Указом Первого Президента РК – Елбасы 2019 год был объявлен Годом молодежи. В рамках поддержки молодых талантливых казахстанцев проводится отдельная работа и на государственной службе. В предвыборной программе Президента К. Токаева была поставлена задача по формированию Президентского молодежного кадрового резерва. В эксклюзивном интервью Primeminister.kz заместитель председателя Агентства РК по делам государственной службы Марат Дауешев рассказал о важных аспектах кадрового резерва, пишет «Ұлт ақпарат».
— Какие конкретные шаги и системные меры планируется принять по повышению эффективности государственного аппарата?
— Формирование эффективного и профессионального государственного аппарата в стране реализуется в рамках программного документа — Плана нации «100 конкретных шагов», инициатором которого в 2015 году выступил Первый Президент РК – Елбасы Н. А. Назарбаев.
Совершенствована система найма, подготовки и продвижения кадров, внедрены современные инструменты управления персоналом, повысился качественный состав государственных служащих.
В результате уровень текучести на государственной службе снизился в 2 раза (с 11,2% в 2015 году до 6,2% в 2018 году). Количество внеконкурсных назначений сократилось в 18 раз (с 6,5 тыс. в 2015 году до 369 в 2018 году).
Реформа повысила возможность поступления на государственную службу на основе принципов открытой конкуренции и прозрачности отбора.
На сегодняшний день прием на государственную службу начинается с низовых должностей, а сотрудники продвигаются на основе их компетенций и профессиональной подготовки. С момента реализации реформы наблюдается трехкратное увеличение числа лиц, начавших свою карьеру с начальных ступеней (с 2 569 до 8 481).
Благодаря реформе созданы условия для карьерного роста сотрудников внутри государственных органов. Количество государственных служащих, продвинувшихся по службе через институт внутренних конкурсов, увеличилось в 5 раз (с 1 348 в 2015 г. до 6 826 в 2018 г.).
Указанные меры лишь укрепили уверенность в возможности карьерного роста по заслугам. Этому могут служить результаты социальных опросов. Последний проведенный социальный опрос показал, что 80% государственных служащих высоко оценили объективность процесса отбора.
Работа по дальнейшему повышению эффективности государственного аппарата продолжается в рамках реализации подходов, озвученных в предвыборной программе Президента страны.
Сейчас нашим Агентством прорабатываются вопросы усиления принципов меритократии, внедрения стратегического кадрового планирования и расширения социального обеспечения государственных служащих. Вместе с тем, по поручению Главы государства начата работа по формированию Президентского молодежного кадрового резерва.
Своевременная и качественная реализация всех поставленных задач находится на постоянном контроле председателя Агентства Анар Жайылгановой.
— Начался прием заявок на участие в отборе в Президентский молодежный кадровый резерв. Расскажите о задачах проекта? Смогут ли лица, попавшие в кадровый резерв, обязательно поступить на государственную службу и на какие должности?
— Необходимость создания Президентского молодежного кадрового резерва была отмечена Президентом Касым-Жомартом Токаевым в своей предвыборной программе.
Тогда Глава государства отметил, что резерв должен стать эффективным социальным лифтом для молодежи. К отбору могут участвовать представители различных сфер, разных профессий. Они не обязательно должны быть государственными служащими, это могут быть представители квазигосударственного сектора, частного сектора, гражданского общества.
Резерв объединит потенциальных кандидатов на высшие управленческие должности страны, которые смогут стать руководителями «новой формации», способными к оперативному принятию решений, быстро адаптироваться к изменчивым условиям работы.
Спектр управленческих должностей, на которые могут быть назначены прошедшие все этапы отбора и вошедшие в список резервистов, весьма широк. Об этом наше Агентство достаточно проинформировало граждан. Эта информация также была опубликована на специально запущенном сайте pkrezerv.
Сам факт вхождения в Резерв не дает гарантии назначения на государственную должность.
При наличии соответствующей вакансии данная должность может быть предложена Резервисту Национальной комиссией по делам молодежного кадрового резерва.
Назначения могут осуществляться как из числа лиц, вошедших в Резерв, так и из числа иных лиц в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
— Как проводится регистрация участников отбора в Резерв? Сколько человек на сегодняшний день подали заявки на участие?
— Регистрация кандидатов в Резерв проводится с 1 по 30 сентября.
В эпоху цифровизации, для обеспечения максимальной прозрачности, централизованного доступа к информации и удобства для граждан, мы запустили специальную онлайн-платформу — pkrezerv.kz. Интерфейс платформы очень понятен для большинства.
На сайте имеется вся необходимая информация по отбору в Резерв.
На сегодняшний день на сайте зарегистрировано 4115 участников, из них 457 завершили процесс регистрации. Хотелось бы отметить потенциальным участникам отбора, что не стоит откладывать регистрацию на последний день, так как для ее прохождения необходимо будет заполнить личный профиль онлайн, загрузить необходимые документы, в том числе рекомендательное письмо.
— Есть ли возрастные ограничения? Расскажите подробно о критериях и условиях участия в проекте?
— Среди основных требований, предъявляемых к участникам отбора в Президентский молодежный кадровый резерв, имеются такие требования, как быть гражданином Республики Казахстан, не старше 35 лет, иметь образование и общий стаж работы не менее 5 лет.
К участию в конкурсе допускаются граждане Республики Казахстан как внутри страны, так и за ее пределами. Они наравне со всеми смогут пройти отбор через онлайн-платформу pkrezerv.kz.
Участвовать в отборе в Резерв могут все граждане, соответствующие требованиям, за исключением лиц, назначаемых Президентом на политические государственные должности.
Кроме того, кандидаты будут проверены на соответствие условиям поступления на государственную службу: дееспособность, отсутствие решения суда, запрещающего занимать государственную должность в течение определенного времени, отсутствие совершения коррупционного преступления, отсутствие непогашенной или неснятой судимости, отсутствие совершения преступления в составе организованной группы и т.д.
— Будут ли кандидаты сдавать какие-либо экзамены или тесты для попадания в кадровый резерв?
— После подачи заявки на участие в отборе кандидатам предстоит пройти несколько системных этапов, а именно:
Первый этап – прием документов участников, который я выше упомянул.
Второй этап – тестирование кандидатов. Тест направлен на определение способности кандидата работать со сложной информацией, представленной в виде текста и чисел.
Это позволит определить теоретическую подготовку кандидатов, уровень их аналитического и критического мышления.
Третий этап – оценка лидерских качеств кандидатов, уровня стратегического видения, мотивации и ценностей.
Для этого кандидатам предстоит написать эссе и презентовать свои социально значимые проекты.
Через эссе оцениваются грамотность, эрудиция, уровень образования, критическое мышление, логика рассуждений, доказательность и обоснованность выводов кандидатов.
В свою очередь, презентация проектов направлена на оценку прогнозирования развития соответствующей отрасли или направлений деятельности в соответствии с выбранной кандидатом группой должностей.
Данный этап также включает оценку компетенций кандидатов.
Оценка компетенций участников позволит определить их личностные качества, уровень мотивации, а также наличие управленческих компетенций.
Четвертый этап – собеседование участников в Экспертной комиссии. На данный этап допускаются участники, достигшие высоких результатов на предыдущих этапах по сумме баллов.
При этом планируется провести индивидуальное собеседование с каждым кандидатом, успешно прошедшим предыдущие этапы отбора.
По итогам собеседования Экспертная комиссия путем открытого голосования формирует список кандидатов, рекомендуемых к зачислению в Резерв, и направляет его на рассмотрение в Национальный комиссию.
Заключительный этап отбора – кандидатуры участников рассматриваются в Национальной комиссии по кадровому резерву.
На данный этап допускаются участники, набравшие высокие баллы, рекомендованные Экспертной комиссией.
По итогам заседания Комиссии принимается решение о зачислении кандидатов в Президентский молодежный резерв.
— Насколько прозрачно и объективно проходит механизм отбора?
— Кроме того, после каждого этапа отбора мы публикуем список участников, прошедших на следующий этап, в автоматизированной системе и на сайте Агентства qyzmet.gov.kz.
Для обеспечения прозрачности принятия решений к этапу оценки кандидатов привлекаются отраслевые эксперты. Они могут контролировать объективность процессов отбора.
Один из этапов – оценка ценностей и компетенций кандидатов.
Для этого мы привлекаем квалифицированных специалистов в области управления человеческими ресурсами. Оценку компетенций проводят эксперты на базе Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан с применением инструментов групповой оценки. Это осуществляется посредством применения инструментов групповой оценки, включающих различные задания для определения компетенций.
Для этого привлекаются эксперты в области управления человеческими ресурсами, которые должны применять схожие методы оценки на протяжении многих лет. Планируется аудио- и видеозапись групповой оценки.
В целом, на этапе отбора мы привлекаем нескольких экспертов, в том числе отраслевых экспертов, к процессу оценки каждого кандидата.
Эксперты по оценке не смогут видеть персональные данные участников, в частности их имена. Они будут скрыты, зашифрованы. В результате они увидят лишь набор цифр и букв. Идентификатор, полученный экспертами на каждом этапе, будет уникальным. Иными словами, оценщики, например, не будут знать, чье эссе они оценивают.
— Как известно, в Казахстане законодательно действует «А» корпус, охватывающий административные государственные должности управленческого уровня, для которых предусмотрен отбор в кадровый резерв, конкурсный отбор, прохождение и прекращение государственной службы, а также специальные квалификационные требования. Чем отличается отбор в Президентский молодежный кадровый резерв от отбора в «А» корпус?
— С 2013 года в Казахстане действует институт «А» корпуса. Президентский молодежный кадровый резерв и резерв «А» корпуса – это совершенно разные программы с разными целями. Отмечу ряд отличий.
Во-первых, возрастная категория. Президентский молодежный кадровый резерв создается для создания специального социального лифта для молодежи. Поэтому в Резерв могут входить лица не старше 35 лет.
Во-вторых, спектр должностей, на которые назначаются резервисты, особенный. В должности «А» корпуса входят должности ответственных секретарей, руководителей аппаратов и председателей комитетов. Соответственно, на эти должности назначались резервисты «А» корпуса. А спектр должностей в Президентском молодежном кадровом резерве гораздо шире – помимо указанных должностей, он включает должности министров, вице-министров, акимов областей, городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент и их заместителей, а также акимов городов, районов, председателей правлений и членов правлений национальных компаний.
В-третьих, процедура отбора в резерв также отличается.
При формировании подходов к отбору в Президентский резерв мы постарались учесть все процессы, происходящие в казахстанском обществе.
Так, в последние годы растет интернет-активность казахстанцев, развиваются цифровые технологии и электронные услуги. Поэтому прием документов и несколько этапов отбора осуществляются дистанционно в автоматическом режиме.
Кроме того, задача формирования Президентского резерва – отбор креативной и талантливой молодежи. В связи с этим, в процедурах отбора не проверяется знание законодательства кандидатами.
— Спасибо за интервью!