«Мы народ, выросший в седле, мчащемся веками,
Мы сравнивали наши копья с молниями.
Мы равны бурям степей,
Мы неслись от Алтая до Белой реки.
Мы сражались семьсот лет с семью народами,
История, скажи сама, кому мы уступали?» – как писал поэт Калижан Бекхожин, наши предки, понимавшие все без слов, считавшие своим другом коня, который понимает тебя по взгляду, совершали чудесные подвиги в конных войсках во времена войн и в огненные годы Великой Отечественной войны, не подпускали врага к берегам своей земли, не оставляли свой народ под гнётом врага, жертвовали жизнью ради чести, рождались сыновьями, верными своей земле, и становились опорой народа, – все они в долгу перед своим верным спутником – тулпаром. Великий казахской поэзии Илияс Жансугуров так проникновенно воспел в своем стихотворении, что казах и лошадь – это единое понятие: «Лошадь зажгла огонь в душе нашего народа, Взгляд, не достигший лошади, был завистлив. Если сядешь – конь, если выпьешь – кумыс, если съешь – казы, Издревле казахский народ разводил лошадей. Мы – народ, который ценит коня выше трона, Наша конная скачка по степи была удивительна. Как может казахская душа не улететь, Видя, как лошади поднимают пыль на скаку».
Не зря говорят, что казах – это народ с характером лошади, духом огня и честью, подобной пламени, народ-батыр. «Пусть другие народы произошли от кого угодно, мне нет дела. Но наш казахский народ произошел от лошади, от тулпара», – как сказал писатель Аскар Сулейменов, для казаха, который вместе со своим спутником под седлом защищал бескрайние степи от врагов, вышел на арену истории верхом на коне, оставил свой след на бескрайних степях копытами тулпара, место лошади особенное. Во времена войн, когда у пояса дома была привязана лошадь, а копье стояло воткнутым, каждый джигит считал для себя позором идти на защиту родины пешком и отстать от своих товарищей. Тайбурыл Кобланды, Байшубар Алпамыса, Тарлан Ер Таргына, Актабан Исатая, которые вели в бой, не отставая ни на шаг, заняли прочное место в нашей исторической памяти, глубоко врезались в наше сознание. Для казаха лошадь – царь среди всех животных. Если другие животные созданы только для служения человеку, то лошадь – это крылья воина. В нашем богатом языке очень много понятий, связанных с лошадьми. Начиная с обряда «токымкагар» – праздника, отмечающего первое восхождение сына, который будет продолжать род, на коня, и до «аттулдау» – признака перехода человека из мира живых в мир иной, вся жизнь казахов связана с лошадьми, с коняшками. Великий Абай одним лишь изречением «Есть лошади и среди лошадей, которых называют казнат, есть и среди джигитов, которых называют азамат» точно определил высокое положение джигита. Само понятие «стал азаматом» мы часто выражаем как «оседлал коня». Успешного джигита мы называем «его конь опережает». Мысль о смене поколений передаем выражением «копыто жеребенка следует за копытом коня». Если детей и потомков уважаемого человека мы называем «копытами тулпара», то тех, кто вырос вместе, не разлучаясь, – «играющими, как жеребята», а ловкого и быстрого человека, хорошо знающего нрав лошади, – «играющим у уха лошади», а того, кто активно берется за дело и ставит четкие цели, – «крепко сжав гриву коня», а старых друзей и собеседников – «товарищами по стремени», то, говоря «казах обладает характером лошади», мы говорим о психологическом облике нашего народа. Использование выражений, связанных с лошадьми, при выражении своего отношения к другим и искренних пожеланий является закономерностью. Когда мы желаем успеха и удачи, мы говорим «пусть твоя подпруга будет крепкой», когда выражаем добрые пожелания, чтобы сын стал выдающимся человеком, – «пусть твой наездник будет похож на тебя», когда мы восхищаемся сильным, энергичным и способным человеком, мы говорим «рожден как скаковой конь», а когда любуемся стройным телом кого-то, мы говорим «с безупречными пропорциями жеребенка».
Не зря первая часть аналитической статьи «Семь граней Великой степи», вышедшей в продолжение программной статьи Главы государства Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», опубликованной 12 апреля 2017 года, называется «Культура верховой езды». «Раскопки, проведенные в поселении Ботай энеолита в северном регионе страны, доказали, что лошадь была впервые приручена на территории современного Казахстана», – отметил Елбасы, анализируя значение казната в жизни казахов и выделяя особенность лошади, он заключил: «Образ всадника-воина с копьем – это самый узнаваемый символ эпохи батыров, а также уникальный элемент «культурного кода» кочевого мира, сформировавшегося в связи с появлением конницы».
Памятники арийского, сакского, гуннского периодов (1-е тысячелетие до н.э. – 2 в. н.э.), встречающиеся во всех регионах Казахстана, свидетельствуют о том, что в древнем Казахстане лошадь не только приручалась, но и особо почиталась, став неотъемлемой частью обрядов. Арии, впервые в мире изобретшие двухколесные повозки, запрягали в них своих быстрых тулпаров и стали лучниками бескрайних степей. Саки с юных лет в совершенстве овладевали приемами верхового боя, даже дети и женщины, вызывая ужас у всех, кто их видел. «Они надевали на своих коней медные доспехи, – пишет древнегреческий историк Геродот, – а уздечки и поводья украшали золотом».
Известный исследователь, этнограф, ученый Ахмет Токтабай, глубоко изучающий тему лошадей, говорит, что в мире насчитывается 65 миллионов лошадей и более 250 пород лошадей. «Лошадь произошла с казахской земли. Это не просто слова. Доказательством тому служат кости лошадей, найденные в поселении Ботай в Кокшетауской области. В мировой археологии не было случая, чтобы из одного поселения было найдено сто тысяч костей лошадей. Это поселение изучалось многими учеными, археолог Виктор Зайберт копает уже более тридцати лет. В результате археологических и палеологических исследований было установлено, что найденные лошади ничем не отличаются от казахской породы», – пишет ученый. «Все границы Казахстана были очерчены и защищены копытами лошадей. Можно сказать, что история казахов – это летопись, написанная копытами лошадей. Лошадь помогла защитить нашу огромную территорию. Я не преувеличу, если скажу, что лошадь в те времена была подобна атомному оружию. Потому что она обладала силой покорять тысячи километров. Точнее, когда лошадей стало много, наши предки, ища пастбища и джайляу, отнимали земли у других и расширяли границы. Затем они защищали эти земли с помощью лошадей», – заключает он.
Использование образа скакуна в качестве символа государственности, по словам геральдистов, означает храбрость льва и зоркость сокола. Крылатый конь, изображенный на гербе нашей страны, одном из священных символов нашего государства, означает стремление к высоким вершинам, устремленность в будущее, мечту, а завитые рога символизируют стойкость, силу, мощь и величие.
Правда, лошади, чья судьба всегда была тесно связана с народом, пережили немало невзгод. Из-за коварной политики Филиппа Голощекина, секретаря Казахского крайкома партии в 1925-1933 годах, который говорил: «Если не уничтожить лошадей и верблюдов казахов, они будут уходить, как ветер», была организована массовая кампания по истреблению лошадей. А в 1953-1964 годах те, кто взял за правило слова Н. Хрущева, генерального секретаря ЦК КПСС: «При наличии трактора нет необходимости в лошадях», начали наступление на уничтожение степных скакунов. Пусть эти дни никогда не вернутся.
В январе этого года, в продолжение инициативы Главы государства по превращению культуры верховой езды, упомянутой в статье «Семь граней Великой степи», в общедоступную культуру, коллектив Западно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея начал челлендж по популяризации верховой езды среди музейных работников. Мы поставили цель не просто знать это наследие, переданное нам предками, но и возродить его, ввести в употребление. Западно-Казахстанский областной историко-краеведческий музей передал эстафету челленджа по верховой езде Мангистаускому, Актюбинскому, Кызылординскому областным историко-краеведческим музеям. Мангистауский областной музей, поддержав нашу инициативу, снял специальное видео и представил его Павлодарскому и Атыраускому областным музеям. Музейные работники Павлодарской области передали эстафету Акмолинскому и Карагандинскому областным музеям. Музейные работники Сыр-Дарьи передали эстафету Туркестанскому областному историко-краеведческому музею и Жамбылскому областному историко-краеведческому музею. Музейные работники Акмолинской области рассказали об истории приручения лошади нашими предками в археологическом-этнографическом музее под открытым небом «Ботай-Бурабай». Акмолинские музейные работники передали эстафету по популяризации культуры верховой езды Северо-Казахстанскому и Костанайскому областным историко-краеведческим музеям. Музейные работники Караганды представили ее Костанайскому и Восточно-Казахстанскому областным музеям. Костанайский и Северо-Казахстанский областные историко-краеведческие музеи также поддержали челлендж. Таким образом, все областные музеи поддержали нашу инициативу, и видеоролики, снятые во время челленджа, оказали большое влияние на страну.
Если наши предки защищали нашу бескрайнюю землю на скакунах и оставили ее нам в наследство, то сохранить скот Камбара ата и все связанные с ним традиции – наш долг.
Мирболат ЕРСАЕВ,
Директор Западно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея