«Центр профессионального обучения» в Синьцзяне. Момент встречи иностранных журналистов с проживающими там гражданами. 5 января 2019 года.
Информационный отдел Государственного совета Китая пригласил 20 журналистов из 16 стран в Синьцзян с 17 по 23 августа и показал им центры перевоспитания в Кашгаре и Аксу. Среди прибывших в Синьцзян были журналисты из Афганистана, России, Бангладеш, Турции, Японии, Пакистана. Об этом 25 августа сообщило информационное агентство Reuters со ссылкой на Центральное телевидение Китая (CCTV).
Китайские власти организовали для журналистов специальный медиа-семинар и провели экскурсию по городу Синьцзян.
«Журналисты были поражены развитием сельских районов и работой по охране окружающей среды в Синьцзяне. Журналисты посетили старый город в Кашгаре и увидели отремонтированные дома и магазины. Несмотря на ремонт, эти дома сохранили свой национальный колорит благодаря государственным средствам», — заявило CCTV.
«Национальные и религиозные мероприятия не запрещены для проживающих в Синьцзяне. Когда мы разговаривали с мусульманами, имамами, местными жителями, они сказали, что в Синьцзяне нет никакого давления», — сказал журналист из Бангладеш Мустафа Камал телеканалу CCTV.
По сообщению CCTV, журналисты посетили центр перевоспитания в Аксу, увидели кинотеатр, комнату для рисования, центр психологической помощи и «стали свидетелями насыщенной жизни студентов».
Пекин не пригласил на этот медиа-семинар журналистов из западных стран и представителей ООН, критикующих лагеря в Синьцзяне.
Весной 2017 года стало известно, что представители этнических меньшинств в Синьцзяне подвергаются давлению, а некоторые из них содержатся в лагерях. ООН заявила, что около миллиона человек содержатся «вне закона» в «центрах политического воспитания» в Синьцзяне, среди них — уйгуры и казахи.
В нескольких городах Казахстана граждане собирались и говорили: «Наши близкие в Синьцзяне подвергаются давлению, находятся в лагерях, не могут выехать в Казахстан». Они просили помощи у казахстанских властей и международных организаций. Министерство иностранных дел Казахстана заявило: «Лагеря в Синьцзяне — это внутреннее дело Китая, казахи, содержащиеся там, являются гражданами Китая». Позже министерство сообщило, что ведутся переговоры с Пекином, и вопрос казахов, которые не смогли выехать из Синьцзяна, решается.
Китайское правительство сначала отрицало существование центров политического воспитания. Затем Пекин назвал свою политику в Синьцзяне «мерами по борьбе с экстремизмом» и объяснил лагеря, где люди содержались вне закона, как «центры обучения языку и профессиональной подготовке». ООН и западные страны неоднократно просили Пекин разрешить въезд в Синьцзян. Однако Китай не приглашает представителей западных стран в Синьцзян.
В июле этого года послы 22 стран, включая Японию, Австралию, Великобританию, Канаду, Францию, Германию, Швейцарию, написали письмо в Совет ООН по правам человека с просьбой вмешаться в политику Китая в Синьцзяне. Они осудили давление на представителей религиозных меньшинств в лагерях в Синьцзяне.
Позже послы 37 стран направили письмо в Совет ООН по правам человека, заявив о своей поддержке политики Пекина в Синьцзяне. Среди них были Россия, Саудовская Аравия, Беларусь, Таджикистан, Туркменистан.
Азаттык