Начинаю с именем Всемилостивого, Милосердного Аллаха!
Пусть будет бесконечное множество благодарностей и похвал Всевышнему Аллаху, который позволил всем мусульманам дожить до величайшего праздника – Курбан айта.
Жертвоприношение (Курбан) – это великая история, великое поклонение. Оно берет свое начало с времен пророка Ибрагима (мир ему). Принесение жертвы – это сунна (обычай) Ибрагима (мир ему), считающегося отцом пророков. Мусульманам Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует) жертвоприношение досталось в наследство. Ведь все пророки, начиная с Адама (мир ему) и до посланника Аллаха Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует), исповедовали религию ханиф, то есть поклонялись единому Аллаху.
9-й день месяца Зульхиджа – это день Арафа. В этот день паломники проводят время до захода солнца на равнине Арафат в поклонении и молитвах. А для мусульман, не совершающих хадж, пост в день Арафа – это сунна. В досточтимом хадисе сказано: «Пост в день Арафа является искуплением (прощением) грехов прошедшего и грядущего годов».
Из этого хадиса мы ясно понимаем, что пост в день Арафа способствует прощению ошибок и упущений, совершенных в прошлом году. Также это означает, что между постящимся рабом и его ошибками грядущего года будет преграда.
Посланник Аллаха сказал: «В этот день мы начинаем с молитвы. Затем возвращаемся (домой) и приносим жертву. Кто сделает так, тот поступит согласно нашей сунне. А кто принесет жертву до (молитвы), то это будет мясо животного, принесенного в жертву для его семьи, и не будет засчитано как поклонение (жертвоприношение)».
Следовательно, Курбан айт, то есть праздничный день, мы начинаем с совершения праздничной молитвы. Когда пророк прибыл в Медину, у жителей города было два дня для развлечений. На вопрос посланника Аллаха: «Что это за дни?», мединцы ответили: «В доисламскую эпоху (эпоху невежества) мы проводили эти дни в развлечениях». На это наш пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Воистину, Аллах заменил эти два дня лучшими, чем они, днями жертвоприношения и поста (айта)».
В день Курбан айта совершить полное омовение (гусль), нанести лучшие благовония и отправиться на праздничную молитву – это сунна. Это действие призывает всех мусульман к гармонии чистоты души и тела в дни праздника. Ведь это – праздник. Должны ощущаться признаки праздника.
Мусульманину желательно самому зарезать принесенное в жертву животное. Ведь это – акт поклонения. Поэтому лучше, чтобы человек сам совершил обряд жертвоприношения.
Джабир (да будет доволен им Аллах) передал следующий хадис: «Я был с пророком в день Курбан айта. После произнесения проповеди Курбан айта он спустился с минбара. Перед ним привели барана. Пророк зарезал животное своими руками и сказал: «Бисмиллаһи, Аллаһу Акбар! Это от меня и от тех из моей уммы, кто не смог принести жертву», – и принес жертву».
Если человек не может сам зарезать животное, ему следует присутствовать рядом с мясником и видеть это своими глазами. Ведь наш пророк сказал своей дочери Фатиме: «Будь свидетелем своего жертвоприношения. Ибо с первой каплей крови жертвы прощаются все ошибки».
В жертву приносятся верблюды, коровы и овцы (и козы). Нет сообщений от пророка и сподвижников о том, что другие виды животных подходят для жертвоприношения. Посланник Аллаха сказал: «Непригодны для жертвоприношения четыре вида животных: слепое животное с явной слепотой, больное животное с явными признаками болезни, хромое животное и исхудавшее животное с очень малым количеством жира».
В дни айта мусульмане намереваются принести жертву вместе с другими и получить награду. Они хотят приготовить угощение и раздать подарки к празднику. Однако часто случается, что цены на жертвенных животных на рынке сильно возрастают.
В связи с этим, накануне священного праздника Курбан айт, призывая соотечественников к участию в благих делах и богоугодных мероприятиях, я призываю не омрачать благословенный праздник, не завышать цены на скот и стремиться к получению награды, а не прибыли.
Жертвоприношение – это не кампания по забою скота. Это – знаменательный праздник, который укрепляет единство народа и усиливает его сплоченность. Это праздник, дарованный нам Всевышним Аллахом.
Деяния мусульман совершаются коллективно и в единстве. Курбан айт – яркое тому подтверждение. Этот праздник еще больше демонстрирует единство и благословение всех мусульман. Мы – «ахли сунна валь джамаат», то есть умма, следующая пути нашего пророка и сподвижников (большинства). Хадж, жертвоприношение, коллективные молитвы и другие благие дела воспитывают мусульман в духе единства.
Хазрат Умар (да будет доволен им Аллах), читая проповедь, среди своих слов процитировал слова нашего пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует):
«…Будьте вместе! Берегитесь разобщения…» – сказал он с минбара.
Курбан айт – это благословенный праздник, который сближает родственников, побуждает навещать соседей, больных людей, быть прощающим и великодушным, ведет к единству и благословению. Айт – это семейный праздник. В праздничный день дарить подарки родителям, детям, приглашать в гости родственников, соседей, близких – это тоже богоугодное дело.
Курбан айт – это великий праздник, который объединяет мусульманскую общину в вере и призывает всех людей к довольству и покаянию. В день айта люди приближаются к довольству и милости своего Господа не только жертвоприношением, но и богоугодными, благими, добрыми делами. Ведь слово «курбан» в арабском языке означает «быть близким», «приближаться».
В Священном Коране сказано: «Не думайте, что их мясо и кровь достигнут Аллаха. Достигнет Его лишь ваше благочестие (искреннее намерение), которое укоренилось в ваших сердцах» («Хадж», аят 37).
Уважаемые братья! Поздравляю с наступающим Курбан айтом!
Пусть Всевышний Аллах позволит нашему народу доживать от айта до айта в поклонении и богослужении, в изобилии и благословении! Да продлится суверенитет нашей страны! Аминь!
(Материал опубликован с одобрения Духовного управления мусульман Казахстана)
Серикбай кажы ОРАЗ,
Председатель Духовного управления мусульман Казахстана,
Верховный муфтий