ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Токаев: Воспитание – основа качественного образования

Токаев: Воспитание – основа качественного образования

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
16 августа, 2019
in Без рубрики
0

Выступление Главы государства Касым-Жомарта Токаева на пленарном заседании августовской конференции «Образование и наука!»

***

Уважаемые учителя!

Уважаемые коллеги!

Традиционная Августовская конференция – это масштабное и важное собрание педагогической общественности.

Каждый человек, каких бы высот он ни достиг, с особым почтением относится к своим учителям.

Вы хорошо знаете, какое особое отношение у нашего Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева к представителям этой благородной профессии.

Я тоже сегодня специально приехал на это собрание, чтобы встретиться с вами.

Прежде всего, я выражаю искреннюю признательность всем работникам сферы образования и науки.

Вы неустанно трудитесь ради будущего нашей страны.

Как сказал великий Абай: «Слово, исходящее от образованного, пусть достигнет стремящегося», – Учитель – это личность, которая всегда ставит во главу угла знания и добродетель.

Воспитание достойного поколения – это чрезвычайно ответственная и сложная задача.

Благодаря вам формируются ценности и качества целого поколения.

«У кого хороший учитель, у того хорошие навыки», – говорит наш народ.

Без учителя человека не бывает. Все мы когда-то получали наставления от учителя, учились у него.

Поэтому достойная оценка труда учителя, указывающего путь в будущее, – это очень важная задача.

Преемственность глубоких исторических традиций передается через национальное воспитание.

Магжан Жумабаев в своем труде «Педагогика» пишет: «Каждый воспитатель обязан воспитывать ребенка в соответствии с национальными традициями».

У подрастающего поколения, выросшего в лоне национальных ценностей, будет глубокое мировоззрение и крепкий дух.

Сохранение обширной земли, завещанной предками, – это, прежде всего, большая надежда, возлагаемая на молодое поколение.

Последующие поколения должны всегда высоко держать знамя нашей независимости.

В нынешнюю эпоху глобализации стремительное развитие новых технологий принесло кардинальные изменения в нашу жизнь.

Требования к человеческому капиталу, к сфере образования совершенно иные.

Качественное образование стало главным условием стремительного развития.

Лень, которую постоянно критиковал великий Абай, никогда не приносила добра обществу.

Наши молодые люди, понимающие это, должны быть вооружены только знаниями и опираться только на труд.

Мы должны всегда соответствовать новым требованиям и тенденциям современности.

Для этого главной целью должно быть не стоять на месте, а двигаться вперед.

Поэтому на педагогическую общественность, воспитывающую глубоко образованное, прогрессивно мыслящее поколение, возлагается огромная ответственность.

Ваши сегодняшние ученики – это светлое будущее Казахстана.

Качественное образование – это путь к достижению успеха и главный инструмент развития экономики.

Воспитание поколения, «знающего семь видов наук», – это основная задача сегодняшнего дня.

Уважаемые участники совещания!

Сохраняя лучшие традиции отечественной системы образования, мы, тем не менее, не должны стоять на месте.

Система образования должна находиться в поиске, постоянно развиваться.

Поэтому главная надежда возлагается на учителей, способных воспитать поколение, открытое всему новому и прогрессивному.

Задача педагогов и, конечно, родителей – воспитание достойных граждан нашей страны.

Достойный гражданин – это человек, обладающий суммой необходимых знаний, которые будут использованы на благо нашего Отечества.

Достойный гражданин – это патриот Казахстана.

Другой Родины у нас нет!

Лайықты азамат – бұл білімді, Отанына адал, елін, жерін сүйетін адам.

Бұл әлемде Қазақстаннан басқа Отанымыз жоқ. Елін шынайы сүйетін азаматтарды тәрбиелеу – ұстаздардың мақсаты.

Мы должны опираться на юное, подрастающее поколение, чтобы передать им в руки судьбу нашего государства.

В смене поколений состоит смысл жизни. Это, по сути, закон жизни.

Но наша задача состоит в том, чтобы подготовить новое поколение к грядущим трудностям и вызовам.

Новое поколение должно быть воспитано на идеях и ценностях трудолюбия.

Наши дети должны хорошо понимать, что без трудолюбия они в сложнейших условиях грядущей эпохи окажутся неконкурентоспособными.

Упорный труд, постоянное саморазвитие, неустанный поиск – это основа успеха в XXI веке, где роботы с искусственным интеллектом будут заменять людей во многих профессиях.

Именно в воспитании трудолюбивой нации заключается фундаментальная задача наших педагогов.

Для этого важно быть на передовой мировых новаций и изменений в глобальном образовании.

Сегодня революции в сфере IT и биотехнологий меняют жизнь человечества.

Поэтому система образования нуждается в быстрой адаптации к новым реалиям.

Ведущие школы мира усиленно занимаются развитием креативного потенциала детей, обучают цифровым технологиям и точным наукам.

Педагоги меняют методики обучения в сторону игровых форматов, находятся в постоянном поиске обучения новым профессиям и навыкам.

Все мы едины в своем стремлении сделать Казахстан процветающей и развитой страной.

Ключ к этому – качественное, доступное и современное образование.

Сейчас, как никогда, важно придать новый, мощный импульс развитию данной сферы.

И сегодня я хочу поделиться своими соображениями по решению актуальных проблем отечественной системы образования и науки.

ПЕРВАЯ ПРОБЛЕМА. Необходимо принять комплексные меры по повышению качества образования.

Это, прежде всего, вопросы, связанные с квалификацией учителей, качеством учебников, современной инфраструктурой и материальной базой.

Необходимо эффективно работать по указанным направлениям, то есть своевременно выявлять возникающие проблемы и предлагать оптимальные пути их решения.

Еще одним препятствием, негативно влияющим на качество системы образования, является неучет реальных потребностей педагогов в предлагаемых реформах.

Сегодня профессиональное развитие учителей ограничивается курсами и семинарами, проводимыми отраслевыми структурами Министерства образования и науки.

Понятно, что такие меры необходимы. Однако в указанных курсах не учитываются актуальные проблемы, волнующие педагогическую общественность.

Показательный пример проведение в 2018 году так называемых «сертификаций», в результате которых 35% педагогов не смогли преодолеть пороговый уровень.

Правильная идея оценки уровня подготовленности учителей была реализована крайне бюрократично и однобоко.

Такого рода квазиреформы приводят к снижению престижа профессии учителя.

Надо иметь в виду, что условия труда педагогов серьезно ухудшаются из-за постоянного увеличения отчётности для контролирующих структур.

Психологическую нагрузку на педагогов и учащихся накладывает и оценочная система знаний в рамках обновленного содержания образования.

При негативных результатах педагоги подвергаются давлению со стороны руководства учебного заведения, поскольку оценки влияют на рейтинг школы.

Система оценки, безусловно, нужна. Но подходить здесь нужно взвешенно и объективно, тем более, следует исключить давление на педагогов.

Не прекращается порочная практика, когда местные акиматы зачастую злоупотребляют своими полномочиями, задействуя преподавателей в административных целях, разного рода мероприятиях, не имеющих никакого отношения к системе образования.

Поручаю Правительству принять срочные, кардинальные меры по решению указанных проблем.

Каждый родитель хочет, чтобы его дети получили высшее образование.

И это абсолютно нормальное желание и явление.

Но сегодня более актуальный вопрос – востребованность будущего выпускника на рынке труда.

Для этого необходимо обеспечить высокое качество образования в вузах.

Без повышения качества учебного процесса последовательное увеличение образовательных грантов из блага может превратиться в мину замедленного действия.

Поэтому в погоне за обеспечением доступности высшего образования нельзя допустить его девальвации.

Правительству следует детально изучить вопрос стоимости государственных грантов, их адекватности современным реалиям.

Министерству образования и науки необходимо пересмотреть свои требования и нормативы, предъявляемые к вузам.

К примеру, из-за требования к соотношению численности студентов к преподавателям вузы вынуждены искусственно раздувать штат, ограничивать инвестиции в качественное повышение учебного процесса.

ВТОРАЯ ПРОБЛЕМА. Воспитание – основа, стержень качественного образования.

Слова Аль-Фараби «Знание, данное без воспитания, – враг человечества» должны стать ориентиром для всех работников сферы образования.

Молодежь нашей страны, развивая себя как личность, должна внести огромный вклад в развитие государства в соответствии с передовыми инновациями.

Это – важная задача, стоящая перед современным процессом образования и воспитания.

Отечественная сфера образования должна воспитывать уважение к родной земле, окружающей среде, своей истории и пропагандировать национальные ценности.

Экологическую акцию «Вместе – чистый Казахстан», проходящую в широком масштабе, я считаю очень нужной, правильной инициативой именно в таком направлении. Мы всегда будем оказывать поддержку таким мероприятиям.

Но хорошо известно: «чисто не там, где убирают, а там, где не сорят».

Нашим детям необходимо прививать экологичное сознание, всячески культивировать культуру бытовой чистоты, гигиены, учить пониманию исключительной важности защиты природы. Как это делается, например, в странах Северной Европы.

Все эти установки отражены в программных статьях Елбасы «Рухани жаңғыру» и «Семь граней Великой степи».

Педагогам предстоит продвигать эти ценности на всех ступенях образования, во всех образовательных учреждениях, в том числе частных.

В негосударственных дошкольных мини-организациях зачастую воспитательно-образовательный процесс практически отсутствует.

Воспитатели не всегда руководствуются требованиями Государственного общеобязательного стандарта.

Из материалов СМИ мы часто узнаем о вопиющих случаях избиения детей, их содержании в ненадлежащих условиях.

Поручаю Правительству принять все необходимые меры, включая законодательные, для обеспечения высокого качества дошкольного обучения и воспитания.

Считайте, что это приоритетная задача.

Здесь также важно сказать и о проблеме суицидов в детской и подростковой среде.

Это трагедия для всех нас. Всем нам надо серьезно задуматься, почему дети идут на такой шаг.

Формирование твердых жизненных установок является, по-сути, базовым критерием качества воспитательного процесса.

Наша общая задача – это воспитание нового поколения оптимистов, обладающих твердой волей к преодолению жизненных неурядиц.

По-другому никак нельзя, ведь «жизнь прожить – не поле перейти».

ТРЕТЬЕ. Необходимо определить дальнейшую стратегию развития среднего образования.

Сегодня в мире сложился определенный стандарт общего среднего образования, рассчитанный на 12-летнее обучение.

Сохраняется также тенденция увеличения продолжительности учебного процесса в начальной школе.

В 60% стран мира школьное обучение начинается с 6 лет, что способствует более раннему интеллектуальному развитию и социализации ребенка.

Поручаю Правительству обеспечить продуманный, плавный переход к новой 12-летней модели в рамках реализации новой Госпрограммы развития образования и науки до 2025 года.

Вместе с тем, важно понять, в каком направлении будет двигаться техническое и профессиональное образование.

Вызывает обеспокоенность и медленная реализация проекта «Жас маман». Механизмы осуществления данного проекта не отработаны, перечень специальностей не утвержден.

Правительству следует принять исчерпывающие меры, чтобы, наконец, запустить данный проект, определить конкретные сроки и предложить четкий алгоритм действий.

Еще один актуальный вопрос – модернизация среднеспециальных учебных заведений в соответствии с требованиями времени и потребностями рынка труда.

Практика показывает, что акцент только на материально-техническом переоснащении действующих колледжей является ресурсозатратным подходом.

Поручаю Правительству комплексно подойти к развитию организаций ТиПО, определив стратегические ориентиры в вопросах перехода колледжей в доверительное управление крупных предприятий, развития дуального обучения, трудоустройства выпускников.

Хороший пример — колледж по подготовке кадров для нефтяной отрасли в Атырау, который я посетил недавно в рамках своего рабочего визита накануне президентских выборов.

ЧЕТВЕРТОЕ. Требует своего решения проблема трехсменных и малокомплектных школ.

На сегодня из 7 014 действующих общеобразовательных школ 128 являются трехсменными и 31 – аварийными.

В 2019-2020 годы за счет республиканского бюджета предусмотрено строительство 35 школ для ликвидации трехсменного обучения и 7 школ взамен аварийных.

Всего же за годы Независимости построено 1 198 школ. Мы будем и дальше продолжать строительство и модернизацию школ, учитывая демографические тенденции, связанные с увеличением численности населения.

Однако министерству образования и науки необходимо пересмотреть подходы при планировании расходов на строительство школ, в частности, перейти от пообъектного планирования к нормативному.

Акимам регионов следует четко отслеживать демографические и миграционные показатели на местах с целью оценки потребностей в ремонте или строительстве новых школ.

Необходимо также предусмотреть и строительство частных школ через механизмы государственно-частного партнерства.

Приоритетным вопросом является эффективное развитие малокомплектных школ.

Многие отдаленные населенные пункты существуют только благодаря школе.

Поэтому нельзя бездумно закрывать такие учебные заведения, нужен сбалансированный, продуманный подход с акцентом на развитии перспективных населенных пунктов.

Әрбір шағын комплектілі мектептің ахуалы ауыл тағдырымен тікелей байланысты.

Ал, ауыл – біздің алтын бесігіміз.

Ата-бабамыздың мекені, терең тарихымыздың куәсі. Сондықтан, оны сақтап қалуымыз керек.

ПЯТАЯ ПРОБЛЕМА. Внедрение трехъязычной системы образования – актуальная тема повестки дня.

Прежде всего, необходимо всесторонне проанализировать этот вопрос и прийти к взвешенному решению.

Это очень важно.

«Родной язык каждого народа – ключ к образованию», – говорит академик Ахмет Жубанов.

Эти слова должны стать для нас основным принципом.

Переход к трехъязычной системе будет осуществляться с учетом готовности преподавателей и образовательных программ.

В этом контексте преподавание естественнонаучных предметов на английском языке должно осуществляться с учетом кадровых возможностей образовательных центров, по желанию учащихся и родителей.

Первый Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев высказал очень мудрую мысль: «Казахский язык не останется одним из трех языков. Он будет первым, основным, главным, важным из трех языков».

Поэтому я считаю, что начинать обучение английскому языку со 2-3-го или, по желанию родителей, с 5-го класса будет целесообразно и эффективно.

А в старших классах преподавание естественнонаучных и технических предметов необходимо проводить с учетом готовности школ.

ШЕСТОЕ. Важно осуществить реальное повышение статуса педагога.

Все, о чем мы сейчас говорим, напрямую зависит от учителей.

Для повышения конкурентоспособности нации нам необходимо на деле добиться высокого статуса для наших педагогов.

В проекте Закона «О статусе педагога» предусмотрены комплексные меры поддержки.

Это и сокращение нагрузки учителей, и гарантия защиты чести и достоинства, и материальные стимулы.

Важнейшие из них – доплата в двукратном размере за классное руководство и проверку тетрадей; увеличение периода отпуска для всех педагогов до 56 дней; доплата за степень магистра и другие меры.

Отдельно предусмотрены нормы по сокращению нагрузки на педагога, установлению запрета на привлечение к несвойственным функциям, предоставление чрезмерной отчетности, проведение необоснованных проверок.

Несмотря на декларируемое сегодня повышение зарплат учителей, многие доплаты исчисляются от базового должностного оклада.

Поэтому 500 тысяч педагогов страны не чувствуют существенного повышения. Надо прямо об этом сказать.

При этом заработная плата остается одной из низких и составляет 65% от средней заработной платы по экономике. С этим мы, конечно, мириться не будем.

Поручаю Правительству в целях привлечения квалифицированных кадров в систему образования увеличить заработную плату учителей в 2 раза в течении четырех лет.

Полагаю, что принятие Закона и указанных мер приведет к существенным изменениям в жизни учителей.

Задача Правительства – обеспечить практическую реализацию всех принятых норм.

СЕДЬМОЕ. Важно преодолеть образовательное неравенство.

Данная проблема актуальна для многих развитых стран и тесно связана с социально-экономическим благополучием населения.

У нас не должно быть различий в уровне образования между детьми в городе и на селе. Стандарты образования должны быть едиными. То же самое касается и программ образования.

Все дети независимо от места проживания или социального статуса их родителей должны иметь доступ к качественному образованию.

Поручаю министерству образования и науки разработать и запустить специальные программы по преодолению академического отставания детей из семей с низким уровнем дохода или из школ, работающих в сложных социальных условиях и демонстрирующих низкие результаты.

Акимы областей должны принципиально заняться данным вопросом. Это их прямая ответственность – создавать все необходимые условия для детей на местах.

О каком качестве образования можно говорить, когда во многих малокомплектных школах в сельской местности один учитель вынужден преподавать несколько предметов.

Поручаю акимам регионов обеспечить выделение грантов на привлечение лучших менеджеров и педагогов в школы областей.

Образование – это стратегическая сфера, фактически – отрасль экономики, поэтому требует серьезного внимания и капитальных вложений.

Только так можно обеспечить устойчивое развитие регионов и страны в целом.

Акимы должны регулярно выделять собственные гранты на обучение в вузах, продумав систему закрепления выпускников на местах.

В современном мире инвестиции в образование и развитие человека дают устойчивый и долгосрочный экономический рост.

Государственные инвестиции в человеческий капитал, по сути, самые перспективные.

Родители, напрягая все семейные ресурсы, стараются дать своим детям качественное образование. Государство должно им помочь.

Правительство обязано думать об образовании как о приоритетной сфере своей деятельности.

Сегодня наибольший прирост глобального ВВП дает сектор интеллектуальных услуг. И это восходящая тенденция.

В будущем, а это время не за горами, миром будет править искусственный интеллект.

ВОСЬМОЕ. Необходимо обеспечить прозрачность финансирования науки.

Распределение грантового финансирования по итогам прошлых конкурсов показало необходимость совершенствования работы национальных научных советов и обеспечения прозрачности финансирования науки в целом.

Процедура отбора заявок также вызывает нарекания в силу своей громоздкости и закрытости.

В научной среде отмечается недоверие к системе финансирования, а также определенный раскол между возрастными и молодыми учеными.

Поэтому поручаю Правительству разработать концепцию дальнейшего институционального развития науки с выходом на конкретные практические предложения.

Отдельно хотел бы обратиться к родительской общественности.

Известный педагог Василий Сухомлинский отмечал: «Ребенок – это зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

Поэтому роль родителей в развитии детей трудно переоценить.

Нельзя перекладывать всю ответственность за обучение и воспитание наших детей на детские сады и школу.

Именно в семье формируется личность. Все родители должны об этом помнить и воспитывать своих детей в атмосфере уважения к труду учителей.

Уважаемые участники форума!

Национальный учитель Ахмет Байтурсынулы говорил: «Мы должны начать исправление страны прежде всего с исправления дела обучения детей».

В связи с этим, все цели и задачи должны быть полностью охвачены «Государственной программой развития образования и науки», разрабатываемой Правительством.

Проект этой программы необходимо обсудить с народом, широко обсудить.

Для этого имеются необходимые ресурсы.

Желаю всем успехов в новом учебном году!

Previous Post

Алматинский пенсионер случайно сжег свой дом и автомобиль

Next Post

Президент: При обучении английскому языку будет учтено пожелание родителей

Next Post

Президент: При обучении английскому языку будет учтено пожелание родителей

Свежие записи

  • Азат Перуашев: «Токаев – человек года» 25 декабря, 2025
  • Тренды 2026 года: AI и социальные сети — интервью с экспертом 25 декабря, 2025
  • В Усть-Каменогорске задержан подозреваемый, который обманом завладел 9 млн тенге под предлогом покупки жилья 24 декабря, 2025
  • «Я родилась в СССР»: администратор ресторана вызвала резонанс в сети 24 декабря, 2025
  • На съезде партии Baytaq выгнали члена партии 24 декабря, 2025
  • Певец Торегали Тореали может вернуться исполнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.