Сегодня ДУМК намерено приступить к широкомасштабным исследованиям в области формирования у наших граждан правильного взгляда на ислам, патриотизма, объединения казахстанских мусульман вокруг мазхаба Абу Ханифы, а также к изучению наследия наших великих исламских мыслителей и научно обоснованному доказательству исторической значимости мазхаба Абу Ханифы для культуры и духовности казахского народа.
Для этого ДУМК и ряд казахстанских исламоведов уже проводят такую работу. Ее, безусловно, необходимо расширять и систематизировать. Поэтому здесь Совет улемов должен играть координирующую роль.
Основные и конечные цели шариата имеют свои особенности и делятся на три группы:
Дарурият – первостепенные нужды человечества;
Хаджият – жизненно важные нужды человечества;
Тахсиният – изобилие и улучшение жизни.
Шариат, основываясь на Коране и Сунне, призывает к пяти основополагающим целям:
— защита религиозных убеждений;
— защита жизни;
— защита разума (интеллекта);
— защита потомства;
— защита имущества.
Защита религиозных убеждений.
В 23 аяте суры «Исра» Священного Корана сказано: «Твой Господь предписал вам: не поклоняйтесь никому, кроме Него, и к родителям относитесь благодеянием». Защита религии как конечная цель шариата в первую очередь включает в себя следующее. Это свобода совести и свобода вероисповедания, права и свободы человека.
Защита жизни.
Человек ответственен перед Творцом за свою жизнь в этом мире. Человек, обладающий здравым рассудком и крепким здоровьем, должен честно трудиться, прилагая пот своего лба, и не быть материально зависимым от других. Вместе с тем, оказание помощи нуждающимся, помощь бедным, немощным, престарелым и сиротам считается одним из основных столпов религии.
Защита разума (интеллекта).
Согласно основам религиозного учения, наш организм создан Творцом против употребления наркотических и алкогольных веществ и принадлежит только Ему. Поэтому все, что наносит вред телу, запрещено. Самоубийство и все, что к нему подталкивает, является запретным (харам). Отупление различными способами и т.п. также относится к харамным деяниям. Защита разума охватывает достойное образование всех людей, в том числе высшее образование, знания и науку, культуру и искусство.
Защита потомства.
Ислам и семья. Ислам через Коран указал людям определенные правила жизни на земле. Мужчины несут ответственность перед своими женами, а женщины – перед своими мужьями. Мужчина обязан защищать свою семью и детей.
Защита имущества.
Имущество – материальная основа свободы человека. Человек имеет право владеть имуществом, добытым честным трудом, и защищать его от незаконного отъема другими. Он не имеет права отказываться от различных отчислений (налогов, закята, садака, благотворительной помощи), установленных законами государства и закрепленных религиозными предписаниями.
Важно усилить контроль ДУМК совместно с Советом улемов за религиозными установками и фетвами. Как квалифицированные специалисты, они должны разъяснять верующим практические аспекты религиозного учения, учитывать актуальные вопросы общественной жизни. Поэтому они должны быть связаны с современным казахстанским законодательством. Кроме того, проповедники должны убедительно и аргументированно раскрывать смысл ложных исламских учений на основе исламской догмы.
Налажена работа имамов и сотрудников ДУМК напрямую с верующими. Такая работа должна в первую очередь осуществляться в мечетях. Имамы не должны ограничиваться только пятикратным намазом. Ведь мечеть издревле была не только местом поклонения. Мечеть в исламе – это культурный, общественный и политический центр мусульманской общины. Здесь принимались и оглашались решения, касающиеся всех членов общины во все эпохи исламской истории, здесь узнавали последние новости, знакомились и общались друг с другом.
В связи с этим, роль имама в мечети не должна ограничиваться только совершением обрядовых практик. Имам должен беседовать с верующими, составлять повестки дня для таких бесед, чтобы делиться проблемами мировой жизни, такими как вопросы исламского учения. Он должен постоянно работать с людьми, быть привлекательным и интересным. Также необходимо периодически обновлять рейтинг авторитета имамов на всех уровнях среди народа со стороны ДУМК, как и ситуация в СМИ. В том числе необходимо проводить социологические опросы среди верующих, посещающих мечеть. Такие опросы позволят отслеживать настроения и интересы верующих. По результатам мониторинга необходимо принимать соответствующие меры.
Вместе с тем, важно повысить эффективность работы муфтията со СМИ. Возникает необходимость усилить контроль со стороны ДУМК за редакционной политикой таких СМИ. Важно, чтобы печатные издания и интернет-сайт ДУМК публиковали не только религиозные, но и светские вопросы. Такие материалы должны быть подготовлены интересно, донесены до аудитории с учетом законов социальной психологии, с использованием современных информационных технологий. ДУМК должна периодически обновлять рейтинг своих СМИ с помощью независимых социологических опросов. Учитывая результаты такого мониторинга, необходимо вносить соответствующие редакционные коррективы.
ДУМК необходимо совместно с Советом улемов формировать квалифицированные группы из числа граждан, искренне верующих в ислам и доверяющих государству, и на постоянной основе обеспечивать встречи членов этих групп с верующими в мечетях республики. Там будут разъясняться основы ханафитского мазхаба ислама, опасность ложных исламских радикальных идей, а также другие волнующие вопросы. Такие группы окажут особую поддержку имамам в работе с народом.
Кроме того, необходимо преодолеть отстраненность ДУМК от актуальных социальных проблем общества. Мировой опыт доказывает, что крупные конфессии и религиозные организации имеют документы, называемые социальной доктриной. Это документы, отражающие отношение конфессии к актуальным вопросам светской жизни.
ДУМК также может совместно с Советом улемов разработать такую социальную доктрину. Такой документ, основываясь на принципах казахстанского исламского учения, должен раскрывать отношение мусульман к важным вопросам светского общества (государство, права человека, война и мир, здоровый образ жизни, отношение к другим народам, религиям, ложным религиозным организациям, мораль и нравственность, образование, наука, культура и т.д.). В связи с этим, необходимо создать возможность для достижения взаимосогласия, поиска точек соприкосновения между исламскими ценностями и принципами современного светского общества, его реалистичности, для обновления.
(Материал опубликован с одобрения ДУМК)
Агабек Конарбайулы,
Пресс-секретарь ДУМК