Помощник Президента Республики Казахстан Мурат Нуртлеуов дал интервью о деталях государственного визита Главы государства Касым-Жомарта Токаева в Китайскую Народную Республику, сообщает корреспондент Казинформа.
— Мурат Абугалиевич, известно, что история казахско-китайских отношений имеет глубокие корни. Тесные отношения между двумя народами также оказали большое влияние на установление прочных связей между двумя государствами. Как бы вы охарактеризовали отношения между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой на данный момент?
– Древние государства Великой Степи и Китай веками поддерживали тесные взаимоотношения. Великий Шелковый путь – главный мост сотрудничества – был уникальной торгово-транзитной магистралью, ставшей не только экономическим, но и культурно-гуманитарным центром, связывающим Восток и Запад. Через него шел активный процесс обмена идеями и знаниями. Все это создало благоприятные условия для вывода наших двусторонних отношений на уровень всестороннего стратегического партнерства. Благодаря настойчивости и усилиям Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Нурсултана Назарбаева и китайских лидеров, сегодня мир видит новую современную концепцию Великого Шелкового пути и его возрождение. Взаимовыгодная торговля между народами и государствами – залог дружбы, равноправия, уважения незыблемости суверенитета и границ. Китай стал первой страной, подписавшей 10 мая 2002 года в Пекине протокол о демаркации государственной границы с Казахстаном. Документ подписали тогдашние министры иностранных дел Казахстана и Китая Касым-Жомарт Токаев и Тан Цзясюань. Сегодня казахстанско-китайская граница протяженностью более 1700 километров стала границей дружбы и взаимовыгодного сотрудничества. Не будем забывать, что эти вопросы были урегулированы с полным соблюдением национальных интересов Казахстана и принципов международного права.
Мы активно укрепляем сотрудничество в рамках многосторонних и региональных организаций и форумов. Казахстан и Китай поддерживают международные инициативы. Наши позиции по многим актуальным вопросам глобальной повестки дня совпадают.
На сегодняшний день договорно-правовая база казахстанско-китайских отношений охватывает более 250 межправительственных и межведомственных соглашений по различным сферам.
При этом особое значение имеют такие документы, как Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, подписанный в Пекине в декабре 2002 года, Совместная декларация об установлении и развитии стратегического партнерства (2005 г.), а также Совместная декларация о новом этапе всесторонних отношений стратегического партнерства, принятая в 2015 году. Эти документы продемонстрировали намерение сторон к дальнейшему углублению сотрудничества.
Что касается двустороннего экономического сотрудничества, то сегодня оно показывает положительные результаты, охватывая транзитно-транспортную инфраструктуру, торговлю, обрабатывающую промышленность, финансовый и энергетический секторы, машиностроение и другие важные отрасли.
Наши страны реализуют ряд масштабных экономических проектов и формируют транспортные коридоры между Европой и Азией. В этом контексте актуальным является стыковка нашей новой экономической политики «Нұрлы Жол» и инициативы Пекина «Экономический пояс Шелкового пути».
Все это свидетельствует о том, что два государства нацелены на долгосрочное сотрудничество, взаимное уважение и соблюдение общепринятых норм межгосударственных отношений. Мы являемся близкими соседями, поэтому прекрасно понимаем, что прагматичное и смелое взаимное партнерство является основным фактором процветания двух народов, а также залогом регионального благополучия и безопасности.
– Китай является одним из крупнейших внешнеторговых партнеров Казахстана. Какие вопросы двустороннего сотрудничества актуальны в сегодняшней повестке дня? Что, по вашему мнению, можно особо отметить?
– Вы правы, Китай сегодня является одним из крупнейших торговых партнеров Казахстана. Объем двусторонней торговли только за прошлый год составил 11,7 млрд долларов. При этом хочу отметить, что в последние годы наблюдается тенденция к улучшению структуры и баланса в двусторонней торговле.
По данным Национального банка РК, Китай занимает четвертое место по привлечению инвестиций в нашу страну после Нидерландов, США, Великобритании (15,6 млрд). Кроме того, четкая позиция Казахстана по всем инвестиционным проектам формируется с учетом государственных интересов, коммерческой целесообразности, открытия новых рабочих мест для казахстанцев.
Международный финансовый центр «Астана» открывает большие возможности для кооперации. Наряду с NASDAQ, Лондонской биржей и Goldman Sachs, в состав учредителей биржи МФЦА вошли Шанхайская фондовая биржа и Фонд «Шелковый путь». А Государственный банк развития Китая и China Construction Bank открыли свои представительства на Центральной площади.
Конечно, от предприятий и делового сообщества поступает множество предложений по реализации различных проектов. Для тщательного отбора наиболее перспективных из них существует ряд двусторонних структур. В частности, хотел бы отметить Комитет по сотрудничеству на уровне первых заместителей глав правительств, деловой совет с участием представителей бизнес-групп РК и КНР, а также Форум межрегионального сотрудничества РК-КНР.
– В каком направлении мы можем двигаться дальше, используя имеющийся потенциал сотрудничества? Какие отрасли считаются «драйверами» стратегического партнерства?
– Я думаю, здесь необходимо учитывать глобальные тренды развития. В первую очередь, это сфера цифровых технологий. Китай добился больших успехов в этой области. На сегодняшний день в КНР стремительно развиваются такие направления инновационной экономики, как 5G, Big-Data, интернет вещей, искусственный интеллект, облачные технологии и суперкомпьютеры, роботизация. Безусловно, Казахстан заинтересован в создании экспериментальных лабораторий, совместных инновационных и IT-центров. Одной из наиболее благоприятных площадок для размещения таких центров является Международный технопарк IT-стартапов «Астана Хаб».
Быстро развивающийся Китай заинтересован в закупке качественной и экологически чистой сельскохозяйственной продукции. А наша страна обладает масштабными аграрными возможностями и стремится увеличить экспорт своей сельскохозяйственной продукции на китайский рынок.
В настоящее время реализуется ряд совместных инвестиционных проектов в сфере переработки и экспорта пшеницы, сахара, молока, мяса, шерсти, льна, томатов, рапсового масла и другой сельскохозяйственной продукции.
Китай – одно из крупнейших государств-потребителей энергии в мире и сторонник глобальных экологических инициатив. Поэтому вопросы охраны окружающей среды, рационального управления водными ресурсами трансграничных рек, развития альтернативных и возобновляемых источников энергии являются приоритетными направлениями двустороннего взаимодействия в повестке дня.
Перспективы взаимного влияния в культурно-гуманитарной сфере, включая науку, образование, кинематографию и туризм, также имеют большой потенциал.
Я думаю, что в будущем все эти направления будут способствовать укреплению всестороннего сотрудничества между Казахстаном и Китаем.
– Казахстан успешно реализует государственную программу инфраструктурного развития «Нұрлы Жол». Китай приступил к реализации своей глобальной инициативы «Один пояс, один путь». Какую пользу приносит нашей стране стыковка этих двух масштабных проектов в настоящее время?
– На сегодняшний день КНР – вторая экономика мира с огромным рынком. Пекин за последние сорок лет обладает необходимым инвестиционным и технологическим потенциалом для реализации глобальных инфраструктурных проектов в рамках «Одного пояса, одного пути». Кстати, в этом году исполняется 6 лет с момента официального объявления инициативы «Экономический пояс Шелкового пути», представленной Председателем КНР Си Цзиньпином в Назарбаев Университете.
В этом контексте трансконтинентальные инициативы Китая открывают новые перспективы и возможности для нашей страны, расположенной в сердце Евразии и не имеющей выхода к мировому океану. Казахстан стремится занять свое геоэкономическое положение в качестве связующего звена между экономическими полюсами Азии, Европы и Ближнего Востока для развития своего транзитного потенциала. В этих экономических полюсах в настоящее время сосредоточено более 60 процентов мирового ВВП.
Транзитные маршруты, проходящие через территорию Республики Казахстан, позволят Китаю быстро выйти на рынки Европы, Ближнего Востока и СНГ, формируя экономические коридоры «Китай – Центральная Азия – Западная Азия» и «Китай-Индокитай». Стоит отметить, что около 50 процентов транзитных потоков между Китаем и Европой проходят через территорию Казахстана. Однако из-за высокой конкуренции на рынке мы не должны снижать темпы.
Вышеупомянутые задачи в целом отвечают стыковке этих двух программ.
В рамках государственной программы «Нұрлы Жол» реализованы перспективные инфраструктурные проекты. Среди них: инфраструктура сухого порта и СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», казахстанский участок международного транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай», а также новый железнодорожный коридор «Казахстан-Туркменистан-Иран» общей протяженностью около 900 километров.
Можно сказать, что Казахстан является основным партнером Китая в вопросе развития транспортно-логистической инфраструктуры.
Следует отметить, что Казахстан стал ключевым партнером Китая в реализации программы «Один пояс, один путь».
– Какие вопросы стоят в повестке дня первого визита Президента Касым-Жомарта Токаева в Китайскую Народную Республику? Какова будет программа визита? Чего можно ожидать от предстоящих встреч?
– Мы уделяем особое внимание тому, чтобы первый государственный визит Президента Касым-Жомарта Кемелевича Токаева в КНР был качественным и содержательным. Организация этого визита по приглашению Председателя КНР Си Цзиньпина по случаю 70-летия образования Китайской Народной Республики имеет большое значение. Актуальность визита обусловлена необходимостью поиска новых путей для дальнейшего укрепления всестороннего стратегического партнерства между двумя странами.
Программа государственного визита очень насыщена. Запланированы переговоры с Председателем КНР Си Цзиньпином. По их итогам планируется подписание совместного заявления о развитии всестороннего стратегического партнерства на новом этапе.
Также ожидаются встречи с Премьером Государственного совета КНР Ли Кэцяном и Председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Ли Чжаньшу.
Глава государства планирует принять участие в шестом заседании Казахстанско-Китайского делового совета. Согласно программе, он выступит в Академии общественных наук Китая.
В ходе визита глава государства посетит город Ханчжоу в провинции Чжэцзян. Там, в частности, запланирована встреча Президента с председателем совета директоров «Alibaba Group» Джеком Ма, а также посещение компании «Hikvision». Кроме того, в рамках визита будет подписано соглашение о передаче казахстанской стороне суперкомпьютера для обработки больших данных.
Всего будет подписано около десяти документов. В частности, будут заключены двусторонние коммерческие соглашения в области экспорта сельскохозяйственной продукции, сотрудничества в чрезвычайных ситуациях, IT-технологий, электронной торговли.
В целом, предстоящий визит главы государства в КНР соответствует долгосрочным стратегическим интересам Казахстана. Наша внешняя политика направлена на принесение практической пользы народу, содействие созданию новых источников роста и рабочих мест, повышение благосостояния казахстанцев. Такова основная позиция главы государства Касым-Жомарта Токаева.
– Спасибо за интервью!