С конца 80-х годов прошлого века наблюдается тенденция возвращения религии в общество и мировую политику. В качестве доказательства можно привести этноконфессиональные конфликты, основанные на религиозных представлениях, подъем христианских правых в США, появление движения теологии освобождения в Латинской Америке, формирование религиозно-политических идеологий в исламском мире, рост деструктивных религиозных течений и идеологий, а также террористической деятельности, резкое изменение религиозной ситуации в бывших союзных государствах после распада Советского Союза.
Глобализация, рост миграции, ситуация на Ближнем Востоке, политические процессы в Азии и Африке, динамика военно-политических процессов ведут к масштабным изменениям на геополитической карте. В результате, национальные и религиозные традиции обогащаются новыми чуждыми элементами, прикрываясь враждебными религиозными лозунгами, активно используя современные информационные и коммуникационные технологии против человечества, изменяя образ жизни людей.
Требование религии иметь свою долю в обществе породило такие понятия, как «деприватизация религии», «десекуляризация», «постсекуляризм», «возрождение религии».
В настоящее время вопрос о том, какова должна быть природа и принципы светского государства, необходимо рассматривать в историческом, политическом, социальном, культурном контексте.
Под влиянием современных процессов глобализации в государствах мира наблюдаются противоречия в сфере религии. С одной стороны, наблюдается процесс усиления светских ценностей и принципов, с другой стороны – рост религиозности в общественном пространстве, религии требуют своего места и прав в общественном пространстве.
В целом, в зарубежной научной литературе существует множество определений термина «секуляризм», и универсального варианта нет. Классические «теории секуляризма» утверждают, что по мере модернизации общества значение и место религии в обществе снижается, а люди, развиваясь технически и научно, перестают обращаться к религии для объяснения смысла жизни, в то время как некоторые ученые, наоборот, критикуют теории секуляризма, признавая их полную несостоятельность.
Изначально секулярное понятие произошло от латинского слова «saeculum», означавшего «