На сегодняшний день перед отечественной системой образования стоят весьма масштабные и значительные задачи, особенно в сфере ее совершенствования и развития. Сегодня в области гуманитарных наук Казахстана, в том числе в вопросе развития казахской духовности, существует множество нерешенных с познавательной точки зрения проблем. В этой связи достаточно привести слова Елбасы: «Человек живет прошлым, настоящим и будущим».
Современный мировой опыт доказывает, что многие империи в истории, когда поднимался национальный дух, становились крепкими государствами, а когда теряли его, распадались изнутри, впадали в смуту, становились слабыми, поддаваясь мирским заботам, и тогда их разрушал сплоченный внешний враг. Наш Елбасы Н.А. Назарбаев, проявив дальновидность, позаботился о сборе нашего разрозненного культурного наследия и, запустив программу «Рухани жаңғыру» для того, чтобы стать «Мәңгілік ел» (Вечной страной), способствовал глубокому пониманию вопросов духа, духовности и началу значимых дел в соответствии с ними.
Программы Елбасы «Мәдени мұра» (Культурное наследие), начатая ранее, и «Рухани жаңғыру», продолжающаяся сейчас, направлены на подъем духа казахской нации, чтобы включить казахский народ в число «Мәңгілік ел». Это закладывает фундамент для того, чтобы наши будущие поколения чувствовали себя равными представителям передовых стран мира.
Первая серия комплексных статей Елбасы, посвященных росту духовности и духовному совершенствованию нации, была опубликована в 2016 году в шести номерах газеты «Егемен Қазақстан» (21.09; 02.11; 05.11; 08.11; 11.11; 15.11.) под названием «Ұлы дала ұлағаттары» (Наставления Великой степи). Затем, 12 апреля 2017 года, эти идеи были развиты в программе «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» (Ориентир в будущее: духовное возрождение). Статья первого Президента нашего независимого государства Н.А. Назарбаева «Ұлы даланың жеті қыры» (Семь граней Великой степи) призвана раскрыть и представить миру всю материально-духовную историко-поучительную сущность казахов, ознаменовав наступление эпохи представления и знакомства. Елбасы отметил, что рассматривает проект-парадигмы, представленные в этой статье, как продолжение программы «Рухани жаңғыру». Действительно, эта статья является логическим продолжением вышеупомянутых идей-проектов.
Парадигмальные проекты в статье ставят задачу возвращения в память нации и вывода на мировую духовную арену материальных и духовных реликвий, запечатленных в ортодоксальном историческом сознании в пространстве и времени Великой степи. Предоставляя нашим соотечественникам знание собственной истории, Президент говорит: «Гордиться прошлым, реально оценивать настоящее и иметь позитивный взгляд на будущее – залог успешности нашей страны…».
Если мы, как народ, не будем вместе работать над достижением новых рубежей, поставленных Президентом, то эти цели так и останутся мечтами. Если экономика страны будет подниматься трудом энергичных и честных граждан нации, то фундамент для подъема духа нации будет заложен благодаря изысканиям ученых в области общественных, социальных и гуманитарных наук.
Самым важным началом программы духовного возрождения является раскрытие смысла понятия «национальный код» и обеспечение его превращения в главный источник силы для формирования сознания нынешнего, и особенно будущих поколений. Наша работа посвящена раскрытию происхождения, логической структуры и содержательного распространения кодовой системы самого важного понятия программы – «духовность».
Суть проблемы важна, содержание широко, история глубока, значение велико. Поэтому Дух – это нечто высшее, чем человеческое сознание и мысль, это всемирный источник силы для сохранения единства людей и целостности нации. Духовность – это исторически сложившаяся, внутренне сплоченная ценность, способная ярко показать отличие национального фольклора (легенд, пословиц и поговорок и т.д.), литературы, искусства от других народов. Духовность – это проявленный и утвержденный в общественной жизни благородный потенциал духа и духовности, система, стабилизирующая значение национальной культуры, которая может стать даже целью, к которой стремится государство. Духовность – это ментально-качественные характеристики, раскрывающиеся через мысли, поведение, действия конкретной личности, группы, народа на основе первых, отражающие самобытность нации.
Напомним, что первый Президент страны, представляя первые результаты переводческой деятельности, осуществляемой в рамках программы «Рухани жаңғыру», на специальном собрании интеллигенции в Нур-Султане (Астане) 12 апреля 2018 года, заявил: «Наша молодежь должна получать образование в соответствии с высокими научными стандартами». Конструктивная политика Елбасы по предоставлению сегодняшней молодежи возможности получать образование, соответствующее требованиям современных технологий, путем перевода лучших мировых произведений в области образования, реализуется на высоком уровне. В текущем учебном году в образовательный оборот было введено еще 30 учебников. Мы являемся свидетелями и на собственном опыте убеждаемся, что язык учебников понятен, а аналитические аспекты способствуют развитию остроты ума. Это, несомненно, будет важной информацией для молодых специалистов, получающих образование сегодня, в процессе их профессионального становления. Следовательно, учебники, анализируя на примерах, открывают читателю путь к погружению в их сложный мир. Тем самым, они стремятся направить молодого специалиста к развитию интуиции и раскрыть его профессиональную функциональную грамотность.
В этой связи мы хотим отметить, что являемся свидетелями долгосрочных мероприятий Национального бюро переводов в соответствии с обновленными технологиями в образовательных программах высшего образования в преддверии 2019-2020 учебных годов. Например, с 7 по 13 июля текущего года мы участвовали в проведении онлайн-лекций по многим предметам, подготовке дистанционных контрольных заданий и создании базы тестовых контрольных вопросов.
Вместе с тем, мы были в числе специалистов, участвовавших в формировании системы тестовых вопросов по онлайн-лекциям учебников, переведенных в рамках программы «100 учебников».
В целом, все это можно назвать благородными мерами по формированию национального квалифицированного специалиста, цифровизации сферы образования, делая ее гибкой и эффективной для обучающегося. В конечном итоге, мы видим в этом благородные меры на пути формирования интеллектуальной нации с сильным духом.
Профессор Казахского университета международных отношений и мировых языков имени Абылай хана, доктор философских наук Д.С. Раев