ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » В мире » Религия и политика

Религия и политика

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
14 июля, 2019
in В мире
0

Сегодня необходимо принять религию как главный феномен, оказывающий важное влияние на психологическую и социальную жизнь, составляющую основу духовной жизни человека и общества. А если воспринимать религию как нечто ненужное или искусственно созданное, это не сможет уничтожить истинность религии. Это хорошо понимает наше общество, пережившее вчерашнюю советскую атеистическую идеологию. Вчерашние теории о религии не смогли ответить на сегодняшние общественные изменения. Поэтому нам следует воспринимать религию как самостоятельный феномен, как с точки зрения государственности, так и с точки зрения нашей культуры.

Сегодня необходимо принять религию как главный феномен, оказывающий важное влияние на психологическую и социальную жизнь, составляющую основу духовной жизни человека и общества. А если воспринимать религию как нечто ненужное или искусственно созданное, это не сможет уничтожить истинность религии. Это хорошо понимает наше общество, пережившее вчерашнюю советскую атеистическую идеологию. Вчерашние теории о религии не смогли ответить на сегодняшние общественные изменения. Поэтому нам следует воспринимать религию как самостоятельный феномен, как с точки зрения государственности, так и с точки зрения нашей культуры.

В свое время взгляд, основанный на развитии позитивизма, провозгласившего науку религией, о том, что в будущем человечеству не понадобится религия, не смог угнаться за стремительным развитием сегодняшних знаний и технологий. По мере развития науки рос и спрос на религию. Действительно, наша эпоха сегодня вынуждена меняться перед новыми цивилизационными требованиями посредством науки, информации, знаний и техники. Время, мир меняются. Человек тоже пытается идти в ногу с этими изменениями. Не в силах выдержать динамику таких процессов, как индустриализация, урбанизация, образование, информационные технологии, и переходя в новые формы, феномен религии, находящийся в центре психологической и социальной жизни, также не может не идти в ногу с такими изменениями. С одной стороны, материальное и духовное неравенство, терроризм, насилие, моральное разложение, стресс, духовные отклонения, которые удерживают общество под своим влиянием и проявляются во многих сферах жизни, заставляют человека чувствовать их как главные факторы, влияющие на обращение к религии и духовности. Поэтому, рассматривая отношения человека, религии и общества, правильное понимание и признание ислама, призывающего к целостности и единству во всех аспектах жизни, обеспечивающего равновесие, открывающего путь для любых общественных развитий и изменений, становится очень важным.

Сейчас в обществе преобладают не разум и знания, а субъективные, идеологические тенденции в отношении религиозного познания, что приводит к бесполезным спорам, бессмысленным столкновениям, разделению общин, истощая внутренние силы и деятельные способности мусульман, препятствуя их открытости миру и соответствию требованиям сегодняшнего дня. Поэтому, столкнувшись с большими духовными отклонениями, чтобы избавиться от последствий и проблем, вызванных идеалистическими или материалистическими философиями, мировоззрениями, невежеством и религиозным фанатизмом, рассматривающими человека и общество только с одной стороны, а также чтобы открыть свой цивилизационный горизонт как человек, мы считаем необходимым заново переосмыслить и вновь представить человечеству религию ислам как источник жизни, которая рассматривает Бога и человека, мир в целостности, придает человеку высший статус, учитывает особенности системного откровения, разума, чувства, внутреннего познания, уточняя место и истину каждого. Ведь Коран – это божественное познание, ниспосланное для того, чтобы вести людей к познанию и счастью, последняя книга, в которой нет никакой лжи, соответствующая природе и истине, не имеющая противоречий по своей сути. Коран – основной источник и родник исламской религии и нашей связанной с ней системы мышления. Однако человек ограничен в своем бытии. Его способность к пониманию и познанию, а также средства достижения познания (такие как зрение, слух) ограничены. Кроме того, человек находится под влиянием нескольких воздействующих факторов. Объект божественного познания – Коран, а мы видим из истории религиозного опыта, что многие понятия, кроме тех, что были объяснены и уточнены пророком на основе вахи (откровения), расширяются по смыслу или претерпевают изменения. Ведь количество тафсиров в исламской науке, множество школ тафсира могут служить этому доказательством. Коран призывает человека тщательно исследовать себя, жизнь, мир, размышлять над смыслом жизни и бытия. А тех, кто бездумен, легкомыслен, похотлив, предан ложным известиям, а не знаниям, он представляет как невежд, в переносном смысле относя их к категории «глухих», «немых», «слепых». Однако, хотя Коран и является объектом божественного познания, его чтение, объяснение и применение в повседневной жизни – это человеческая характеристика и свойство.

Сегодня необходимо, используя методологические традиции, применявшиеся веками великими мусульманскими мыслителями (не отрицая их, как ваххабизм), переосмыслить и вновь объяснить, применив к жизни, охватив право, экономику, политику, философию, психологию, социологию, историю, религию и естественные науки, и обладая человеческим фондом, соответствующим требованиям сегодняшнего дня. Только тогда ислам предстанет миру как свет. Сегодня ислам воспринимается как религия, формирующая тип террориста, воина, наглеца, «бородатого», «короткобрюхого», и превращается в чудовище.

В свое время великие мусульманские мыслители, опираясь на наследие древних греков в духе исламского вахи (откровения), развили знания и философию и представили их Западному миру как общее наследие человечества. На этой основе на Западе открылся путь к Реформам и Возрождениям.

Например, в средние века исламский мир пережил богатую культурную трансформацию под влиянием изменений и развития, проявившихся в каждой области, прежде чем сформировалась система мышления, мировоззренческий горизонт и философия, основанные на Коране. Он подвергся влиянию различных культур и философскому, мировоззренческому давлению. В истории ислама в этот период он разделился на несколько государств на основе политической нестабильности. Однако за короткое время, изучив позиции и идейные направления вышеупомянутых течений, он достиг ренессансного возрождения на основе структурной опоры. Например, на развитие исламских мыслителей, таких как Матуриди (944), Газали (1111), Рази (1208), Фараби (950), Ибн Рушд (1199) и других, оказали большое влияние вышеупомянутая необходимость и давление, а также богатое философское наследие. Они фильтровали эти чужие позиции и методологические основы через призму Корана, стремясь к гармонии и единству.

Нельзя скрывать, что сегодняшние проблемы, связанные с религией в обществе, приобретающие политический характер, вызывают обеспокоенность. Поскольку феномен религии в целом занимает особое место в истории государственности, сегодня особую роль играет принцип светскости в республиканской системе. В истории были религиозные процессы, имевшие политическое значение. Точно так же политические процессы имеют свои аспекты, проявляющиеся в религиозном смысле. Следовательно, религия и политика тесно связаны. Чтобы разорвать эту связь, в западном мире, где церковь угнетала, а правили, запугивая небесным богом, пришлось пролить немало пота и крови, чтобы достичь принципов светскости и секуляризма. Утверждение принципа светскости начинается с истории христианства. Ведь понятия «демократия», «республика», «светскость» взяты из истории мышления и опыта этой страны. Наполнение религиозных сюжетов, идей, лозунгов политическим содержанием, а также направление политических действий на религиозной основе – равнозначные явления. А пересечение этих религиозных и политических процессов чаще всего проявлялось во времена священных войн, крестовых походов, и мы не ошибемся, сказав это. Однако в исламе, хотя религиозные и мирские дела разделены, политика и религия в основном тесно связаны.

Одной из главных проблем, возникающих из-за неправильного понимания религии, является именно этот вопрос политики. Некоторые проблемы, вытекающие из связи религии и политики, остаются актуальными как в истории, так и сегодня. Отсутствие баланса между религией и политикой, то есть в отношениях между религией и политикой, встречается не только у мусульман, но и во всех религиях. Например, истинная религия, ниспосланная пророку Моисею, впоследствии превратилась в расизм и сионизм в руках некоторых людей; религия, ниспосланная Иисусу, на основе эллинской традиции превратилась в материальную выгоду, дух колониализма, и привела к крестовым походам, а затем к фанатизму и европоцентризму. А в истории ислама внутрирелигиозных споров, особенно противоречий, возникших на стыке религии и политики, было значительно меньше. А политических столкновений было гораздо больше, чем споров между другими религиями. Вот главная трагедия в истории ислама – превращение определенного шариата в идеологию, приравнивание его к исламу и провозглашение его истиной. Это может служить примером идеологической деятельности сторонников ваххабизма в сегодняшнем Казахстане.

После того как даны основные принципы, такие как аманат, то есть передача каждого дела специалисту в этой области (лийакат), справедливость, совет, клятва, систематизация (комментарий) в соответствии с реальностью человека и общества во времени является делом, предоставленным на волю человека. То есть, универсальные принципы, данные в Коране, берутся за основу, и в разное время и в разных пространствах, в зависимости от культур и обществ, могут формироваться различные системы. Например, как условия сельского хозяйства и индустриального общества различны, так и условия и особенности индустриального общества и общества знаний не могут быть одинаковыми.

С этой точки зрения, можно заметить, что при обсуждении вопросов, касающихся отношений религии и государства, а также связи религии и права в Казахстане, допускаются две ошибки. Первая – это продолжение правового сознания, оставшегося от прежней советской системы (с точки зрения религии). Вторая – это тенденция к отказу от казахских традиций и обычаев и возвращению к Корану и сунне.

Ошибка по первому вопросу в основном вызвана отсутствием научного подхода к месту и роли религии в обществе, игнорированием основ и особенностей религиозного познания, основанного на традиционной религиозной практике, и казахского мусульманского понимания. Что касается второго вопроса, то это «концепция распространения ислама», основанная на возвращении к Корану и сунне, ставшая политизированным течением с очень влиятельными сторонниками, отрицающими мазхабы, и стремящаяся к исламизации с нуля.

Сторонники возвращения к Корану и сунне, ссылаясь только на правильную сунну как основу, наносят ущерб сознанию истинно верующих, высмеивают их религиозный опыт и ставят своей целью очищение сунны. Не считая этого достаточным, они привыкли задавать вопросы не по сунне, а «есть ли это в Коране?». Правильно ли ставить этот вопрос или нет, оставим пока в стороне. Также не уделяется внимание тому, какое значение имеет «наличие или отсутствие в Коране» в традиционном понимании. Здесь, как и Мартин Лютер, отрицаются святые и основатели мазхабов в истории религиозного опыта, то есть отрицается вся история, и пропагандируется прямое обращение каждого мусульманина к книге Аллаха. В результате, в текстах, переведенных в словесном значении, берутся «нужные» слова, или им придается дополнительный смысл, и, игнорируя духовных наставников и столпы мазхабов, свобода прямого извлечения постановлений из Корана, выдачи фетв и иджтихада становится модой. Говоря словами Абая, «быть муфтием каждому самому по себе» становится распространенным явным явлением. В этом революционном психозе в исламе упущена самая главная проблема. Это, во-первых, проблема Запада и Востока. Во-вторых, в результате реформы Лютера церковь демократизировалась, королевская власть достигла свободы, Евангелие было свободно интерпретировано. Но у мусульман не было таких исторических опытов, как на Западе, то есть основ, понятий и институтов, на которых основывались реформы Лютера. Также ни у мусульман, ни у демократизирующейся церкви или королевской власти, находящейся «во власти» религии, нет никаких препятствий для свободного изучения Корана. То есть, копирование каждого западного явления без вникания в его суть не является действием, соответствующим здравому смыслу. Именно такие действия наносят вред нашей религии и всему обществу.

Появление экстремистов, фундаменталистов и политизация ислама, превратившаяся в оппозиционный лозунг, также связаны с утратой традиций, суфизмофобией, обращением к Корану и Сунне без конкретных методологических установок, соответствующих времени. В истории исторического формирования ислама в школах ханафи, малики и шафии не было факихов с экстремистскими взглядами. Были в мазхабе ханбали. И неоспоримо, что причины, такие как политико-доктринальные споры, в которых выделялся Ахмет бин Ханбал, основатель мазхаба ханбали, и преобладание «хадисизма» в фикхе, повлияли на последующие негативные явления.

Мысль, которую мы хотим здесь высказать, заключается в том, что прямое обращение к Корану, отрицая традицию, не решает проблему привязки сегодняшних понятий и теорий к Корану, так же как и навязывание традиции сегодняшнему дню не является решением. Решением должно быть понимание и объяснение традиции как она есть, и на этой основе ее переосмысление в соответствии с основными принципами и целями Корана, соответствующими требованиям всего времени. Если мы хотим предложить обществу полезное решение, не делая проблем из отношений религии и государства, и подобных вопросов, то следует основываться на триединстве: традиция, Коран и условия сегодняшнего дня. В противном случае, объяснения, не осведомленные о сегодняшней жизни общества, будут утомлять народ. Это приведет к религиозно-познавательному расколу и, как следствие, к разделению общества.

Аллах никому и никакой группе не передавал в качестве аманата свое право по отношению к людям, будь то к отдельному человеку или к обществу. В Коране показано, что ни пророк не может управлять людьми силой и давлением (10/99). Здесь говорится, что власть принадлежит только народу. Помимо онтологической власти, власть Аллаха заключается в том, что народ осуществляет власть над государством.

У нас не дано четкое определение функций религии, политики, правовой основы и принципа светскости. А в обществе люди мыслят словами и аргументами. Из-за отсутствия конкретной государственной практики и институтов каждая группа не может избежать угнетения перед более сильной и влиятельной группой. В истории халиф Омейядов Хишам бин Абдул-Малик заколол Джада бин Дирхама за то, что тот сказал «Коран сотворен». Это плод эгоизма, свободы необоснованных комментариев. В сегодняшнем Казахстане в явлении «дела суфиев» можно увидеть такую же беспринципную свободу рассуждений, как и во времена Омейядского халифата.

В связи между религией и государством следует быть внимательным к тому, что за каждой мыслью, теорией и практикой стоят система ценностей и база рациональной истины.

Обратим внимание на позицию Аллаха в Коране: «Если бы Аллах пожелал, то все на земле уверовали бы сразу. Поэтому нельзя принуждать людей становиться муминами. Пусть желающий уверует, а желающий отвергнет». Здесь нет вопроса о наказании или уничтожении кого-либо за его взгляды. А на действия другой стороны в Коране сказано: «Вред от людей разных религий другим невозможен, и Аллаху они тоже не могут навредить. С этой мыслью нельзя оказывать давление, принуждение на других. Это ответ на то, что некоторые мусульмане в современном обществе чувствуют себя защитниками религии Аллаха. То есть, никто не может присвоить религию Аллаха и сделать ее своей монополией. Каждому должна быть предоставлена возможность познавать Аллаха и поклоняться Ему в соответствии со своим уровнем. А сегодняшнее «дело суфиев» именно таково. Известно, что оно проистекает из стремления политической активности субъективной психологической группы, порожденной «заботой о религии Аллаха». Они увлечены теократической тенденцией. А теократическая догма характеризуется правлением от имени Аллаха. Это не соответствует духу исламской религии. Кроме того, это совершенно несовместимо с сегодняшним принципом светскости.

Согласно основным принципам ислама, охвачены самоуправление народа, права человека, свобода мысли. Коран указал основные принципы и нормы для того, чтобы люди жили в соответствии с волей Аллаха. А эти принципы и нормы оставлены на усмотрение человека в каждом пространстве. Если присмотреться, исламское право похоже на совокупность функций. Здесь уместно привести исторический пример. Пророк, назначая Муаза бин Джабала наместником в Йемен, спросил его, по каким критериям он будет выносить решения. Тот ответил, что будет брать Коран за основной критерий. А если этого нет в Коране, то, сказал он, будет обращаться к сунне. А если нет ни в Коране, ни в сунне, то, ответил он, будет применять свое собственное суждение. Этот случай показывает диалог, прошедший между пророком и его сподвижниками. Вопрос «есть ли это в Коране или нет?» не был неуместным во времена пророка. Есть ли у тебя доказательство? Что есть в Коране? и т.п. вопросы стали основным критерием в сегодняшнем Казахстане. Сам их вопрос отражает их религиозно-познавательные особенности. То есть, это означает, что это не соответствует методу, принципу и идее ханафитской школы фикха, лежащей в основе казахского мусульманского понимания. Правильный вопрос должен быть не «есть ли это в Коране или нет?», а «соответствует ли это Корану или противоречит ему?», и тогда это будет соответствовать методу ханафитского мазхаба.

Подводя итог, необходимо рассматривать сегодняшние проблемы с социологической точки зрения. Исламская религия также принимает в качестве принципа действие через общественные явления при вынесении решений. Пророк также брал причинно-следственную связь каждого явления за основу. Например, если в обществе возникает несколько незначительных причин, приводящих к неблагоприятной ситуации через процесс, то, если они будут выявлены, само собой разумеется, что эти незначительные причины должны быть изменены.

Если обратить внимание на принцип Корана «Аллах не меняет милость к людям, пока они не меняют самих себя» (13/11), то структура государства и религии будет соответствовать обществу, в котором оно находится с точки зрения моральных, политических ценностей и структурной организации. Изменение следствия связано с изменением причины. А государство – это политическая, социальная структура, которая по своей цели обеспечивает господство общественной системы, справедливости, благ в обществе. Следовательно, государство по своей функции профанно, то есть относится к этому миру. Однако само это государство вынуждено заниматься проявлениями в этом мире веры своих граждан в загробную жизнь как личностей.

Кроме того, государство (если оно национальное) должно брать веру, культуру и бытийные ценности своих граждан за основу в упорядочении общественной жизни. В противном случае, элементы, составляющие государство, будут стремиться к структуре, которую они не нашли в общественной системе, и будут склонны к созданию оппозиционной группы против государства. Это – утверждение, существующее в теориях государства, ценностей и политики. Если эта психология не будет учтена, ее место могут занять силы вне государства.

Досай Кенжетай,

доктор философских и теологических наук

Previous Post

KAZ Minerals предоставила информацию о погибшем на шахте Орлов

Next Post

Нужна ли интернет-платформа для отечественных товаропроизводителей?!

Next Post

Нужна ли интернет-платформа для отечественных товаропроизводителей?!

Свежие записи

  • Певец Торегали Тореали может вернуться испольнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.