Религиозное обновление после обретения независимости и обращение большинства населения к исламу породили большой спрос на нашу традиционную религию. Прекращение подготовки религиозных специалистов в советский период и, соответственно, нехватка необходимых кадров стали одной из основных причин притока в страну иностранных исламских специалистов и проповедников других национальностей и убеждений. Среди таких проповедников были представители радикальных, экстремистских течений («Хизбут Тахрир», «Таблиги Джамаат», ваххабиты и др.).
В специальных учебниках религиозный экстремизм определяется как «проповедь нетерпимости к представителям других конфессий и неверующим, рассмотрение, оценка других религий в рамках конкретного религиозного учения. В большинстве случаев религиозный экстремизм не связан с религией, а является вредоносной деятельностью, прикрывающейся принципами конкретной религии, для достижения политических или иных целей». Исходя из характеристик, приведенных в этом определении, можно оценить позиции вышеупомянутых нетрадиционных религиозных течений как экстремистские. Регионы распространения таких течений в нашей стране также различны. По мнению экспертов, экстремистские течения, призывающие к джихаду, широко распространены в западных регионах страны. Они объясняют этот процесс экономическим потенциалом западного региона, то есть интересом к нефтяному сырью (были выявлены факты кражи нефти из нефтепроводов членами указанных групп), соседством с Россией, особенно с Астраханской областью, где действует экстремистская группа «мировой джихад», а также неосведомленностью населения о традиционных исламских принципах.
В целом можно выделить несколько предпосылок, способствующих распространению религиозного экстремизма в любом регионе (по Казахстану). Прежде всего, это религиозная неграмотность. Неполное понимание религии является основным проявлением религиозной неграмотности. Здесь актуальным является разделение Абаем имана на «якини» и «таклиди». Первое – это истинная вера, основанная на познании и разумных доказательствах. Второе – «слепая вера, вытекающая из невежества, когда человек ничего не знает, ни о чем не думает, следует словам религиозных деятелей и говорит: «куда все, туда и я» – это проявление религиозной неграмотности, присущее современному обществу, и причина религиозной радикализации.
Подражание других, стремление стать членом определенной группы среди населения, особенно молодежи, приводит к религиозности, основанной на слепой вере. Такая слепая вера является предпосылкой религиозного фундаментализма и, соответственно, религиозного фанатизма. Фундаменталистское настроение – это путь к экстремизму, поскольку в экстремистском понимании только собственная религиозная позиция считается самой истинной, правильной и чистой. Соответственно, возникает нетерпимость и давление на представителей других религий. Такая позиция приводит к попыткам максимально распространить свои убеждения, взгляды, при необходимости – навязать их силой. В этом случае возникают проявления терроризма на религиозной почве и его печальные последствия.
Свободный доступ к сайтам, распространяющим экстремистские идеи в интернет-пространстве, также является одной из важных причин. Такие сайты можно разделить на две категории. Например, некоторые сайты стремятся представить весь мир как врага мусульман, открыто показывая информацию о притеснении мусульман, особенно в США, Европе, Израиле, изображения окровавленных людей и видеоматериалы. Также на сайте распространяются проповеди различных шейхов в видеоформате. В проповедях убедительно доказывается, что светская власть чужда исламу, а правители таких государств, религиозные деятели являются «отступниками от веры», и призывается не подчиняться им. Такая информация вызывает у людей с низким уровнем образования, считающих себя мусульманами, мысли о спасении угнетенных мусульман, участии в создании государства типа халифата, и, при необходимости, о самопожертвовании. Они укрепляют свои мысли хадисами и аятами о джихаде и шахаде, представленными на сайте, и превращают их в неизменную позицию, жизненную цель.
Следующие сайты не призывают человека сразу к вооруженному джихаду и свержению светской власти. Они не выражают критических мнений о светской власти или представителях других религий. Внешнее оформление таких сайтов может представляться как информационный портал, посвященный только исламу. Их основная цель начинается с разрушения традиционной религии, сформировавшейся в государстве на протяжении веков. Например, на сайте «http://uraza.kz/» была размещена информация о запрете нарушения поста в месяц Рамадан: «Ученые единодушно согласились, что человек, отказывающийся поститься и не признающий его обязательность, является кафиром (неверующим)». Это противоречит традиционному для казахской земли мазхабу Ханафи, где неудержание поста не выводит из религии. Аналогично, сайты, выносящие фетвы о «многобожии» в отношении таких традиций, как беташар, салем салу и т. д., вызывают раскол в религиозной среде и подталкивают к религиозному фундаментализму.
Общий лозунг данных сайтов: «Таухид – это цель, а джихад – путь к ее достижению», «джихад – личная обязанность каждого». Эта мысль активно распространяется и навязывается, открыто или скрытно. В результате в обществе стали появляться люди, носящие арабскую национальную одежду и приходящие в мечеть с наушниками в ушах. Увеличилось число погибших на джихаде в других странах и заключенных в тюрьму за распространение экстремистских идей в своей стране.
Наряду с влиянием экстремистских сайтов в интернете, вызывает беспокойство тот факт, что через проповеди псевдошейхов и псевдоученых, получивших религиозное образование за рубежом, в общинах, состоящих из «ахи» и «ухти» или «братьев» и «сестер», отравляется сознание многих людей, и подрастает новое поколение, которое является не казахами, а только мусульманами, не впитывая традиции и культуру.
Поэтому решение такой проблемы станет залогом сохранения облика нации. История показала, что стабильность целых государств была подорвана из-за разделения нации на основе религиозных убеждений. Предотвращение данной проблемы – неотложная мера. В этом направлении были пересмотрены и дополнены законы, созданы специализированные центры. Усилена информационно-разъяснительная работа. Однако, несомненно, самым важным шагом в борьбе с религиозным экстремизмом является религиозная грамотность. Для того чтобы быть религиозно грамотным, не обязательно заканчивать определенные религиозные курсы. Религиозная грамотность складывается из осведомленности о национальном истории, традициях, а также о мировых тенденциях. Любовь к своей Родине, следование традициям, почитание истории – это одна из сторон религиозной грамотности. Ведь любой, кто углубится в казахскую историю, увидит, что в казахском народе не было случаев завоевания других стран, унижения других наций и религий. Также не требуется особой грамотности, чтобы заметить, что национальные традиции не противоречат исламским нормам, а даже гармонируют с ними.
Религиозная грамотность, как знание о религии, должна стать составной частью общей грамотности. Человек, который знает историю, учение, систему ценностей всех мировых, традиционных, новообразованных религиозных течений и умеет отличать ложные религии и признаки экстремистских групп, формирует «информационный иммунитет» против радикальных идей. В этом плане курс «Религиоведение» становится актуальным как основное средство формирования религиозной грамотности среди молодежи. Данный предмет, преподаваемый в средних школах с 2009 года, в настоящее время нуждается в обновлении и дополнении. Ведь религиозная ситуация в настоящее время усложнилась. Соответственно, учебник по предмету «Религиоведение» должен быть дополнен сложным разделом о религиозном экстремизме, его признаках, проявлениях в интернете, наряду с объективной информацией о мировых религиях и нетрадиционных религиозных течениях. Необходимо разработать методические пособия для учителей, преподающих данный предмет, и организовать курсы повышения квалификации. На таких курсах специалисты будут предоставлять учителям информацию о природе, предпосылках экстремизма и обучать методам выявления и сравнения экстремистских сайтов. Эта мера повысит готовность учителей к работе с учащимися.
Знания о религии должны продолжаться не только в стенах школы, но и в средних специальных и высших учебных заведениях. Важно следить за тем, чтобы курс религиоведения среди студентов не оставался в ряду трудно воспринимаемых, ненужных курсов, изучаемых только ради оценки. В связи с этим, для воспитания духовно-интеллектуальной молодежи необходимо создание клубов по интересам в области религиоведения в качестве приложения к курсу религиоведения. Здесь студенты, интересующиеся вопросами религии, будут заниматься такими актуальными проблемами, как укрепление межрелигиозного диалога, повышение религиозной грамотности, профилактика религиозного экстремизма и терроризма, формирование собственного мнения по ним и разработка проектов программ их решения. Члены клуба также смогут вносить свои предложения по дополнению и улучшению учебной программы по религиоведению. Все это сделает познание религии более интересным и простым. Любой человек, обладающий знаниями о религии и грамотный, правильно выберет свой духовный ориентир, с уважением отнесется к религиозным убеждениям, национальным и языковым особенностям других. То есть, внеся свой вклад в сохранение и передачу межрелигиозного согласия и мира, сложившегося в Казахстане, будущему поколению, в свою очередь, свободные и с интересом накопленные знания и опыт станут залогом неуклонного движения по жизненным путям.
Г. Токтарова,
Международный центр культур и религий,
Начальник отдела мониторинга СМИ