Научный сотрудник Международной тюркской академии, ученый, этнограф Акедил Тойшанұлы объяснил значение казахской традиции «бас тарту» (преподношение головы барана), кому нельзя преподносить баранью голову и на что следует обращать внимание при проведении этого обряда, пишет корреспондент Sputnik Казахстан.
«Бас тарту» — традиция, объединяющая народ
«Бас тарту» — один из древних обрядов. На собраниях, тоях, поминках, при приеме гостей баранья голова, принесенная в жертву, преподносится уважаемому, почетному человеку. Существует древнее поверье, что голова является началом творения, движущей силой мира. В связи с этим этнограф Акедил Тойшанұлы считает, что наличие изображений баранов в древнетюркских памятниках не случайно.
«Из этих исторических данных мы видим, что народ придавал особое значение бараньей голове и обряду «бас тарту». Это один из важных обрядов, объединяющих народ», — говорит он.
Кому преподносится баранья голова?
Поскольку баранья голова преподносится вместе с кожей, следует уделить особое внимание ее очистке и мытью. Очищенную и вымытую голову барана отделяют от туши. Затем промывают носовую часть. Этнограф говорит, что баранья голова преподносится уважаемому аксакалу, имеющему авторитет среди народа.
«Баранья голова кладется в чашу и преподносится аксакалу, имеющему авторитет среди народа и старшему по возрасту. Аксакал дает бата присутствующим за дастарханом», — говорит Акедил Тойшанұлы.
Аксакал, отведав баранью голову, раздает ее присутствующим, а не грызет в одиночку. Однако он не прикасается ножом ко второй половине головы. Несъеденная часть головы остается для того, чтобы хозяин дома также смог отведать ее, и это делается с намерением, чтобы угощение полностью дошло до хозяина. Почетная часть головы — уши — преподносится младшим членам семьи.
«Нельзя преподносить человеку, у которого есть отец»
В связи с этим ученый объяснил, кому не преподносится баранья голова.
«Баранья голова не преподносится женщине или человеку, у которого есть отец. Им нельзя ее преподносить. Например, если за дастарханом нет аксакала, то голова преподносится уважаемому мужчине среднего возраста, который является старейшиной рода. Но условие здесь — отсутствие отца. Если человек, у которого есть отец, возьмет голову, это считается плохой приметой», — говорит этнограф.
Акедил Тойшанұлы также отметил, что только человек, чей отец ушел из жизни, имеет право держать баранью голову.
«Объясню простыми словами. Если мой отец ушел из жизни, то я имею право взять баранью голову. Однако, если мой отец жив, то я не буду брать баранью голову, даже если мне 60-70 лет. Кроме того, баранья голова обязательно преподносится гостю. Хозяин дома не отрезает голову и сам не дает бата», — подытожил ученый.