На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина вице-министр торговли и интеграции Азамат Аскарулы доложил о принимаемых мерах по улучшению позиций Казахстана в рейтинге «Doing Business», а также в рейтинге Глобальной логистической эффективности (LPI).
Министерство торговли и интеграции РК отвечает за индекс «Международная торговля» в рейтинге «Doing Business».
В рейтинге «Doing Business» Всемирного банка Казахстан по индикатору «Международная торговля» занимает 102 место, поднявшись на 21 позицию с 123 места по сравнению с прошлым годом.
На улучшение позиции повлияли меры по внедрению электронного таможенного декларирования, снижению ставки сбора за таможенное оформление и переводу таможенного контроля из стадии оформления в стадию посттаможенного контроля.
Кроме того, на дальнейшее улучшение показателей могут повлиять ряд принятых мер, но они еще не учтены:
Снижение ставок таможенных сборов за декларацию (с 19 000 тенге за основной лист декларации и 7 000 тенге за дополнительный лист до 20 000 тенге) (ноябрь 2018 года).
Внедрение возможности оплаты таможенных платежей и налогов через платежный шлюз электронного правительства (время сократилось с 1-3 рабочих дней до 5-7 минут).
Запуск «Единого окна» по экспортно-импортным операциям (27 марта 2019 года). Работы планируется завершить до конца 2019 года. На сегодняшний день проводится тестирование компонентов «Единого окна».
По словам вице-министра, в рамках формирования восьмого пакета законодательных поправок по улучшению бизнес-среды были внесены предложения по вопросам защиты данных, полномочий между государственными органами по обмену и передаче данных, идентификации, аутентификации и авторизации, качества данных, электронных документов, электронного архивирования, права интеллектуальной собственности и права собственности на базу данных и др. Для их решения необходимо изменить более 10 законов.
В октябре запланирована встреча с экспертами Всемирного Банка в г. Вашингтон для обсуждения проведенных реформ и их учета в реализованных мерах.
В рейтинге Всемирного банка «Развитие торговой и транспортной инфраструктуры» Казахстан занимает 71 место.
В рамках улучшения позиции Республики Казахстан в данном рейтинге Министерство торговли и интеграции совместно с Министерством индустрии и инфраструктурного развития проводит масштабную работу по созданию многоформатной торгово-распределительной инфраструктуры, направленной на развитие торговли внутри страны и обеспечение доступа на внешние рынки.
Внутри страны система позволит создать условия для цивилизованной торговли, повысить обеспеченность населения достаточной торговой инфраструктурой и большим ассортиментом товаров, усилить конкуренцию на рынке для снижения цен на товары народного потребления.
В рамках развития экспорта система обеспечит взаимную поставку товаров, их транзит через Казахстан, а также послужит основой для создания единого пула производителей совместно с нашими соседями для экспорта в другие страны.
На сегодняшний день для создания торгово-распределительной системы реализуется строительство 5 оптово-распределительных центров в Карагандинской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Жамбылской, Западно-Казахстанской областях со сроком завершения в 2019 году. В 2020 году планируется строительство распределительных центров в 3 регионах – городах Алматы, Актобе и Семей общей площадью 96 тысяч квадратных метров.
По итогам 2018 года в стране действуют 26 транспортно-логистических центров, до 2022 года планируется строительство 14 транспортно-логистических центров дополнительно общей площадью 1 067 065 квадратных метров.
«Одной из ключевых задач нашего Министерства является объединение транспортно-логистической и торговой инфраструктур. По мере увеличения количества и качества таких инфраструктурных объектов будет усиливаться эффект от сокращения торговых издержек. Снижение цен напрямую отразится на потребителе», — сказал А. Аскарулы.
Кроме того, вице-министр отметил, что фокус рейтинга LPI постоянно меняется. В 2007 году, когда рейтинг только был опубликован, он был направлен, в первую очередь, на упрощение торговли и устранение барьеров на границе. Сегодня рейтинг взаимосвязан с внутренними факторами логистики: социально-экономическая устойчивость цепочки поставок, навыки и обучение, воздействие на окружающую среду.
С целью улучшения позиции страны в рейтинге LPI, в рамках проекта государственно-частного партнерства, Министерство торговли и интеграции РК прорабатывает вопросы внедрения электронной системы, позволяющей интегрировать систему экспортно-импортных операций в информационную систему «Астана-1» с показателем возможности отслеживания грузов с транспортной-логистической системой страны.
«Мы отслеживаем улучшение позиций в рейтинге не только для привлечения иностранных инвесторов. Наша основная задача – повышение качества жизни населения через улучшение дорог, создание обновленной инфраструктуры хранения товаров, быстрое и удобное пересечение границы населением и субъектами предпринимательства», — подытожил вице-министр торговли и интеграции А. Аскарулы.