно было изготовлено только из металла, то на его поверхности наносились надписи, орнаменты, клейма. Содержание надписи состояло из специального клейма, подтверждающего происхождение его владельца, знака должности по желанию заказчика, названия государства, имени и фамилии владельца. Печати были изготовлены из серебра 925 пробы с использованием методов накладки серебра на старинное серебро, гравировки, чернения.
«Изучив имеющиеся сегодня данные, мы пришли к выводу, что ханы и султаны казахов, хотя и изготавливали печати в виде колец, не носили их на пальцах, а при удостоверении документов прикладывали к тубусу, надевая на палец «обратным» способом, то есть острием вверх (наоборот, чем носится кольцо с орлом) или держа тубус рукой. Мы пришли к выводу, что изображение печати ханов и султанов соответствовало изображению на знамени главы ханской дружины.
А чернила для печати покупались у купцов или изготавливались вручную естественным путем. По фольклорным данным, естественные чернила для печати получали путем обжаривания пшеницы и проса и получения золы и сажи», — говорит ученый.